Характеристика видов нарушений письменной речи и направлений логопедической работы

Мартыненко Олеся Петровна

В представленной таблице собран материал по виду, этиологии, механизму и симптоматике нарушений письменной речи, прописаны основные направления логопедической работы. Материал будет полезен как студентам ВУЗ, так и начинающим логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид нарушения

Этиология

Механизм

Симптоматика

Направления логопедической работы

Классификация дисграфии

Артикуляционно-акустическая

1.Задержка в формировании определенных функциональных систем, вследствие неблагоприятных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка.

2.Трудности становления процесса латерализации:не установилась в срок доминантная роль одного из полушарий ГМ , поэтому затруднен корковый контроль за многими видами деятельности.

Неправильное произношение звуков; несформированность  фонематических представлений; нарушение слуховой дифференциации

Ребенок пишет так, как произносит Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы. В работе по дифференциации звуков используются и задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Устранению данного вида дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.

На основе нарушения фонемного распознавания

Наследственная предрасположенность, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур.

Связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).

Замена букв, соответствующих близким звукам. В устной речи звуки произносятся правильно.

Неправильное обозначение мягкости, замены гласных даже в ударном положении.

Анализ предложений и синтез слов в предложении

- развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза

Развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза

На почве нарушения языкового анализа и синтеза

Проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. ( Р. Е. Левина)

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

 анализ предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

 Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов;

в раздельном написании слов; особенно приставок и корня.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски при их стечении; пропуски гласных; перестановки букв; добавление букв; пропуски, добавления, перстановки слогов.

  1. Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
  2. Формирование действия звукового анализа в речевом плане.
  3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Аграмматическая

Следствие расстройства в области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени.

Несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

Аграмматизмыв искажении морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов., изменение падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменение падежа местоимений., числа существительных, трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении

Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

Оптическая

Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма.

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зритеьного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

 а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

 б) замены и смешения графически сходных букв.

Трудности усвоения и смешения сходных графических букв и их взаимных заменах.нерасчлененность зрительного восприятии форм. Смешиваются и заменяются буквы , как отличающиеся дополнительными элементами ( л-д,з-в), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( т-г, ь-р, н-п-и).

 Зеркальное письмо.

Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса

-Уточнение и расширение объема зрительной памяти

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений

-Развитие зрительного анализа и синтеза

-формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений.

Классификация дислексии

Оптическая

Буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем.

Неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слова при чтении.

Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса

Уточнение и расширение объема зрительной памяти

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений

Развитие зрительного анализа и синтеза

-формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений.

Мнестическая

Трудности усвоения букв, недифференцированные замены. Дети не могут воспроизвести в определённой

последовательности. Ряд из 3-5 звуков или слов. Нарушена ассоциация между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука

развитие восприятия форм, с дифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного  восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с развитие зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза

Фонематическая

Недоразвитие функций фонематической системы.

  1. Недоразвитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
  2. Недоразвитие функций фонематического анализа

Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки (свистящие и шипящие, звонкие и глухие и т. д.).

Акустические нарушения отмечаются как при расстройстве устной речи (дизартрии, дислалии), так и при задержке речевого развития.

  1. Трудности усвоения букв, замена звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш и тд.)
  2. Побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова: пропуск согласных при стечении (мара – марка), вставка гласных между согласными (пасла – пасала), перестановка звуков (утка – тука), пропуск и вставка звуков при отсутствии стечения согласных в слове, пропуск, перестановка слогов (лопата – лата, латапа).

-анализ предложений и синтез слов в предложении

- развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза

Развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза

Семантическая

Нарушение фонематического и слогового синтеза

Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении

развитие звукового синтеза

-обогащение словарного запаса

-развитие грамматического строя речи

-формирование морфологических и синтаксических обобщений

Аграмматическая

изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах»,); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений (такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 8-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида

Уточнение и усложнение структуры предложения

- развитие функции словоизменения

Формирование навыков словообразования

Развитие умений морфологического анализа  слова

-работа над однокоренными словами

Закрепление грамматических  форм письменной речи

Тактильная

Наблюдается у слепых детей

В основе ее лежат трудности дифференциация тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (в — и, ж — ж), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б — л, л — к).

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.