Доклад к ВКР

Литченко Елена Александровна

Презентация к докладу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему ВКР «Дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста»

Уважаемые председатель и члены государственной экзаменационной комиссии, Вашему вниманию представляется доклад по теме выпускной квалифицированной работы «Дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста».

Слайд 1

Развитие активного словаря у детей среднего дошкольного возраста является важным компонентом развития речи в целом. Этот процесс тесно взаимосвязан с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.

Слайд 2

Предпосылки речевого развития у детей среднего дошкольного возраста определяются двумя факторами. Первый относится к неречевой или предметной деятельности. Второй характеризуется речевой деятельностью взрослых, совместной деятельностью. То есть социальная среда оказывает огромное влияние на развитие активного словаря детей. Следовательно, в дошкольном учреждении необходимо уделять большое внимание обучению детей дошкольного возраста активно использовать грамматику языка при взаимодействии с окружающими людьми, понятно и правильно выражать мысли в устной речи.

Слайд 3

Это определило выбор проблемы исследования: Какие специальные педагогические условия нужно создать, чтобы они способствовали развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста?

Слайд 4

Объект исследования – развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет– педагогические условия развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель – изучить влияние дидактических игр на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 5

Гипотеза исследования: уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста будет выше при соблюдении следующих условий:

– использование предметных, сюжетных, музыкальных дидактических игр;

– учет возрастных особенностей при использовании дидактических игр;

– вовлечение родителей в процесс развития активного словаря;

– использование предметно-развивающей среды группы.

Слайд 6

Задачи исследования представлены на слайде.

Слайд 7

Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста включает в себя объем пассивной и активной речи. В пассивный словарь входят слова, которые говорящий понимает, но самостоятельно не употребляет. Активный словарь состоит из слов, которые говорящий понимает и более или менее часто употребляет. Он во многом определяет культуру и богатство речи. Перевод слов из пассивного словаря в активный требует педагогических усилий от воспитателя. Одним из средств развития активного словаря детей может быть дидактическая игра, которая занимает большое место в работе дошкольного учреждения. Дидактическая или обучающая игра создается взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Она формирует благоприятную почву для развития всех познавательных процессов детей, в том числе речи, способствует формированию сознания, создает предпосылки для формирования мотивации к деятельности.

Слайд 8

Нами было проведено исследование на базе Бурейского детского сада №50 «Теремок». В нем приняли участие 24 ребенка в возрасте 4-5 лет, 12 детей – контрольная и 12 детей – экспериментальная группа.

Для диагностики уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста использовались следующие методики:

1. Методика «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

2. Методика «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой

Развитие словаря оценивалось по следующим критериям:

 количественное накопление слов;

 освоение их смысловой стороны.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Слайд 9

На констатирующем этапе результаты диагностики развития словаря детей среднего дошкольного возраста М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной показали, что у 25% детей экспериментальной группы низкий уровень развития словаря. У 42% дошкольников средний уровень. У 33% детей высокий уровень развития словаря.

В контрольной группе 42% детей показали низкий уровень развития словаря. 41% детей находятся на среднем уровне. 17% показали высокий уровень развития словаря.

Слайд 10

Изучение активного и пассивного словаря детей показало, что у 25% детей экспериментальной группы низкий уровень развития словаря. У 42% дошкольников средний уровень. У 33% детей высокий уровень развития словаря.

В контрольной группе 25% детей показали низкий уровень развития словаря. 42% детей находятся на среднем уровне. 33% показали высокий уровень развития словаря.

По результатам первичной диагностики видно, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе присутствует низкий уровень развития словаря. Следовательно, необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 11

На формирующем этапе был разработан проект с использованием дидактических игр, направленных на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста. На слайде представлен перспективный план по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Нами использовались предметные, сюжетные, музыкальные дидактических игры, учитывались возрастные особенностей при использовании дидактических игр. В своей работе мы привлекали родителей в процесс развития активного словаря, а также расширяли предметно-развивающую среду группы.

Слайд 12

На контрольном этапе была проведена итоговая диагностику уровня развития активного словаря детей анализ результатов по методике М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной показал, что высокий уровень характерен для 66% детей экспериментальной группы, что на 41% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 34% детей, что на 8% меньше, чем в контрольной группе. Низкий уровень в экспериментальной группе не выявлен, а в контрольной группе таких детей оказалось 33%.

Результаты диагностики по методике Г.А. Волковой следующие.

Высокий уровень показали 42% детей экспериментальной группы, что на 9% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 58% детей, что на 16% больше, чем в контрольной группе. Низкий уровень в экспериментальной группе не показал ни один ребенок (0%), а в контрольной группе таких детей оказалось 25%.

Таким образом, в экспериментальной группе прослеживается положительная динамика в развитии активного словаря, в контрольной группе значительных изменений не выявлено.

Слайд 13

Следовательно, можно говорить о положительном результате выполненной работы. Разработанный комплекс занятий с использованием дидактических игр положительно влияет на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Благодарю за внимание. Готова ответить на ваши вопросы


Предварительный просмотр: