Доклад: Практико-ориентированное обучение при проведении практических занятий по профессиональным модулям

Карьялайнен Николай Викторович

В техникуме в рамках освоения профессиональных модулей на лабораторно-практически занятия по учебному плану отводиться часы от обязательной аудиторной нагрузки, что соответствует требованиям ФГОС по практико-ориентированности обучения. В связи с этим перед педагогом встает вопрос о организации практико-ориентированного обучения.

Практико-ориентированное обучение реализуется на лабораторных (практических) занятиях, учебной практике, с применением таких технологий как: технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве, разно уровневое обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx512.72 КБ
Файл listy_otsenivaniya_analitikom.docx15.87 КБ
Файл listy_otsenivaniya_ekspertom.docx15.11 КБ
Файл listy_otsenivaniya.docx0 байтов
Microsoft Office document icon plan_zadaniya_na_forvard.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Карьялайнен

ГБПОУ «Усть-Илимский Техникум Лесопромышленных Технологий и сферы Услуг» г. Усть-Илимск

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

В техникуме в рамках освоения профессиональных модулей на лабораторно-практически занятия по учебному плану отводиться часы от обязательной аудиторной нагрузки, что соответствует требованиям ФГОС по практико-ориентированности обучения. В связи с этим перед педагогом встает вопрос о организации практико-ориентированного обучения.

Практико-ориентированное обучение реализуется на лабораторных (практических) занятиях, учебной практике, с применением таких технологий как: технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве, разно уровневое обучение.

Одной из таких форм являются деловые игры, выступая как динамические модели упрощенной действительности, позволяют имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между контрагентами.

Примером такой игры на моих занятиях с обучающимися по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машины, при изучении ПМ. 01 Управление погрузочными машинами или кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт, является практическое занятие по теме: Управление лесозаготовительной машиной Форвардер, рассчитано на 6 учебных часов и включает в себя основные этапы:

Первый этап включает в себя разделение обучающихся на группы Оператор лесозаготовительной машины Форвардер (далее «Оператор»), «Эксперт» и «Аналитик» и инструктаж по ТБ (25 минут).

Второй этап - обучающиеся получают карточки задания и преступают к его выполнению (180 минут).

Группа Операторов - получают карточки задания (Приложение 1) с поставленной задачей по трелевке древесины на тренажере симуляторе Форвардер. Оператору необходимо соблюдая требования техники безопасности произвести пуск двигателя, проследовать до места погрузки сортимента, погрузить сортимент, транспортировать сортимент до места разгрузки и осуществить разгрузку, после чего заглушить машину.

Группа Экспертов получают лист отчет (Приложение 2) оценивают готовность обучающегося Оператора к виду профессиональной деятельности на каждом этапе представленных в приложении 2.

Группа Аналитиков получают лист отчет (Приложение 3) они производят временные измерения как отдельных операций выполняемых работ, так и всей работы машиниста в целом представленных в приложении 3.

На последнем этапе организации практического занятия обучающиеся формируют свои выводы на основе полученных данных из отчетных листов экспертов и аналитиков, проводят самооценку и анализ проделанной работы, выявляют допущенные ошибки и их влияние на производительность работы Оператора. Эксперты рассматривают пути решения выявленных проблем, а аналитики - возможности совершенствования алгоритма работы и оптимизации производственных процессов в рамках заданных условий.

Планируемым результатом деловой игры становится новое качество – адаптация специалистов к условиям, при которых они должны при недостатке времени грамотно решить поставленную задачу, научиться собирать данные и анализировать свою работу, т.е. выработка навыков и умений быстро ориентироваться в существующих методах управления лесозаготовительной техникой и контроля качества выполняемых работ. Стремление к постоянному профессиональному саморазвитию предполагает принятие жизненных ситуаций (условий работы) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей профессиональной жизни.

Литература

  1. Методические материалы по организации и проведению лабораторных и практических занятий /Т. А. Палагута. – 3-е изд., доп. и испр. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 23 с.
  2. Федеральные образовательные ресурсы. Режим доступа: [http://www.edu.ru/] 28.01.2020

Приложение 1.


Приложение 2.


Приложен 3.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План –задание аналитика

Дата проведения: _______________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 01 управление погрузочными машинами или кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 1.1. Управлять погрузочными машинами и кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, смонтированными на базе тракторов, при подтаскивании, погрузке и разгрузке, штабелевке древесины.

Курс: ______ Группа: ________________________

Ф.И.О. Обучающегося __________________________________________________

Тема: Эксплуатация трелевочной машины (Форвардер).

Задания: произвести временные измерения как отдельных операций выполняемых работ, так и всей работы оператора лесозаготовительной машины Форвардер в целом. На основе полученных данных заполнить таблицу отчетного листа.

Необходимое оборудование: Секундомер.

Ф.И.О. обучающегося (Оператора) __________________________________________________

Курс: ______ Группа: ________________________


Лист отчет аналитика об оценки выполнения задания машинистом

Операция.

Временные замеры.

Пуск двигателя

(__________) Время пуска двигателя

Транспортировка до места погрузки

(__________) Время пуска двигателя

(__________) Время прибытия на место погрузки и включения гидроманипулятора для погрузки.

Погрузка сортимента

1

2

3

4

5

6

7

Захвата сортимента

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

Открытия захвата для укладки сортимента

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

Транспортировка сортимента до базы

(__________) Время от выключения гидроманипулятора

(__________) Время прибытия на базу и включения гидроманипулятора для разгрузки.

Разгрузка сортимента

1

2

3

4

5

6

7

Захвата сортимента

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

Открытия захвата для укладки сортимента

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

(__________)

Остановка двигателя

(__________) Время завершения работ и останова двигателя

Аналитик _________________________________/______________________

Мастер ПО _________________________________/______________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План –задание эксперта

Дата проведения: _______________                        Время начала: _________        Время окончания__________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 01 управление погрузочными машинами или кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 1.1. Управлять погрузочными машинами и кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, смонтированными на базе тракторов, при подтаскивании, погрузке и разгрузке, штабелевке древесины.

Курс: ______ Группа: ________________________

Ф.И.О. обучающего __________________________________________________

Тема: Эксплуатация трелевочной машины (Форвардер).

Задания: оценить готовности обучающегося оператора лесозаготовительной машины Форвардер к виду профессиональной деятельности на каждом этапе выполнения задания, навыки управления техникой и рабочим оборудованием, заполнить таблицу отчетного листа.

Ф.И.О. обучающегося (Оператора) __________________________________________________

Курс: ______ Группа: ________________________


Лист отчет эксперта об выполнении задания машинистом.

Вид деятельности

Критерии

Отметка о выполнении

Замечания

Выполнение требований ТБ и организация рабочего места

Наличие спец одежды

Инструктаж (подпись в журнале ТБ)

Пристёгнутый ремень безопасности

Пуск двигателя

Проверка готовности машины

Пуск двигателя

Движение до места погрузки

Звуковой сигнал

Плавность трогания с места

Движение до места погрузки

Выбор погрузочной позиции и остановка у сортимента

Знание приборов управления машиной

Погрузка сортимента

Выставление рабочих оборотов

Включение гидроманипулятора

Выполнение операций по сбору сортимента

Знание органов управления гидроманипулятора

Знание технологии погрузочных работ

Трелевка сортимента до места разгрузки

Приведение рабочего оборудования в транспортное положение

Выключение гидроманипулятора

Сброс рабочих оборотов

Звуковой сигнал

Движение до места разгрузки

Соблюдение ПДД на участке дороги общего пользования

Выбор погрузочной позиции и остановка у прицепа

Знание приборов управления машиной

Разгрузка сортимента

Выставление рабочих оборотов

Включение гидроманипулятора

Выполнение операций по разгрузки сортимента

Знание органов управления гидроманипулятора

Знание технологии погрузочных работ

Завершение работ

Приведение рабочего оборудования в транспортное положение

Выключение гидроманипулятора

Сброс рабочих оборотов

Остановка двигателя

Эксперт _________________________________/______________________

Мастер ПО _________________________________/______________________


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План-задание оператора лесозаготовительной машины Форвардер

Дата проведения: ________________                        Время начала: _________        Время окончания__________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 01 управление погрузочными машинами или кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 1.1. Управлять погрузочными машинами и кранами, самоходными погрузчиками различных конструкций, смонтированными на базе тракторов, при подтаскивании, погрузке и разгрузке, штабелевке древесины.

Курс: _____Группа: ____________

Ф.И.О. обучающегося_______________________________________

Тема: Эксплуатация Трелевочной машины (Форвардер).

Задания: Выполнение задания № 2. «Форвардер. Трелевка сортимента».

Наименование операций и приемов

Инструктаж по ТБ, организация рабочего места.

Пуск двигателя.

Трогание машины с места.

Движение до места сбора сортимента

Сбор сортимента по волоку.

Трелевка сортимента до места разгрузки.

Разгрузка сортимента.

Завершение работ.

Необходимое оборудование: Универсальный тренажер лесозаготовительных машин FORWARD


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План-задание 12

На выполнение практического задания

Дата проведения: ________________                        Время начала: _________        Время окончания__________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 02 Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 2.2 Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах.

Курс: _____Группа: ____________

Ф.И.О. обучающегося_______________________________________

Тема: Эксплуатация Валочно-сучкорезно-раскряжёвочной машины (Харвестер).

Задания: Выполнение задания № 1. «Харвестер. Заготовка древесины».

Наименование операций и приемов

Инструктаж по ТБ, организация рабочего места.

Трогание машины с места.

Движение до места валки

Захват ствола дерева

Отделение ствола от корня дерева

Укладка в штабель

Возвращение технологического оборудования в транспортное положение

Необходимое оборудование: Универсальный тренажер лесозаготовительных машин FORWARD


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План-задание 3

На выполнение практического задания

Дата проведения: ________________                        Время начала: _________        Время окончания__________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 02 Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 2.2 Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах.

Курс: _____Группа: ____________

Ф.И.О. обучающегося_______________________________________

Тема: Эксплуатация Валочно-сучкорезно-раскряжёвочной машины (Харвестер).

Задания: Выполнение задания № 1. «Харвестер. Заготовка древесины».

Наименование операций и приемов

Инструктаж по ТБ, организация рабочего места.

Трогание машины с места.

Движение до места раскряжёвки

Захват ствола дерева

Протяжка ствола дерева по вальцам

Срез сучьев

Поперечное деление хлыста на сортимент

Возвращение технологического оборудования в транспортное положение

Необходимое оборудование: Универсальный тренажер лесозаготовительных машин FORWARD


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

План-задание 16

На выполнение практического задания

Дата проведения: ________________                        Время начала: _________        Время окончания__________

Профессия: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Профессиональный модуль 02 Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.

Профессиональная компетенция 2.2 Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах.

Курс: _____Группа: ____________

Ф.И.О. обучающегося_______________________________________

Тема: Эксплуатация Валочно-сучкорезно-раскряжёвочной машины (Харвестер).

Задания: Выполнение задания № 1. «Харвестер. Заготовка древесины».

Наименование операций и приемов

Инструктаж по ТБ, организация рабочего места.

Трогание машины с места.

Движение до места пакетирования

Пакетирование заготовленного сортимента вдоль волока

Возвращение технологического оборудования в транспортное положение

Необходимое оборудование: Универсальный тренажер лесозаготовительных машин FORWARD


Таблица оценивания уровня сформированности компетенции

Наименование

операций и приемов

Сложность задания

(баллы)

Норма времени (мин.)

Результаты

Фактические баллы

Фактическое время выполнения работ

Соблюдение правил ТБ, организация рабочего места

             10

5

Подготовительный этап: Выбор инструмента и приспособлений

             10

5

Выполнение операций (последовательность)

             70

15

Заключительный этап: Проверка качества работ. Уборка рабочего места

             10

5

ИТОГ

             100

30

Шкала оценки

Кол-во баллов

20-39

40-69

70-76

77-100

Оценка

2

3

4

5

Эксперт __________________Эксперт _______________________Мастер п/о __________________________