познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии.

Уласик Светлана Александровна

В научном познании жизни важное значение имеет-объективность, не исключая сферы человеческой субъективности, делающей жизнь, несмотря на успехи науки, поэтически привлекательной загадкой, которая будит в нас неудержимое желание познать ее ...

 Прекрасно сказал об этом Г. Аполлинер

"Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок...

И мираж ускользающий

Ждет, чтобы плоть ему дали и дали названье...

Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье

На границах грядущего и беспредельного."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_psihologiya_v_biologiiitogovaya_rabota.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии.

В научном познании жизни важное значение имеет-объективность, не исключая сферы человеческой субъективности, делающей жизнь, несмотря на успехи науки, поэтически привлекательной загадкой, которая будит в нас неудержимое желание познать ее ...

 Прекрасно сказал об этом Г. Аполлинер

"Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок...

И мираж ускользающий

Ждет, чтобы плоть ему дали и дали названье...

Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье

На границах грядущего и беспредельного."

Организация учебно воспитательного процесса - невозможна без учета психических познавательных процессов.Психика и подсознание представляют собой высшие способности человека, опирающиеся на внутреннюю мотивацию к познавательной (учебной) деятельности.

Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений...

Важность исходных принципов, на которых строится всякое научное и биологическое  познание   если даже - не дает непосредственного эффекта, то по крайней мере не мешает идти вперед. А это означает, что дело не только в том, каковы исходные принципы, но и в том, как они применяются.Организация  активной деятельности учащихся. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучающихся.

Современная биология стремительно выходит на передовые рубежи научного познания.В первую очередь - стимулом к размышлению.

Возрастает также ее социальная значимость, усиливается связь с жизнью общества и отдельного человека, который становится не только субъектом, но и объектом биологического познания (генетика человека, генная инженерия и пр.).Познавательная задача в биологии охотнее принимается обучающимися к примеру на уроке -исследования с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные обучающимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса.Интерес, который помогает охватить различные явления, оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета-БИОЛОГИЯ, но и для развития мышления. При интересе к природе, животному миру, общественным явлениям школьник начинает усиленно наблюдать, подмечать явления, самостоятельно их обдумывать, делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес - развивается и содействует умственному развитию.

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся,на уроках по биологии являются:

1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.

 2)возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия(семантизация).

3)практической значимостью для обучающихся(биологической, хозяйственной ценностью изучаемого материала,причастность к явлению).

  Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала на уроках биологии:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации (итог удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.)

2) Исследовательский прием(самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод)

3)Эвристический прием(помощью наводящих вопросов найти правильный ответ,к примеру-Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?)

4) Прием научного спора(активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.)

Таким образом,постановка на уроке перед обучающимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие -положительного познавательного интереса к биологии.Психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии,такие как-эмоциональная память является памятью на чувства. Сами по себе эмоции сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения, достигаются ли личностью цели, и насколько окружающая среда отвечает устремлениям личности, каковы ее отношения с окружающим миром. Пережитые чувства надолго сохраняются в памяти человека и всегда побуждают его к действиям либо удерживают от них!!!

В связи с этим учитель биологии , организуя учебный процесс, должен стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся испытывал счастье от учения как свободного творческого труда. При этом несомненным должно быть то, что учение каждого ученика должно быть победным, но это должно достигаться не облегчением учения, не избеганием трудностей, а их преодолением,как в биологии,так  в других науках.