Методическая разработка "Красота окружающего мира в работах учащихся 9-го класса на уроках ручного труда"
КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ 9-го КЛАССА НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА
Для того, чтобы деятельность детей на таких уроках, как ручной труд, СБО и т.д., не носила лишь «ремесленно-репродуктивный» характер, следует создать на них атмосферу творчества, радости, воодушевления, восхищения. Детей следует включать в подлинную художественную деятельность, в основе которой – мотивы творчества. Для восприятия детей с ограниченными возможностями доступны только отдельные явления природы. Увидеть их красоту ребёнок сам не в состоянии, нужно помочь ему в этом.Помогая детям, мы будем способствовать пробуждению у них чувства стремления жить с миром в гармонии, желания приобщаться к миру прекрасного и выразить свое видение мира через свои рисунки, поделки, аппликации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 4
Василеостровского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ 9-го КЛАССА НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА»
Педагог С.Р. Османова
Санкт-Петербург
2018 год
Природа радует нас всеми своими красками во все времена.
Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. Сменяя друг друга, они дарят нам радость жизни. Они все прекрасны!
Зима чудесна в своём белоснежном одеянии, расписных серебристых узорах. Она полна таинственных сказок, мандариновых запахов, возвращающих нас в детство, новогодних подарков и протяжных песен вьюги.
Весна окутывает нас бело-розовой пеной цветущих деревьев, очарованием пробуждающейся природы, звонкими серенадами птиц, улыбкой ясного солнышка и множеством прелестниц, появляющихся на улицах.
Лето это радость общения, путешествий, это море, солнце, изумрудная зелень и пёстрый ковёр цветов, разостланный по земле. При слове "лето" мы ощущаем сладость спелых ягод на губах, аромат лугов и громкий стук сердца: "От-пуск, от-пуск!"
Сказка осени вне всяких похвал! Огненно-рыжей плутовкой мечется она по лесам и полям. Словно большая пёстрая птица машет крылами, сбрасывая на землю свой яркий нарядный перистый узор.
Красота всегда с нами, всегда среди нас!
Мир, который окружает нас, прекрасен во все времена. Будем любить его, радоваться подаркам природы. Сохраним в душе тепло осени, зимнюю свежесть, яркость лета и нежность весны.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что цель всей системы воспитания заключается в том, чтобы «школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом». И действительно, красота – это часть самого человечества, его духовный потенциал.
Прекрасно все, что окружает нас. Нужно только суметь разглядеть все это в суете нашей жизни. Огромен мир вокруг нас. Надо только настроить зрение и слух на красоту и доброту. Научиться видеть прекрасное рядом с собой, восхищаться красотой.
Для того, чтобы деятельность детей на таких уроках, как ручной труд, СБО и т.д., не носила лишь «ремесленно-репродуктивный» характер, следует создать на них атмосферу творчества, радости, воодушевления, восхищения. Детей следует включать в подлинную художественную деятельность, в основе которой – мотивы творчества.
Для восприятия детей с ограниченными возможностями доступны только отдельные явления природы. Увидеть их красоту ребёнок сам не в состоянии, нужно помочь ему в этом.
Помогая детям, мы будем способствовать пробуждению у них чувства стремления жить с миром в гармонии, желания приобщаться к миру прекрасного и выразить свое видение мира через свои рисунки, поделки, аппликации.
С учётом особенностей детей используются следующие формы работы:
-игры;
-экскурсии;
- практические занятия;
- беседы;
Основные направления на уроках ручного труда: работа с природным материалом, со вспомогательными материалами, лепка, аппликация. Учащимся даются знания основ народного творчества, формируется художественный вкус, эстетические и эмоциональные чувства, воспитывается любовь к искусству. Каждую осень мы с ребятами собирали и засушивали листья, шишки, желуди. маленькие веточки, мох и др.,а в дальнейшем рассматривали их, угадывая, кто в них «спрятан» и с помощью своей фантазии превращаем эти природные материалы в различных животных и персонажей.
На уроках ручного труда в занимательной форме используются доступные виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социальнобытовые знания, умения и навыки, необходимые для приспособления детей к окружающей жизни. В работе с природным материалом дети складывают композиции и закрепляют их с помощью клея, пластилина, ниток, создавая гармонию Природы, понимая ее секреты, изучая и любуясь ею. На занятиях по работе со вспомогательным материалом развиваются творческие способности, фантазии, воображение и эстетический вкус детей.
На занятиях дети знакомятся с различными видами материалов, внимательно разглядывая их, сортируя, рассказывая о своих ощущениях и впечатлениях, выкладывая формы предметов, животных и различные оригинальные узоры.
Для гармоничного развития ребёнка важно формировать: художественный вкус, эстетические и эмоциональные чувства, аккуратность в работе, основы самообслуживания. Поэтому мы уделяем много внимания развитию навыков самообслуживания, обучению приготовления блюд, оформлению их. Вырабатываем навыки по сервировке стола, формируем позитивное отношение к
окружающему миру через представление о прекрасном. Особое внимание на уроках СБО уделяется эстетике: даже при приготовлении простейших блюд, проявляя творчество, всегда стараемся с детьми красиво оформить их, пытаясь внести свои «изюминки». Так ,например, к новогоднему празднику и празднику 8 марта всегда поновому красочно мы оформляем различные торты. А к пасхе готовимся особенно тщательно: накануне красим яйца и оформляем их очень оригинально, каждый по-своему. А как светятся лица детей когда мы замешиваем тесто в предвкушении выпекания куличей, а затем, выпекая и украшая их, складываем в пакетики, подготовленные и оформленные ранее на уроках ручного труда.
Ребята с удовольствием относят домой украшенные и оформленные своими руками куличи.