Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога.

Вора Екатерина Васильевна

Время и социальная ситуация требуют повышенного внимания к системе дополнительного образования, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания, ОДО, по сравнению с общеобразовательной школой, имеют значительные преимущества для реализации принципов гуманной педагогики: добровольный выбор ребенка на посещение и виды деятельности, отсутствие обязательного базисного плана, высшая вариативность содержания, средств и методов, возможности индивидуализации темпа и форм деятельности, что создает особые условия для повышения эффективности воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района

Выступил: педагог ОДО «Мелко» театр мод Вора Екатерина Васильевна

Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога.

Время и социальная ситуация требуют повышенного внимания к системе дополнительного образования, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания, ОДО, по сравнению с общеобразовательной школой, имеют значительные преимущества для реализации принципов гуманной педагогики: добровольный выбор ребенка на посещение и виды деятельности, отсутствие обязательного базисного плана, высшая вариативность содержания, средств и методов, возможности индивидуализации темпа и форм деятельности, что создает особые условия для повышения эффективности воспитательного процесса.

Приоритет гуманистических процессов, «мягкая» структура пространства адекватны миру детства, поскольку они основаны на интересах и потребностях детей, признании самоценности детства и прав ребенка на заботу и помощь. Все это способствует установлению в ОДО гуманистических отношений, взаимопониманию, сотрудничеству и сотворчеству. В этом аспекте особую значимость приобретает коммуникативная культура (культура коммуникативной деятельности) педагога ОДО, которая в педагогической действительности превращается в основополагающий, профессионально значимый компонент, становится инструментом взаимодействия, выступает основой, средством, условием воспитания, обучения, развития, реализации всех функций и видов социально-педагогической деятельности.

Коммуникативная культура педагога – это интергративное качество его индивидуально-личностной духовной культуры, проявляющееся во взаимодействии и взаимоотношениях с субьектами целостного педагогического процесса. Педагог является субъектом, персональным носителем коммуникативной культуры общества, катализатором тех социальных процессов, в которых формируется социально-целостная коммуникативная культура, имеющая гуманистическую цель.

Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога является базовым условием развития личности и успешности его профессиональной, социально-педагогической деятельности. В исследовании этих процессов могут быть выделены три основных методологических подхода: 1) собственно культурологический, учитывающий специфику культурологического исследования; 2) общенаучный – системный, синергетический и кибернетический; 3) со стороны современной педагогической и психологической методологической парадигмы. Этого требует глубинная сущность явлений коммуникации и коммуникативной культуры педагога.

В философии и психологии коммуникация понимается как единение людей в совместной производственной деятельности, которая интегрирует их в общество. Внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания, которые осуществляются в форме различных видов совместной деятельности людей. Коммуникативная культура – это качество коммуникации, соответствующее уровню и характеру развития общества, ее духовной и материальной культуры.

Для культурологии как самостоятельной науки, имеющей, главным образом, гуманитарную стратегию, особое значение имеет та часть культуры, которая касается самого человека – индивида, личности, общества. Это выдвигает на первый план самый главный аспект культурологического, гуманитарного исследования явлений культуры – их гуманистическую и этическую направленность. Такой культурологический подход определяет главное, общественно значимое в содержании коммуникативной культуры учителя – ее гуманистическую, более того, «гуманотворческую» (З.Г. Нигматов) целеустремленность .из ведущего значения гуманистической направленности коммуникативной культуры вытекает ее духовная ценность, лишенная примитивного прагматизма. именно с этих культурологических позиций коммуникативная культура учителя - –то его индивидуальное, личностное достояние, культурный наполнитель педагогической профессии, определяющий качество профессиональной деятельности, ее эффективность, продуктивность.

Культура – это результат, проявление творческого начала в человеке. Творческий потенциал и гуманистическая направленность – это самые важные характеристики культуры, культуры общественной и индивидуальной. С этих культурологических позиций коммуникативная культура учителя – это проявление индивидуального творчества и гуманистической направленности в реализации задач и функций профессиональной социально-педагогической деятельности.

В последние десятилетия получили широкое применение и развиваются общенааучные методологические подходы, возникшие в недрах естественных и технических наук. Они показали свои исключительные  возможности в социальных и гуманитарных науках, отличающихся особой сложностью изучаемых в них систем. Особо сложной системой такого рода является сам человек – существо биологическое, психологическое и социальное одновременно – и его деятельность и культура. Речь идет о собственно системном подходе, концепции самоорганизации сложно-организованных систем, возникшей в рамках синергетики, а также общей теории управления – кибернетики.

Системно-синергетический и кибернетический подходы плодотворными оказались в педагогике, которая изучает такие сложные явления дейстивтельности, как формирование, организация и развитие, самоорганизация и саморазвитие культуры общества и отдельной личности. При системном подходе любые объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостной совокупности и как системы, связанные между собой определенными отношениями. В то же время каждая система состоит из элементов, которые образуют структуры системы. В результате взаимодействия этих элементов возникают общие, целостные свойства системы, которые качественно отличаются от свойств составляющих ее элементов и поэтому не сводятся к их сумме. При синергетическом подходе раскрываются закономерности и механизмы взаимодействия систем, в результате которых системы образуются и развиваются. Опираясь на эту концепцию, можно представить весь окружающий нас мир как универсум самоорганизующихся систем и процессов.

При кибернетическом подходе раскрываются механизмы и возможности устойчивости и сохранения линии развития систем, принципы процессов самоуправления и управления. С этих общенаучных системных позиций коммуникативная культура педагога представляет собой систему, являющуюся элементом системы более высокого порядка и, в свою очередь, имеющую структуру своих собственных элементов. Она является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом и коммуникативной культуры общества в частности. Одновременно коммуникативная культура учителя имеет внутреннюю структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления ее предназначения как определенной системы, в этом ее внутренняя организованность как системы. Ее основными элементами являются субъект (личность учителя) и объект (потребности и осознанная цель, на достижение которой направлена деятельность учителя). Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры учителя сам  имеет сложную структуру: личность учителя – ее сложная мотивационная и предметная структура, объект – осознанная коммуникативная цель (смысл), ее потребностное  и аксиологическое содержание, формирующееся индивидуальное, в т.ч. профессиональное самосознание.

 Системные качества коммуникативной культуры  педагога, ее собственная структура, вхождение ее в систему более высокого порядка формируются не сразу, а постепенно. Это происходит в реальной жизни, в бытии, во всеобщем хаосе активности социальных явлений, проявляющих свои свойства, в столкновениях и взаимодействиях коммуникативных систем, таких как государственные институты, общественные организации, личности, каждая из которых преследует свои собственные интересы и цели. Это происходит благодаря всеобщей связи – глобальной коммуникации, осуществляемой самой жизнью. В процессе такой глобальной коммуникации в естественном  неорганическом, физическом и органическом мире между предметами и системами происходит обмен вещества, энергии и информации, что в целом в естественных науках определяется как содержание синергии. В мире людей это обмен материальными и духовными ценностями между социальными коммуникативными системами.

В этой синергии, в поле общественных, деловых отношений и в поле общественного сознания, в практической и познавательной активности людей формируется целеустремленная, предметная, мотивированная деятельность человека и его индивидуальное сознание: из материала человека-индивидуума в динамичной социальной среде рождается новая сложная система, обладающая новыми системными качествами, рождается личность. Личность с новыми коммуникативными качествами, специально организованными, целенаправленными, а значит обладающими системными качествами. Коммуникативная активность становится коммуникативной деятельностью определенного уровня культуры.

Рождение личности – это завершение процесса самоорганизации и в то же время – начало процесса, именуемого в психологии и педагогике процессом самореализации, процессом продолжения развития личности, его совершенствования. Это процесс происходит также в процессе глобальной информационной коммуникации, но это уже синергия личности – системы более совершенной, чем индивидуум. Вместе с развитием личности совершенствуются и коммуникативные качества человека – качества его коммуникативной деятельности – коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура педагога, ее носитель – личность – совершенствуются в профессиональной педагогической среде. Коммуникативная культура будущего педагога формируется в процессе профессиональной вузовской подготовки. коммуникативная, синергетическая динамичность социальной среды является главным условием развития коммуникативной культуры и ее носителя, субъекта – личности. Она проявляется во взаимодействии, столкновении (иногда конфликтом), совпадении или несовпадении интересов таких же систем – коммуникативных культур личностей. Это происходит в событиях различного рода, приводящая к этим действиям. События взаимодействия систем приводят к явлениям, носящим в науке о синергетике название флюктуаций – колебаний состояния и направлений развития систем. Крайним выражением флюктуаций. Как известно, является раздвоение направлений развития – бифуркация, или даже более сложное расщепление. Флюктуации и бифуркации затрагивают всю систему в целом, все ее элементы. При взаимодействии системы коммуникативной культуры личности эти процессы затрагивают всю ее внутреннюю структуру – личность, ее деятельность и ценностные ориентации.

Система, коммуникативная культура, все ее элементы в этом случае должны с позиций системного методологического подхода проявить два основных качества систем. Во-первых, свою открытость для восприятия новых качеств, для совершенствования, усложнения (это свойство характерно для «открытых систем») – свою аксиологическую линию развития, убежденность, осознанность, когда это касается коммуникативной культуры. Второе качество особенно ценно для развития коммуникативной культуры педагога как носителя определенных общественно значимых гуманистических идеалов, проявляемых в его профессиональной и коммуникативной культуре.

Современная наука в целом держится на определенной единой методологии. В то же время каждая отрасль науки, научная дисциплина, и, естественно, педагогика, имеют не только свой предмет исследования, но и  специфический метод, имманентный предмету – «предмет и метод едины». Исследование процессов формирования коммуникативной культуры педагога строится в иерархическом отношении не только к системе психологических и педагогических знаний, к современной отечественной и зарубежной психологической и педагогической парадигме.

С позиций рассмотренного культурологического и общенаучного анализа к основным психологическим и педагогическим теоретическим положениям, особо значимым для исследования коммуникативной культуры педагога, могут быть отнесены три: 1) деятельность как основание личности; 2) социализация как социально-педагогическое явление; 3) самовоспитание как главный предмет педагогических технологий.

Деятельностно-личностная теоретико-методологическая концепция затрагивает все элементы коммуникативной культуры педагога: его субъект (личность педагога), объект (интересы, потребности) и средства (саму коммуникативную деятельность, ее способы): рассматривает систему коммуникативной культуры изнутри, со стороны внутренних движущих сил. Концепция социализации рассматривает элементы коммуникативной культуры педагога с внешней стороны, со стороны влияния социальной среды, условий и возможностей реализации в социальной среде. Концепция самовоспитания раскрывает  коммуникативную культуру как развивающуюся систему, как процесс. В котором центральное функциональное значение придается личности педагога. Коммуникативная культура педагога – система самоорганизующаяся, саморазвивающаяся.

Таким образом, представленный методологический подход рассматривает коммуникативную культуру педагога как стоящую в центре коммуникативной культуры общества, в центре ее идеалов и практического осуществления. Она формируется и совершенствуется в реальной социально-педагогической деятельности, объектом которой является общество, развивающаяся личность – член общества, а предметом – общественное и индивидуальное сознание, более того, профессиональное самосознание.

Механизмы формирования и совершенствования коммуникативной культуры педагога подчиняются закономерностям образования и развития  сложноорганизованных систем.  Такой подход важен в исследовании и практическом осуществлении формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Здесь играет существенную практическую роль формирование у учащихся представлений о механизмах самоорганизации и саморазвития коммуникативной системы, каковой является коммуникативная культура личности. Это увлекает учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

Представления о коммуникативной культуре как о развивающейся системе, обладающей одновременно качествами открытых и закрытых систем, необходимы для сознательной «самотворческой» активной позиции учащихся. Вместе с тем, это предъявляет высокие требования к педагогической среде, «внешним» организационным и управленческим технологиям всего образовательного процесса в школе, направленным на формирование и развитие коммуникативной культуры будущих педагогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района

Выступил: педагог ОДО «Мелко» театр мод Вора Екатерина Васильевна

Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога.

Время и социальная ситуация требуют повышенного внимания к системе дополнительного образования, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания, ОДО, по сравнению с общеобразовательной школой, имеют значительные преимущества для реализации принципов гуманной педагогики: добровольный выбор ребенка на посещение и виды деятельности, отсутствие обязательного базисного плана, высшая вариативность содержания, средств и методов, возможности индивидуализации темпа и форм деятельности, что создает особые условия для повышения эффективности воспитательного процесса.

Приоритет гуманистических процессов, «мягкая» структура пространства адекватны миру детства, поскольку они основаны на интересах и потребностях детей, признании самоценности детства и прав ребенка на заботу и помощь. Все это способствует установлению в ОДО гуманистических отношений, взаимопониманию, сотрудничеству и сотворчеству. В этом аспекте особую значимость приобретает коммуникативная культура (культура коммуникативной деятельности) педагога ОДО, которая в педагогической действительности превращается в основополагающий, профессионально значимый компонент, становится инструментом взаимодействия, выступает основой, средством, условием воспитания, обучения, развития, реализации всех функций и видов социально-педагогической деятельности.

Коммуникативная культура педагога – это интергративное качество его индивидуально-личностной духовной культуры, проявляющееся во взаимодействии и взаимоотношениях с субьектами целостного педагогического процесса. Педагог является субъектом, персональным носителем коммуникативной культуры общества, катализатором тех социальных процессов, в которых формируется социально-целостная коммуникативная культура, имеющая гуманистическую цель.

Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога является базовым условием развития личности и успешности его профессиональной, социально-педагогической деятельности. В исследовании этих процессов могут быть выделены три основных методологических подхода: 1) собственно культурологический, учитывающий специфику культурологического исследования; 2) общенаучный – системный, синергетический и кибернетический; 3) со стороны современной педагогической и психологической методологической парадигмы. Этого требует глубинная сущность явлений коммуникации и коммуникативной культуры педагога.

В философии и психологии коммуникация понимается как единение людей в совместной производственной деятельности, которая интегрирует их в общество. Внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания, которые осуществляются в форме различных видов совместной деятельности людей. Коммуникативная культура – это качество коммуникации, соответствующее уровню и характеру развития общества, ее духовной и материальной культуры.

Для культурологии как самостоятельной науки, имеющей, главным образом, гуманитарную стратегию, особое значение имеет та часть культуры, которая касается самого человека – индивида, личности, общества. Это выдвигает на первый план самый главный аспект культурологического, гуманитарного исследования явлений культуры – их гуманистическую и этическую направленность. Такой культурологический подход определяет главное, общественно значимое в содержании коммуникативной культуры учителя – ее гуманистическую, более того, «гуманотворческую» (З.Г. Нигматов) целеустремленность .из ведущего значения гуманистической направленности коммуникативной культуры вытекает ее духовная ценность, лишенная примитивного прагматизма. именно с этих культурологических позиций коммуникативная культура учителя - –то его индивидуальное, личностное достояние, культурный наполнитель педагогической профессии, определяющий качество профессиональной деятельности, ее эффективность, продуктивность.

Культура – это результат, проявление творческого начала в человеке. Творческий потенциал и гуманистическая направленность – это самые важные характеристики культуры, культуры общественной и индивидуальной. С этих культурологических позиций коммуникативная культура учителя – это проявление индивидуального творчества и гуманистической направленности в реализации задач и функций профессиональной социально-педагогической деятельности.

В последние десятилетия получили широкое применение и развиваются общенааучные методологические подходы, возникшие в недрах естественных и технических наук. Они показали свои исключительные  возможности в социальных и гуманитарных науках, отличающихся особой сложностью изучаемых в них систем. Особо сложной системой такого рода является сам человек – существо биологическое, психологическое и социальное одновременно – и его деятельность и культура. Речь идет о собственно системном подходе, концепции самоорганизации сложно-организованных систем, возникшей в рамках синергетики, а также общей теории управления – кибернетики.

Системно-синергетический и кибернетический подходы плодотворными оказались в педагогике, которая изучает такие сложные явления дейстивтельности, как формирование, организация и развитие, самоорганизация и саморазвитие культуры общества и отдельной личности. При системном подходе любые объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостной совокупности и как системы, связанные между собой определенными отношениями. В то же время каждая система состоит из элементов, которые образуют структуры системы. В результате взаимодействия этих элементов возникают общие, целостные свойства системы, которые качественно отличаются от свойств составляющих ее элементов и поэтому не сводятся к их сумме. При синергетическом подходе раскрываются закономерности и механизмы взаимодействия систем, в результате которых системы образуются и развиваются. Опираясь на эту концепцию, можно представить весь окружающий нас мир как универсум самоорганизующихся систем и процессов.

При кибернетическом подходе раскрываются механизмы и возможности устойчивости и сохранения линии развития систем, принципы процессов самоуправления и управления. С этих общенаучных системных позиций коммуникативная культура педагога представляет собой систему, являющуюся элементом системы более высокого порядка и, в свою очередь, имеющую структуру своих собственных элементов. Она является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом и коммуникативной культуры общества в частности. Одновременно коммуникативная культура учителя имеет внутреннюю структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления ее предназначения как определенной системы, в этом ее внутренняя организованность как системы. Ее основными элементами являются субъект (личность учителя) и объект (потребности и осознанная цель, на достижение которой направлена деятельность учителя). Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры учителя сам  имеет сложную структуру: личность учителя – ее сложная мотивационная и предметная структура, объект – осознанная коммуникативная цель (смысл), ее потребностное  и аксиологическое содержание, формирующееся индивидуальное, в т.ч. профессиональное самосознание.

 Системные качества коммуникативной культуры  педагога, ее собственная структура, вхождение ее в систему более высокого порядка формируются не сразу, а постепенно. Это происходит в реальной жизни, в бытии, во всеобщем хаосе активности социальных явлений, проявляющих свои свойства, в столкновениях и взаимодействиях коммуникативных систем, таких как государственные институты, общественные организации, личности, каждая из которых преследует свои собственные интересы и цели. Это происходит благодаря всеобщей связи – глобальной коммуникации, осуществляемой самой жизнью. В процессе такой глобальной коммуникации в естественном  неорганическом, физическом и органическом мире между предметами и системами происходит обмен вещества, энергии и информации, что в целом в естественных науках определяется как содержание синергии. В мире людей это обмен материальными и духовными ценностями между социальными коммуникативными системами.

В этой синергии, в поле общественных, деловых отношений и в поле общественного сознания, в практической и познавательной активности людей формируется целеустремленная, предметная, мотивированная деятельность человека и его индивидуальное сознание: из материала человека-индивидуума в динамичной социальной среде рождается новая сложная система, обладающая новыми системными качествами, рождается личность. Личность с новыми коммуникативными качествами, специально организованными, целенаправленными, а значит обладающими системными качествами. Коммуникативная активность становится коммуникативной деятельностью определенного уровня культуры.

Рождение личности – это завершение процесса самоорганизации и в то же время – начало процесса, именуемого в психологии и педагогике процессом самореализации, процессом продолжения развития личности, его совершенствования. Это процесс происходит также в процессе глобальной информационной коммуникации, но это уже синергия личности – системы более совершенной, чем индивидуум. Вместе с развитием личности совершенствуются и коммуникативные качества человека – качества его коммуникативной деятельности – коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура педагога, ее носитель – личность – совершенствуются в профессиональной педагогической среде. Коммуникативная культура будущего педагога формируется в процессе профессиональной вузовской подготовки. коммуникативная, синергетическая динамичность социальной среды является главным условием развития коммуникативной культуры и ее носителя, субъекта – личности. Она проявляется во взаимодействии, столкновении (иногда конфликтом), совпадении или несовпадении интересов таких же систем – коммуникативных культур личностей. Это происходит в событиях различного рода, приводящая к этим действиям. События взаимодействия систем приводят к явлениям, носящим в науке о синергетике название флюктуаций – колебаний состояния и направлений развития систем. Крайним выражением флюктуаций. Как известно, является раздвоение направлений развития – бифуркация, или даже более сложное расщепление. Флюктуации и бифуркации затрагивают всю систему в целом, все ее элементы. При взаимодействии системы коммуникативной культуры личности эти процессы затрагивают всю ее внутреннюю структуру – личность, ее деятельность и ценностные ориентации.

Система, коммуникативная культура, все ее элементы в этом случае должны с позиций системного методологического подхода проявить два основных качества систем. Во-первых, свою открытость для восприятия новых качеств, для совершенствования, усложнения (это свойство характерно для «открытых систем») – свою аксиологическую линию развития, убежденность, осознанность, когда это касается коммуникативной культуры. Второе качество особенно ценно для развития коммуникативной культуры педагога как носителя определенных общественно значимых гуманистических идеалов, проявляемых в его профессиональной и коммуникативной культуре.

Современная наука в целом держится на определенной единой методологии. В то же время каждая отрасль науки, научная дисциплина, и, естественно, педагогика, имеют не только свой предмет исследования, но и  специфический метод, имманентный предмету – «предмет и метод едины». Исследование процессов формирования коммуникативной культуры педагога строится в иерархическом отношении не только к системе психологических и педагогических знаний, к современной отечественной и зарубежной психологической и педагогической парадигме.

С позиций рассмотренного культурологического и общенаучного анализа к основным психологическим и педагогическим теоретическим положениям, особо значимым для исследования коммуникативной культуры педагога, могут быть отнесены три: 1) деятельность как основание личности; 2) социализация как социально-педагогическое явление; 3) самовоспитание как главный предмет педагогических технологий.

Деятельностно-личностная теоретико-методологическая концепция затрагивает все элементы коммуникативной культуры педагога: его субъект (личность педагога), объект (интересы, потребности) и средства (саму коммуникативную деятельность, ее способы): рассматривает систему коммуникативной культуры изнутри, со стороны внутренних движущих сил. Концепция социализации рассматривает элементы коммуникативной культуры педагога с внешней стороны, со стороны влияния социальной среды, условий и возможностей реализации в социальной среде. Концепция самовоспитания раскрывает  коммуникативную культуру как развивающуюся систему, как процесс. В котором центральное функциональное значение придается личности педагога. Коммуникативная культура педагога – система самоорганизующаяся, саморазвивающаяся.

Таким образом, представленный методологический подход рассматривает коммуникативную культуру педагога как стоящую в центре коммуникативной культуры общества, в центре ее идеалов и практического осуществления. Она формируется и совершенствуется в реальной социально-педагогической деятельности, объектом которой является общество, развивающаяся личность – член общества, а предметом – общественное и индивидуальное сознание, более того, профессиональное самосознание.

Механизмы формирования и совершенствования коммуникативной культуры педагога подчиняются закономерностям образования и развития  сложноорганизованных систем.  Такой подход важен в исследовании и практическом осуществлении формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Здесь играет существенную практическую роль формирование у учащихся представлений о механизмах самоорганизации и саморазвития коммуникативной системы, каковой является коммуникативная культура личности. Это увлекает учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

Представления о коммуникативной культуре как о развивающейся системе, обладающей одновременно качествами открытых и закрытых систем, необходимы для сознательной «самотворческой» активной позиции учащихся. Вместе с тем, это предъявляет высокие требования к педагогической среде, «внешним» организационным и управленческим технологиям всего образовательного процесса в школе, направленным на формирование и развитие коммуникативной культуры будущих педагогов.