Награды

Год вручения награды

Название награды

2009

Почетная грамота Управления народного образования

г. Мичуринска

2014

Почетная грамота Управления народного образования администрации города Мичуринска (приказ № 594 от 20.12.2014).

2016

Почетная грамота администрации ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ (приказ № 860-ок/лс-75 от 16.06.2016 г.), 

2016

Благодарность отдела образования администрации Мичуринского района

2017

Почетная грамота Управления образования и науки Тамбовской области (приказ УОиН от 25.09.2017 г. № 227-лс).

2018

Медаль «За успехи в образовании юношества» (удостоверение № 118 о решении комиссии по наградам РАЕ от 27 февраля 2018 г.)

2018

Диплом «За успехи в образовании юношества» (Москва, Российская Академия Естествознания, Международная ассоциация ученых, преподавателей, специалистов, от 27 февраля 2018 г., № 0056)

2018

Благодарственное письмо «За руководство научной работой учащихся» (Москва, Российская Академия Естествознания, Оргкомитет «Международного студенческого научного форума», Оргкомитет «Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»», редакции журналов «Международный школьный научный вестник», «Международный студенческий научный вестник», «Старт в науке»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Кирпичева Елена Викторовна, доцент,

кандидат филологических наук

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

г. Мичуринск, РФ

titdino1@mail.ru

                                                                          Володина Алёна Владимировна,

студентка 4 курса

Социально – педагогического института

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, РФ

al3na.volodina@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам обучения одаренных детей и будет интересна, в первую очередь, родителям, воспитывающим детей дошкольного и младшего школьного возрастов. В статье говорится о психологических особенностях, которыми обладают одаренные дети, о видах одаренности. Раскрываются основные аспекты работы педагогов с одаренными детьми в школе. Особое внимание уделяется отношению родителей к одаренным детям, представлены полезные советы психолога.

Ключевые слова. Одаренность, одаренный ребенок, талант, способности, психолог.

Ни для кого не секрет, что почти все родители считают своего ребенка всегда самым лучшим, самым умным, самым талантливым. Но это вовсе не означает, что он таким является на самом деле.

Как же родителям не ошибиться и точно определить, что ребенок действительно одаренный, как правильно заниматься с таким ребенком, как помочь ему развивать свои способности и куда обратиться за помощью и поддержкой.

Эти и многие другие вопросы интересуют родителей талантливых детей.

Для начала стоит раскрыть сущность понятия «одаренный ребенок». Согласно педагогическим словарям, одаренным ребенком принято считать ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями [2].

Родители еще с малых лет могут наблюдать у своих чад некоторые черты проявления одаренности: раннюю речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; повышенное любопытство; отличную память, быстрое восприятие и воображение.

И чем взрослее становится одаренный ребенок, тем сильнее эти качества развиты. Такие дети в своем развитии явно опережают своих сверстников, выделяясь оригинальностью мышления, высокой концентрацией внимания. Психологи отмечают, что у одаренных детей можно заметить острое проявление чувства справедливости, стремление решать сложные задачи, даже такие, какие им еще не по «силам» в силу возраста. Талантливые дети очень ранимы, чувствительны ко всему, тяжело переживают неудачи [1].

 При этом нужно сразу заметить, что если у вашего ребенка есть эти признаки, то это означает лишь, что одаренность может быть, но не подтверждает ее точное наличие.

Родители должны знать, что существует несколько видов одаренности: общая интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, которая проявляется способностями к спорту или прикладным видам искусства. Другими словами, если ваши дети отлично рисуют, хорошо поют, показывают высокие результаты по изучению предметов в школе, может быть разбираются в математике лучше своих сверстников или сочиняют стихи, рассказы, часто выигрывают в спортивных состязаниях у сверстников, хорошо владеют каким-нибудь музыкальным инструментом, то вполне может быть, что они одаренные дети.

 И здесь уже не обойтись без помощи специалистов: педагогов и психологов. А это значит, что перед родителями способных детей встает вопрос правильного выбора школы. При этом это вовсе не означает, что такие дети должны обязательно учить отдельно в каких-то элитных школах. Это вполне может быть самая обычная образовательная школа, главное, чтобы в ней работали грамотные специалисты, любящие детей и знающие методы выявления и работы с одаренными детьми.

 Найти такую школу можно по отзывам других родителей, дети которых уже учатся или когда- то учились в данной школе.

 Тем более, что введение ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) призвано обеспечить надлежащие условия для развития и обучения одаренных детей во всех образовательных организациях. А родители, как заказчики образовательной услуги, имеют право принимать активное участие в образовательном и воспитательном процессе школы [3].

Поэтому родителям следует знать, что работа педагога в начальной школе начинается с диагностирования одаренности у младших школьников. Для этого учителя используют различные методы, такие как наблюдение за детьми, анкетирование детей и родителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.

Занятия с одаренными детьми в школе ведутся в двух направления: урочном и внеурочном.

Большинство современных педагогов, работающих с одарёнными детьми, успешно реализуют на своих занятиях технологию проблемного обучения, различные игровые технологии, творческие и нестандартные задания, обучение по индивидуальным планам. А также ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) для развития познавательных мотиваций одаренных детей.

Что же касается внеурочной деятельности, то можно отметить организацию факультативных и кружковых занятий, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках.

Еще одним важный аспект, на который стоит обратить внимание является отношения самих родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений бывают разные: отрицательные, игнорирующие, положительные. Совершенно очевидно, что необходимо правильно выбрать стиль взаимодействия родителей с одаренным ребенком. И в этом вам помогут некоторые советы психолога:

  1. создайте безопасную психологическую атмосферу ребенку в его поисках, где он могла бы найти утешение в случае своих разочарований и неудач; 
  2. будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени; 
  3. будьте терпимы к неожиданным идеям, уважайте любопытство идеи ребенка;
  4. старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они вам кажутся бессмысленными;
  5. объясните, что не на все вопросы ребенка всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а со стороны ребенка – терпения; 
  6. оценивайте уровень развития ребёнка; 
  7. избегайте длинных объяснений и бесед; 
  8. помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного [3].

       И в заключении отметим, что помощь родителей талантливому ребенку бесценна, ведь именно такие дети нуждаются в особом понимании и постоянной поддержке со стороны семьи. Только семья может создать ему благоприятную окружающую среду, в которой его талант будет развиваться в полной мере. А для этого родители должны знать об одаренных детях как можно больше. Поэтому родителям можно посоветовать чтение специальной педагогической литературы. И помните вы в ответе за будущее своих детей!

Список литературы

  1. Грязева, В.Г. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. – Челябинск: б.и., 2008 – 282 с.
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков. – М.: Юрайт, 2017. – 440 с.
  3. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2010. – 208 с.


WHAT PARENTS NEED TO KNOW, GIFTED CHILDREN.

Kirpicheva Elena Viktorovna, associate Professor,

candidate of philology

FSBEI Michurinskiy state agricultural UNIVERSITY,

Michurinsk, Russia.

titdino1@mail.ru

Volodina Elena Vladimirovna

4th year student

Social-pedagogical Institute

Doctor of Michurinskiy state agricultural UNIVERSITY, Michurinsk, Russia.

al3na.volodina@yandex.ru

Annotation. This article is devoted to the education of gifted children and will be of interest primarily to parents raising children of preschool and primary school age.

It tells about the psychological characteristics possessed by gifted children, about the types of giftedness. The main aspects in the work of teachers with gifted children at school are revealed.

Special attention is paid to the attitude of parents to gifted children, give useful advice of a psychologist.

     Keyword. Talent, gifted child, talent, abilities, psychologist.