Статья «Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Бобылева Ирина Игоревна

Статья «Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работу выполнила студентка Белая И.И.

Тема магистерской диссертации и ее актуальность

«Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.

Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в учебно-познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни. Одним из наиболее значимых результатов обучения, необходимых для продолжения образования, ученые и педагоги считают исследовательские умения. В настоящий момент проблема формирования исследовательских умений рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования исследовательских умений младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей.

Проблема формирования исследовательских умений в учебном процессе имеет давнюю историю, определенный философский смысл и рассматривается в работах как зарубежных, так и отечественных педагогов (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А. Дистервег, Д. Дьюи, П.Ф. Катерев, Я.А. Коменский, В.А. Лай, И. Песталоцци, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, и др.).

Исследовательские умения учащихся, являясь ключевыми, актуальны как фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности, влияющий на возрастание мотивации к познавательной активности, позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни, определяющий готовность к продуктивной практической деятельности (С.Г. Воровщиков).

На современном этапе в исследовательских работах рассматриваются закономерности формирования исследовательских умений на этапе средней, старшей школы, высшего образования, но отсутствует рассмотрение этого вопроса применительно к начальной школы. Не разработан методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень сформированности исследовательских умений младшего школьника в образовательном процессе.

Отмечается, что целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это есть проектирование (К.Н. Поливанова). Рекомендации по разработке проектных задач представлены в работах А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В. Егоркиной, С.В. Клевцова, В.Н. Суслова. Вместе с тем в круг исследовательских задач не вошло изучение возможностей внеурочной деятельности в процессе формирования исследовательских умений младшего школьника.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью формирования готовности молодого поколения к непрерывному образованию на основе исследовательских умений; значимостью исследовательских умений для становления личности младшего школьника; потребностью создания теоретических основ формирования исследовательских умений младшего школьника; необходимостью разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного формирования исследовательских умений младшего школьника.