Лекция для родителей "Культура речи"
Предварительный просмотр:
Добрый вечер, уважаемые родители!
На сегодняшнем собрании мы будем говорить о воспитании культуры речи у детей.
Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка. Сюда входят владение правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи – это соблюдение норм литературного языка и речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание, выбрав наиболее уместное средство в смысловом и стилистическом отношении. Так же рассматриваются этикетные моменты.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Речевое поведение человека - сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т. д.) с одной стороны, и с другой — в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях. К этому добавляются и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты, мимику, тональные особенности.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т. д.
Следовательно, речевое поведение человека — это разновидность и составная часть его социального поведения. Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше.
И основы культуры речи должны закладываться в семье.
Зачастую родители возлагают основную ответственность за становление речи своих детей на школу. По этому поводу я хочу представить одну замечательную притчу.
«К одному богачу пришел голодный нищий. Богач велел дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. Услышав утвердительный ответ, он приказал дать нищему еще и мяса. Тот съел все дочиста и на вопрос богача снова ответил, что наелся. Тогда ему принесли кувшин молока, который тут же был выпит до дна. Богач засмеялся и спросил: «Зачем же ты говорил, что сыт, если не прочь был поесть и еще?». В ответ нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями. «Полон ли кувшин?» - спросил он богача. – «Конечно», - ответил тот. В промежутки между камнями нищий насыпал, сколько мог, песку, и спросил снова: «Теперь полон?» - «Ну, теперь-то уж наверняка!» - воскликнул богач. Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в третий раз.
Учитель, конечно, может наполнить душу и разум ребенка многими хорошими и полезными вещами, но «камни», положенные вначале, ведь останутся.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи ребенка в усвоении языка. Культуре речи нужно учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь, четко и ясно воспринимает её - мало-помалу хорошие навыки приобретают мощную силу привычки. Если ухо ребенка воспринимает какой-нибудь неправильный диалект, то или иное неправильно произнесенное слово, то незаметно последнее становится его второй привычкой. Нельзя допускать в общении с детьми искажения слов, слова всегда должны звучать правильно, как по звуковому составу, так и по форме.
К сожалению, довольно часто дети, которые приходят в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюканье» взрослых, считающих, что с малышом надо разговаривать на «птичьем» языке, иногда – влияние среды, где живет ребенок. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, колидор и т.д.). В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно: надо спокойно поправить его. Все ваше внимание и старания должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков.
Нужно прислушиваться, правильно ли звучит вопрос ребенка, а потом на него отвечать. В разговоре с детьми необходимо должны учитывать уровень их языка, но вместе с тем ваша собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложения, богатой по словарю, выразительной по интонации. Детей следует приучать говорить настолько ясно, чтобы слушатели понимали каждое слово.
Необходимо помнить:
1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.
6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на вопросы родителей полными предложениями, а не однословно «да», «нет».
7. Гуляя с детьми ,родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.
Отдельно хочется сказать о ругательствах и неприличных словах в речи ребенка.
1. Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего сына или дочки в этой области вы будете узнавать от учителей.
2. Объясняйте детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
3. Следите за собственной речью.
4. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Лучше все же сохранять спокойствие при обсуждении подобных проблем. Можно честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
5. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
6. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, извинитесь перед ним, скажите, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
7. Не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч» (он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на его вопрос, что это значит, объяснил: «Балда – это что-то вроде мудреца», и был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»). Иногда родители ведут себя также, придумывая «культурные» объяснения для ругательств или говоря ребенку, что они его так похвалили. В таком случае он будет употреблять это слово в своей речи и поставит вас в неловкое положение.
8. Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование, мол «место есть, а слова нет». Это посеет недоверие к вам со стороны ребенка. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но они мне не нравятся».
9. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, речи, не стоит навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает и того, кто произносит такие слова, и того, к кому они обращены.