Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Гаврилова Лариса Альбертовна

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Роль внеурочной деятельности в математическом образовании школьников в контексте внедрения ФГОС»

Трудно переоценить роль внеурочной деятельности в повышении математического образования учащихся среднего звена, поскольку в современном мире с каждым днем возрастает роль математики, и математическое образование имеет особую значимость среди выпускников школ. Помимо освоения программного материала необходимо учащимся предоставить возможность дополнительного изучения математики в нескучной внеурочной обстановке.

Принципиальные основы организации и проведения внеурочной работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н. Делоне предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, В.А. Тартаровский.

Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаренко, М.К. Енисеева, В.С. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной. В исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой раскрываются условия формирования познавательного интереса подростков.

В задачи концепции математического образования  входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Внеурочная деятельность по математике, особенности ее содержания и специфика имеют широкие возможности для привития любви к учению и развитие разносторонних способностей школьников и ставит перед собой следующие задачи:

  • повышение качества образования школьников;
  • расширение и углубление знаний по математике;
  • развитие устойчивого интереса к предмету математики;
  • развитие у учащихся способности самостоятельного мышления;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей школьников;
  • развитие умения действовать самостоятельно на всех этапах работы: планирование деятельности, целеполагание, выполнение, оценка проделанной работы.

Внеурочная работа по математике является неким продолжением учебного процесса, составной частью урока. Такая деятельность создаёт большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед учителем и школой в целом. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю, ведь для успешной внеклассной работы, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету и систематически следить за новостями в сфере математической науки.

Результатом освоения программ внеурочной деятельности по математике можно считать следующие знания и умения:

  • более глубокие знания по предмету;
  • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;
  • умение самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;
  •  работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  •  уметь слушать других;
  •  самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
  • формирование организационных навыков;
  • умение найти нужную информацию;
  • потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;
  • увеличение возможностей для творчества;
  • личностное развитие как детей, так и педагогов.

Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, учитель получает возможность планомерно повышать уровень математического образования школьников, а также достигать высоких результатов в познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.

Литература:

1.     Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.

2.     Концепция развития математического образования в Российской Федерации - [электронный ресурс], режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3894

3.     О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.

4.     Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.