Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Моя Родина" с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития

Гафурова Гульнара Нязифовна

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Моя Родина" с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. ООД в рамках инклюзивного образования, направленная на  нравственно-патриотичское воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)

Конспект

организованной образовательной деятельности на тему «Моя Родина»

 с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности

с задержкой психического развития

Составила: педагог-психолог

МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка

Гафурова Г. Н.

Кузнецк, 2020

         Тема «Моя Родина»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомить с флагом Российской Федерации;
  • развивать зрительное и слуховое  внимание, зрительное восприятие,  память, мышление.

Социально – коммуникативное  развитие: 

  • социализировать детей с ОВЗ (ЗПР);  
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать любовь к Родине.

Речевое развитие:

  • обогащать словарный запас дошкольников по теме «Родина»;
  • формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
  • стимулировать  детей к речевым высказываниям.

Художественно-эстетическое развитие:

  • воспитывать интерес к достопримечательностям родного города.

Физическое развитие: 

  • снижение психомоторного напряжения.

Коррекционно-развивающей цели:

  • развитие эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР и коррекция её недостатков посредством релаксотерапии, игротерапии;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Оборудование и материалыкарточки с изображением флагов разных стран; карточки с изображением достопримечательностей города Кузнецка; красный, белый, синий платок по количеству детей, тетради в клетку, цветные карандаши, ковер, сердечки.

Организованная образовательная деятельность включает в себя следующую структуру:

  1. Ритуал приветствия: На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие повысить мотивацию детей на работу.
  2. Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на достижение цели.
  3. Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.
  4. Ритуал прощания.

Организованная образовательная деятельность подгрупповая, состоит из шести  детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята, поприветствуем друг друга.

У меня три платочка: красного, белого и синего цвета. Вам нужно поздороваться как можно с большим количеством ребят. Здороваться вы можете тремя способами. Если я показываю белый платок, то поздоровайтесь коленками. Если красный, то пожмите друг другу руки. Если синий, то потритесь спинами.

А теперь возьмите платочки красного, белого, синего цвета и повяжите как галстук.

2. Основная часть.

Беседа.

Педагог-психолог: 

Мы живем в огромной прекрасной стране.

- Как она называется?

 Д: Россия

- Правильно, Россия. Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?

Д: Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живем.

Родина - это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, в котором мы живем. А как называют людей, живущих в нашей стране?

Д: Россияне

- А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

Д: - Где родился, там и пригодился.

 - Одна у человека мать, одна и родина.

 - Всякому мила своя родная сторона.

 - Человек без Родины, как соловей без песни.

 - В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. Ребята, как называется столица России?

Д: Москва

-У каждой страны есть три обязательных символа (это герб, флаг, гимн). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Мы сегодня поговорим об одном из них. Это флаг.

- Найдите флаг нашей страны среди других.

(Дети находят среди карточек с флагами разных стран флаг России).

- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России?

- Какого цвета полосы на флаге?

- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?

- Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий - синее небо над землёй; белый - мир, чистоту.

Показывается флаг России.

Упражнение «Составь флаг»

Даются полоски красного, белого, синего цвета, дети расставляют. Сначала белую полоску, затем синюю и красную.

Упражнение. Графический диктант.

- У вас в тетрадках стоит точка, от нее мы начнем работать. Внимательно слушайте меня: 6 клеток вниз, 10 клеток вправо, 6 клеток вверх, 10 клеток влево.  Какая фигура у нас получилась? (прямоугольник). А теперь мы должны разделить этот большой прямоугольник на 3 части. Возвращаемся в красную точку, отсчитываем две клетки вниз и проводим 10 клеток вправо, отсчитываем 2 клетки вниз и проводим 10 клеток влево. Что у нас получилось? (Флаг) А теперь возьмите цветные карандаши и закрасьте флаг.  Верхняя полоска на флаге какого цвета? (белая, затем синяя, красная) Замечательно у вас получилось!

Педагог-психолог:

- Ребята, в России есть малые и большие города. Наш город является малым. Как называется наш город?

Д: Кузнецк.

-Это наша малая родина.

Какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Д: Памятник В. И. Ленину, Холм Воинской Славы, кинотеатр «Комсомолец», Камень любви,  Привокзальная площадь,  парк.

Игра «Чего не стало?»

На столе выкладывается ряд фотографий с достопримечательностями города Кузнецка. Дети за 10 секунд запоминают ряд и отворачиваются. Ведущий убирает карточку, а ребята описывают, какой не хватает. Отвечают на вопрос: «Чего не стало?», употребляя слова в родительном падеже.

Д: Памятника В. И. Ленину, Холма славы, кинотеатра «Комсомолец», Привокзальной площади, парка,  Камня любви.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка (руку сжать в кулак, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с большого).

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Упражнение «Пусть всегда будет…»

 Психолог:

- Один  маленький мальчик придумал такие слова:
Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

 Пусть всегда буду я!»

Придумайте  свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

3.Заключительная часть 

Релаксация.

Психолог включает спокойную и расслабляющую музыку.

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на лугу. Над вами теплое летнее солнце и голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, она медленно взмахивает крыльями.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы и на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

  1. Ритуал прощания

Встанем в круг, возьмемся за руки и превратимся в единое целое. У нас на всех одно сердце, тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Закрываем глаза, передаем ручеек радости, добра, любви. Открываем глаза, улыбаемся друг другу.

Посмотрите, какого цвета у вас платочки, и встаньте в соответствии с цветами флага. Первый ряд дети с белыми платками, второй ряд – с синими платками, третий ряд – дети с красными платками.

Мы россияне, народ дружный, добрый, терпеливый, мудрый.

Дорогие ребята, любите свою родину большую и малую, берегите ее природу, старайтесь больше узнать  о ее истории, ее людях, традициях.

А теперь возьмите сердечки и скажите добрые слова о родине.

Свои сердечки, свою любовь возьмите с собой.

Примечание: педагог-психолог должен быть в активном внимании и готовым при необходимости присоединиться к выполнению «особым» ребенком каких-либо действий, помочь высказать услышанное. Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в речевых высказываниях, то психолог произносит текст сам. Самое главное – помочь приобрести ребенку опыт.

Результативность

Организованная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития  на тему «Моя Родина»  выдержана по времени данного возраста.

Приветствие помогло организовать детей, активизировать внимание, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

  У детей появился интерес к достопримечательностям города Кузнецка, к флагу Российской Федерации.

Созданные условия, игры и упражнения, демонстрационный материал способствовали развитию зрительного и слухового  внимания, зрительного восприятия,  памяти, мышления. Произошло обогащение словарного запаса дошкольников по теме «Родина». Дети  выразительно читали пословицы и поговорки;  научились употреблять имена существительные в родительном падеже; отвечали на вопросы полным  распространенным предложением.  

При этом дети начали активно общаться друг с другом, что способствовало приобретению детьми с ЗПР коммуникативных навыков.

   Релаксация и ритуал прощания способствовали сплочению детей, снятию напряжения. С точки зрения инклюзии это было сделано для того, чтобы дети почувствовали себя частью сложившейся общей группы, ощущали себя комфортно при этом и закончили занятие с положительным эмоциональным настроем.

Подводя итог, можно сказать, что это был положительный опыт, который способствовал социализации детей с ЗПР и развивал чувство патриотизма и любви к своей Родине. Цели и задачи занятия перед воспитанниками были раскрыты достаточно убедительно и эмоционально. На протяжении всей образовательной деятельности дети были активны, разговорчивы, самостоятельны, проявляли большой интерес.