ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ПЕДАГОГА В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

На данный период времени система образование в Российской федерации находится в стадии реформирования, и в профессиональном сообществе отсутствует единое понимание того, какими должны быть начальное, среднее и высшее образование. Поставлена цель – поднять качество образования, и занять первые строки таких международных рейтингов как PISA, TIMSS, PIRLS.  На наш взгляд, руководство страны, видя цель в совершенствовании системы образования, не должно забывать о важном аспекте – роли учителя и его авторитете в учебном процессе.

При рассмотрении современного образования становится понятно, что никакие изменения невозможны без кардинальных изменений профессиональной подготовки и сознания учителя и педагога. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе воспроизводства педагогических кадров, социальной поддержке и изменением отношения различных слоев общества к педагогам разных уровней образования.

Яркий пример такого изменения мы можем увидеть у наших соседей в Республике Казахстан, где 27 декабря 2019 года принят закон №293-VI «О статусе педагога» [2]. К сожалению, в Российской Федерации на данный момент времени нет ничего похожего на данный закон.

Будучи еще законопроектом, данный документ привлек к себе внимание, как педагогических работников, так и учеников и их родителей. Уже на стадии разработки были известны такие моменты как: уменьшение нормативной учебной нагрузки, увеличение заработной платы педагогического состава, внедрение системы штрафов за оскорбление профессиональной чести и достоинства педагога и другое. Ознакомившись с текстом документы, можно заметить много схожих с российским законодательством черт, но, пожалуй, стоит остановиться на различиях.

Итак, начнем по порядку. Изучив документа, мы можем видеть, что руководство Республики Казахстан отлично понимает проблемы внутри страны. В частности старение педагогического состава и нежелание молодых специалистов работать за малую заработную плату. Именно поэтому в рамках закона «О статусе педагога» снижена нормативная учебная нагрузка с 18 до 16 часов в неделю. Данное изменение повлияет не только на загруженность учителей, но и на изменение заработной платы в пользу учителя. До 2024 года на реализацию законопроекта планируется потратить 5,4 трлн. тенге. Предусматривается плановое повышение заработной платы учителей от 25% до 50% в зависимости от места проживания (городская или сельская местность).

В статье 7 «Права педагога при осуществлении профессиональной деятельности» присутствует пункт №20 «уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей». Вполне стандартная формулировка, но она подкреплена вполне реальными штрафами. Средний размер штрафа колеблется от тридцати до сорока месячных расчетных показателей, а максимальный доходит до ста двадцати месячных расчетных показателей. В соответствии с законом Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», месячный расчетный показатель составляет в 2020 году 2 651 тенге, что равно 7 долларам [1].

Штрафы за унижение чести и достоинства педагога возможны в двух случаях. Первый - оскорбление со стороны физического лица (тридцать месячных расчетных показателей; повторное оскорбление в течение года – сорок месячных расчетных показателей либо административных арест на срок до пяти суток). Во втором случае, данный закон предусматривает штраф за оскорбление педагога несовершеннолетними, который накладывается на родителей или лиц их заменяющих (двадцать пять месячных расчетных показателей; при повторном оскорблении в течение года – тридцать месячных расчетных показателей).

Помимо защиты чести и достоинства учителя, он защищен от дополнительных нагрузок со стороны руководства. Введен штраф за привлечение педагогов к несвойственным функциям. В первый раз руководитель может отделаться предупреждением, но если нарушение осуществляется повторно в течение года, то штраф будет исчисляться от двадцати до ста двадцати месячных расчетных показателей, в зависимости от региона.

Отдельной статьей прописаны социальные гарантии учителей (статья 12). В первом пункте учителю гарантируется жилье. Оно может быть служебным (квартира или комната в общежитии) или частным (земельные участки под индивидуальное жилищное строительство). В седьмом пункте данной статьи рассматривается вариант компенсационных выплат педагогу за наем (аренду) жилья и коммунальные услуги. В третьем подпункте первого пункта 12 статьи закрепляется ежегодный трудовой отпуск в 56 дней (до закона был 42 дня).

Серьезную поддержку почувствовали педагоги из сельской местности. Их оклад увеличен на 25%, а так же назначена социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств.

Важнейшим аспектом, на наш взгляд, является статья 13. Она подразумевает институт наставничества молодых педагогов. За осуществление наставничества опытным педагогам, осуществляющим данную деятельность, выплачивается доплата (определяется подзаконными актами). В течении наставничества более опытный педагог отвечает не только за проведение уроков, молодым коллегой, но и за выполнение этических и моральных норм. При их нарушении, согласно статье 16 «Совет по педагогической этике», молодой специалист и наставник будут нести ответственность.

Как мы видим, разработана государственная политика в отношении создания новой генерации педагогов, направленная на создание сообщества педагогических работников в качестве новой общественной элиты. Данные изменения позволят привлечь большое количество молодых и грамотных специалистов в школу, не только в городе, но и на сельской местности.

Сравнивая данный документ с законодательством Российской Федерации, мы можем видеть, что многие аспекты присутствуют и в нашей стране. Для привлечения специалистов в отдаленные сельские районы с 2020 года начала свою работу государственная программа «Земский учитель». Национальный проект «Образование», рассчитанный на период с 2019 по 2024 год дает возможность для преобразования современного образования. Ряд федеральных проектов направлен на совершенствование системы образования. Среди них мы видим: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и другое [3].

К сожалению, данные проекты ни каким образом не направлены на повышения социального статуса педагога. Между тем, на наш взгляд, личность педагога подавлена ситуацией, сложившейся на данный момент времени. Оскорбительное поведение родителей и учеников, загруженность дополнительными обязанностями и малая заработная плата создается негативный ареол профессии учитель. Ученик, без сомнения, стоит по главе угла образования, но без поддержки учителя государством, грамотные специалисты будут уходить из педагогики в сферы с лучшей социальной и материальной поддержкой. Только новая генерация учителей вместе с новой системой управления образованием сможет осуществить реальные инновационные изменения в образовании. Это потребует значительных материальных и кадровых вложений в создание новой, или восстановление советской системы воспроизводства и распределения педагогических кадров.

 

 

 

Список литературы

 

  1. О республиканском бюджете на 2020 – 2022: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019г. №276-VI (с изм. и доп.) –  [Электронный ресурс]. – URL:  https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=36662380#pos=3;-157 (дата обращения 18.03.2020)
  2. О статусе педагога: Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019г. №293-VI (с изм. и доп.) –  [Электронный ресурс]. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32091648#pos=3;-157 (дата обращения 18.03.2020)
  3. Образование: национальный проект Российской Федерации –  [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 18.03.2020)
  4. Земской учитель: государственная программа Российской Федерации –  [Электронный ресурс]. – URL: https://zemteacher.edu.ru (дата обращения 18.03.2020)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx29.09 КБ

Предварительный просмотр: