Теории возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем. Данная проблема является «острой» не только для родителей и педагогов, но и для самого ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Теории возникновения

агрессивного поведения

у детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Комарова Анастасия Васильевна

Санкт-Петербург, 2019 г

Агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем. Данная проблема является «острой» не только для родителей и педагогов, но и для самого ребенка.

Под агрессивностью в «Кратком словаре системы психологических понятий» К. К. Платонова понимается «стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние» [12, с. 10]. (Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М. : Высшая школа, 1981.) Агрессивность также рассматривается как «психическое свойство личности; некоторая структура», она заключается в готовности к использованию насильственных средств для реализации своих целей и предпочтении таких средств [16, с. 2]. (Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Л. М. Семенюк. — М. : АПН СССР, 1991.)

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию:

Вербальная агрессия.

  1. Косвенная вербальная агрессия.

Направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Саша меня стукнул», «А Петечкин постель не убрал» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай», «Отстань от меня»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет полиция и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу в автобус и он увезет тебя далеко-далеко, где будешь сидеть один»).

  1. Прямая вербальная агрессия.

Представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора», «Краказябра»); оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Какашка»).

Физическая агрессия.

  1. Косвенная физическая агрессия.

Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому,  через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги/друга); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы ее владельца).

  1. Прямая физическая агрессия.

Представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы — символическую и реальную:

-  символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его);

- реальная агрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

В детском саду у многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых проявляется физическая агрессия как в косвенной форме, так и в прямой.

На агрессивное поведение ребенка нельзя смотреть поверхностно, так как оно несет в себе глубинные причины. Рассмотрев ситуации, можно понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели.

Учеными выделено пять самых распространенных причин, побуждающих дошкольника к агрессии:

1. стремление привлечь к себе внимание сверстников;

2. стремление получить желанный результат;

3. стремление быть главным;

4. защита и месть;

5. желание подчеркнуть свое превосходство, но при этом ущемить достоинство других[3, с. 22-35].  (Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии/ Краснова М. В //Научные проблемы гуманитарных исследований 2009 - №1. С. 22-35.)

В науке существует несколько подходов к объяснению возникновения агрессии.

  • Психоаналитический подход (З. Фрейд).

Фрейд рассматривал агрессию как порождение инстинкта борьбы, наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке непрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», даже иногда без видимого повода.

  • Этологический подход (К. Лоренц)

Утверждал, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание.

  • Ситуативная теория агрессии (Дж. Доллард)

В результате фрустрации (помеха, раздражение) возникает агрессия. Из-за боязни наказания в психике возникает защитный механизм, который переносит свои агрессивные действия на другого человека или объекты, которые не могут ответить ему тем же.

  • Теория социального научения агрессии (А. Бандура),

Предполагал, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного всестороннего научения. Человек должен наблюдать за социальными формами проявления агрессии и усваивать их.

В данной ста представлены  только несколько теорий ,объясняющие агрессивное поведение. Ученые предполагают, что агрессия заложена в человеке с самого рождения и является защитной системой психики, а агрессивность в социальном плане приобретается ребенком так же рано, и берется уже из его ближайшего социального окружения.

        Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока           еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Важно всегда помнить, что ребенок  смотрит и запоминает, как ведет себя взрослый  и как решает конфликтные ситуации. Ребенок начинает проектировать свое поведение в жизни смотря на поведение взрослого, если ребенок не видит других альтернативных способов  решения ситуации кроме агрессии, если взрослый не останавливает агрессивное поведение ребенка, , а только еще и поддерживает, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность осознанно.

Как ранее было сказано агрессия может выступать и как механизм самозащиты, проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Сталкиваясь с трудной ситуацией ребенок пытается себя защитить с помощью агрессии (нападения), так еще просто не умеет реагировать на травмирующую ситуацию по другому.

Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.  Материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

А. Адлер считал, что агрессия у детей возникает, как следствие стремления к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми).  Это причина социально-педагогического порядка.

Рассматривая разные теории можно сказать, что агрессивность заложена в каждом человеке и является неотъемлемой частью психики, но регуляция проявления ее, зависит только от самого человека. Что бы врожденная агрессивность не стала проблемной для самого ребенка, взрослым необходимо не только объяснять и помогать по другому решать конфликтные ситуации, но и своим поведением это подтверждать, ребенок поступит не так как ему сто раз сказали, а как показали.

Подводя итог, можно сказать что главная причина возникновения социального агрессивного поведения в дошкольном возрасте является  неверное поведение взрослых по отношению к ребенку, при ребенке, когда взрослый демонстрирует агрессивность. Неверное поведение взрослых можно классифицировать так:

  • уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;
  • • не допускают проявления детьми инициативы;
  • в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
  • не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
  • требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;
  • не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
  • поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.

Родители должны помнить, что любовь и внимание к своему ребенку самое для его еще формирующееся личности самое главное. Что стереотипы поведения и воспитания он будет брать именно от родителей.