статья «Формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью самостоятельных жизненных навыков»

Османова Сабе Рефатовна

У наших детей обучение навыкам самообслуживания не происходит самопроизвольно, а составляет целое направление работы педагогов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 4

Василеостровского района Санкт-Петербурга

 «Формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью самостоятельных жизненных навыков»

Педагог С.Р. Османова

Санкт-Петербург

2017 год

Цель уроков СБО - формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью самостоятельных жизненных навыков. Мы реализовываем указанную цель при условии решения следующих задач:

• развитие навыков самообслуживания,

• формирование навыков по стирке и глажению белья,

• обучение приготовлению простейших блюд,

• развитие навыков по сервировке и уборке стола, мытью и чистке посуды,

• воспитание культуры поведения за столом и режима питания.

У наших детей обучение навыкам самообслуживания не происходит самопроизвольно, а составляет целое направление работы педагогов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.

Задача учителя - помочь нашим учащимся приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. В основу программы положена система пошагового обучения. Работа с учащимися ведется по индивидуальным маршрута. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо обучать ребенка. Используется система поощрений (внимание, одобрение, любимые занятия)

Задачи обучения:         

• определение текущего уровня развития данного навыка;

  • определение ближайших шагов; -отработка навыка внутри каждого шага; -- разработка системы поощрений и контроля,

• обсуждение результатов с родителями.

Чему учить?

Оценить текущее состояние навыков самообслуживания ребенка.

  • Что он умеет делать достаточно хорошо уже сейчас, но только с помощью учителя?

• Что он может выполнять лишь отчасти?

• И что он совсем не в состоянии делать ... пока?

Следующий шаг-выбор навыка. Для этого нужно помнить 3 условия. Это должен быть навык, который ребенок

1)готов осваивать;

2)который он хочет освоить;

3)и которому его хотим обучить.

И, наконец, навык, которому его хотим обучить. Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для учащихся, которые учатся достаточно быстро,- это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро,- много маленьких. Между навыками самообслуживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содержать в порядке дом, пролегает граница. Навыки самообслуживания: умение правильно одеваться и обуваться, самостоятельно пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, навыки личной гигиены, умение правильно вести себя за столом, будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок должен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет продолжать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы.)

Самое важное при подготовке к работе над навыками самообслуживания - выбрать материалы, с которыми ребенку будет легко работать. Наблюдая за ребенком, определяем, что именно ему дается ему трудно. Обдумываем, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу.

Например:

  • Чтобы полотенце не падало с перекладины, когда ребенок вытирает руки, мы закрепляем его противоположные части между собой английской булавкой.
  • Для того, чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей, они у нас синие и красные соответственно.
  • Учить ребенка расстегивать и застегивать пуговицы пальто, а не рубашки, так как они крупнее, и с ними легче справиться.

Этот подход удобен при обучении таким умениям, которые предполагают выполнение цепочки отдельных действий, всегда идущих в одной и той же последовательности. Как научить ребенка мыть руки? Это умение можно разбить на маленькие шаги:

1. Включает                            воду.

2. Намыливает                         руки.

3. Споласкивает                        руки.

4. Выключает                           воду.

Финишной чертой будет завершение 4-го шага выключение воды. Этот момент - окончание всех действий. Как же приблизиться к финишу? Сначала придется сделать 1-й,2-й, 3-й шаги. Может быть, даже помочь ему взяться за кран, для того, чтобы, как только ему скомандуют: "Марш!" - он смог выключить воду и таким образом легко и быстро завершить процесс. Мы начали с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Каждый раз, выполняя задание, ребенок будет одолевать новый для него шаг, а затем переходить к цепочке действий, которые он уже освоил. Таким образом без особых усилий ребенок добирается до конца.

Навыки самообслуживания можно считать усвоенными только в том случае, если ребенок знает, к о г д а  и  к а к  и м и  н у ж н о  в о с п о л ь з о в а т ь с я, и проверяет, х о р о ш о  л и  он  и м и воспользовался.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Ценность этого метода в том, что в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт учеников. Экскурсии проводятся таким образом, чтобы ученики не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Например, ученики должны не только уметь ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение различных отделов, но и уметь выбрать и оплатить покупку, попросить необходимое у продавца получить сдачу, завернуть и положить покупку в сумку. С ребятами мы проводим общеознакомительные экскурсии (например, в магазине, на рынке) и тематические (музей Хлеба).

На уроках СБО ученики приобщаются к творчеству, обучаются готовить и красиво оформлять блюда, учатся различным видам сервировки стола: чайного а) фито- чая, б) с бутербродами, в) праздничного. Общаясь с педагогами и друг с другом, ребята учатся жить рядом с другими, учитывая их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, воспитывают самостоятельность и уверенность в себе.

По заполненным картам оценки сформированности самостоятельных жизненных навыков, можно отметить положительную динамику у учащихся 7го «Б» класса по вопросам навыков самообслуживания.