Курсовая работа

Кузнецова Лилия Александровна

Общество выдвигает к системе образования все новые требования, система «учитель-ученик» выходит на новый уровень, требует от учителя новые знания и умения. При сегодняшнем ритме информатизации всех сфер человеческой жизни учителю уже нужно не только уметь наглядно и продуктивно выражать свою мысль с помощью графиков, схем и рисунков, но и оперативно, буквально «на ходу», диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов и, в случае необходимости, перестраивать план и ход изложения материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_kuznetsova_l_a_te-ebz-31_2.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Институт технологии, экономики и сервиса

Кафедра педагогики

Практическая готовность в структуре профессиональной компетентности учителя

курсовая работа

по направлению 44.03.01 « Педагогическое образование»,

профиля «Экономика»

по дисциплине «Педагогика»

«Допущена к защите»                                         Исполнитель:

________________________________        Кузнецова Лилия Александровна

                                                                              группа ТЭ-ЭБZ-31

        _________________________

«Прошла защиту»

Оценка__________________________           Научный руководитель:
                                                                            Глебов Александр

                                                                             Александрович,

                                                                      профессор кафедры педагогики

Преподаватели                                                 __________________________

_________________________________            

_________________________________          

Волгоград – 2019


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ        6

1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ        6

1.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ        13

ВЫВОД        17

ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ        19

2.1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ        19

2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ        26

ВЫВОД        34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        38


Введение 

Актуальность исследования обусловлена тем, практическая готовность педагога на любом этапе развития как педагогической науки в частности, так и сферы образования в целом является неотъемлемой частью профессиональной компетентности учителя. Это означает, что без возможности применять на практике имеющиеся теоретические знания, педагогу будет достаточно трудно осуществлять деятельность.

Общество выдвигает к системе образования все новые требования, система «учитель-ученик» выходит на новый уровень, требует от учителя новые знания и умения. При сегодняшнем ритме информатизации всех сфер человеческой жизни учителю уже нужно не только уметь наглядно и продуктивно выражать свою мысль с помощью графиков, схем и рисунков, но и оперативно, буквально «на ходу», диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов и, в случае необходимости, перестраивать план и ход изложения материала.

Объект исследования – профессиональная компетентность учителя.

Предмет исследования – практическая готовность педагога, как составляющая профессиональной компетентности.

Цель исследования – на основе существующих исследований показать значимость практической готовности учителя в его повседневной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. Уточнить понимание профессиональной компетентности учителя и ее составляющие;
  2. Изучить процессы формирования практической готовности у педагога;
  3. Выяснить, как уровень практической готовности педагога влияет на выстраивание взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе.

В работе был использован теоретический метод исследования - анализ литературы по поставленному вопросу.

Положения, выносимые на защиту

1. Для понимания сущности профессиональной компетентности учителя необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь ее составляющих, а также специфические особенности:

• профессиональная компетентность учителя - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений;

• профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений;

• профессиональная компетентность педагога является частью его психологической культуры и важнейшим элементом профессионализма.

Отсюда мы можем вывести определение профессиональной компетентности педагога:

Профессиональная компетентность педагога – это сложное индивидуально-психологическое образование теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности.

2. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.[9, с. 11]

3. Практическая готовность педагога является важным компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

4. Процесс формирования профессиональной компетентности учителя, является сложным многосторонним механизмом, поэтому наиболее эффективным будет применение системного подхода к изучению системы формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

По мнению Беляевой Н.С., системный подход позволяет рассмотреть формирование профессиональной компетентности учителя и определить ее структуру, взаимосвязи между элементами внутри системы и с внешней средой; изучить принципы функционирования системы формирования данного качества в педагогической деятельности, а также процесс управления данной системой. [2, с. 11].

 Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.


Глава I. Профессиональная компетентность учителя

1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста, к проблеме понимания которой в условиях модернизации образовательного процесса интерес заметно повысился.

Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей формой деятельности. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Достаточно полно раскрывает сущность понятия компетентности определение, предложенное А.В. Хуторским: «компетентность – владение, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, включающий личное отношение человека к предмету деятельности» [1, с. 139]. Согласно данному определению компетентность – это субъектное качество личности человека, свойство его внутреннего мира, определяющее успешное выполнение человеком той или иной деятельности. Субъектное качество рассматривается здесь как качество субъекта деятельности, обретенное им на жизненном пути.

Слово «компетентный» происходит от латинского competentis – знающий, сведущий в определенной области; имеющий по своим знаниям право делать или решать что-либо, судить о чем-либо. То есть компетентный человек – это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо. Итак, компетентность – это свойство человека, позволяющее ему качественно делать что-либо. Здесь появляется социальный аспект компетентности, выраженный в словах «имеющий право», «качественно делать», «судить о чем-либо». Таки образом, понятие компетентность выступает как сочетание социальноличностного и личностно-субъектного качеств человека.

Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность – это «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [3, с. 31]. Рассматривая различия понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках новой парадигмы результата образования, И.А. Зимняя трактует понятие компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности» [4, с. 35]. Что касается компетентности педагога, то общая феноменология компетентности и ее видов нашла отражение в большом количестве отечественных и зарубежных исследованиях. Следует отметить, что в этих исследованиях имеет место содержательное сходство таких понятий как «профессиональная компетентность педагога», «психологическая компетентность», «педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность».

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Практическая готовность педагога - это ни что иное как его умения педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанные на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. [5, с.119]

Педагог, как организатор, должен не только организовать деятельность коллектива, но и обеспечить активное включение учащихся в различные виды деятельности. Учителю предстоит привлечь внимание учеников и развить у них устойчивые интересы к учению, труду, творчеству. Также возникает необходимость в формировании потребности в знаниях и обеспечении учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда. Благодаря деятельности учителя воспитанники регулярно актуализируют знания и жизненный опыт, что формирует у них творческое отношение к окружающему миру. Использование методов стимулирования и атмосферы совместного переживания позволяет учителю создавать специальные ситуации для проявления воспитанниками нравственных поступков.

Современному педагогу в процессе непосредственного общения с учащимися необходимо соответствовать уровню аудитории и знать не только уровень подготовленности учащихся и их жизненный опыт и возраст. Способность ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, логически правильно строить и вести конкретный рассказ, беседу, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности охарактеризует педагога для учеников с наиболее выгодной стороны, позволит укрепить авторитет и вызвать их уважение, что крайне необходимо при работе с современными детьми. Согласно академическому словарю русского языка, «Компетентность – свойство по значению прилагательного «компетентный». А «компетентный – обладающий основательными знаниями в определенной области, знающий». То есть компетентность – это свойство человека обладать знаниями в определенной области.

Н.А. Швецова считает, что сама сущность понятия «компетентность» не является исчерпывающей характеристикой профессиональной деятельности, но всегда представлена как значимый и содержательный конструктивный компонент этой деятельности. Несмотря на различие подходов к решению проблемы профессиональной компетентности, смысл, вкладываемый исследователями в это понятие, заключается в признании главной ее функции – функции развития у педагогов своих профессионально-личностных качеств. Эффективность реализации этой функции и определяется уровнем профессиональной компетентности педагога [6, c.77].

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.). Данные исследования позволяют организовывать деятельность по совершенствованию и повышению квалификации разных категорий педагогов. Особое место в этом процессе занимают ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге - педагогической компетентности.

Новые стратегии развития компетентности педагогов - актуальная проблема системы повышения квалификации, значимая для всех типов образовательных учреждений.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому необходимо считать работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в образовательном учреждении.

Каждый педагог проходит процесс профессионализации, результатом которого является овладение системой профессионально - педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре. Этот процесс именуется профессиональной подготовкой педагога.

Профессиональная компетентность формируется в начале становления на путь педагога и совершенствуется на протяжении всей трудовой деятельности. Это явление включает в себя не только знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), но и о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональную компетентность можно также охарактеризовать как совокупность частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

Согласно современным тенденциям в процессе образования, а также по мнению исследователей (Разова А.В., Борзенкова Л.И., Базыгина Л.В. Разуваева Т.А.) одной из основополагающих характеристик современного педагога, владеющего общими и специальными компетенциями, является его способность к организации и руководству проектной деятельностью. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения воспитателями основами проектной деятельности обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. [7, с. 202].

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ратифицировал профессиональный стандарт педагога [8]. В нем представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отображающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. Все эти документы прописывают компетенции, т. е. требования к знаниям, умениям, навыкам, которые необходимы для достижения определённого качества осуществляемой деятельности. Таким образом, компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, которое вырабатывается в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию. Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.


1.2. Практическая готовность учителя

как основа профессиональной компетентности

Практическая готовность педагога является важным компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:

1. Мобилизационные умения.

2. Информационные умения.

3. Развивающие умения.

4. Ориентационные умения.

1. Мобилизационные умения – способность привлекать внимания учащихся и развивать у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого педагогу необходимо создать в процессе обучения специальные ситуации, используя различные методы стимулирования, что позволит актуализировать знания и жизненный опыт детей, создать атмосферу совместных переживаний и т.д.

2. Информационные умения – изложение учебной информации. Для того, чтобы наглядно представить учебный материал, а также повысить усвоение материала учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь преобразовывать информацию и т.д., а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения, оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение детьми материала, перестраивать ход изложения и т.д.

3. Развивающие умения. Такие умения предполагают способность нахождение «зоны ближайшего развития» как отдельных учащихся, так и класса в целом. Это также умение создавать проблемные ситуации, стимулировать детей к учению, умение ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся.

4. Ориентационные умения – умения педагога, направленные на формирование морально-ценностных установок у детей по отношению к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.

По мнению В. Е. Пешковой, коммуникативные умения связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влиянии через педагогические средства и т.д.). [12, с.59]

Состав коммуникативных умений:

1. Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений:

- воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера;

- проникать в личностную суть других людей;

- определять состояние и переживания другого человека;

- уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества;

- видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность.

2. Умения собственно общения. При подготовке к предстоящему уроку, составляя план занятия, учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы. При каждом входе в класс педагогу понадобится умение с первых мгновений устанавливать психологический контакт с классом. Это позволяет настроить учеников на общение с педагогом и организовать совместную творческую деятельность.

При управлении общением учителю предстоит распределять внимание учеников, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, постоянно анализируя поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия. В результате общения у учителя и ученика возникает обратная связь, которая основана на эмпатии. Учитель должен улавливать психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе.

3.Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой.

Сюда относятся умения:

  • выбирать стиль и тон в общении;
  • управлять вниманием детей, их деятельностью;
  • умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения. Учитель должен регулировать свое психическое состояние, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д. Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод и т.д.

Практическая готовность педагога к труду в сфере образования определяется несколькими факторами. Прежде всего, он должен овладеть организаторскими умениями. Это означает, что он должен быть способным мобилизовать учащихся для выполнения учебных задач в рамках имеющейся программы. К этому типу умений относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки. [11, с.56]

Наличие информационных навыков позволит педагогу быстро находить достоверную информацию, обобщать ее и выделять наиболее значимые сведения, а также доносить ее до учеников и адаптировать преподносимые знания к особенностям конкретного коллектива. Развивающие навыки подразумевают способность запускать и развивать познавательные процессы, для чего необходимо уметь своевременно создавать учебные ситуации и контролировать процесс поиска их решения учащимися. Ориентационные навыки помогут преподавателю развивать и формировать у своих учеников систему моральных ценностных установок.

Современный педагог, помимо всего прочего, также должен обладать коммуникативными навыками. Он обязан видеть не внешние проявления личности, а понимать ее суть. На основе этих навыков строится умение педагогического общения, основной целью которого является достижение заинтересованности у ученика, позволяющей ему быстро закреплять получаемую учебную информацию. [10, с.48]

Практическая готовность многими авторами изучается в совокупности с теоретической. При этом отмечается, что для возникновения практической готовности необходим определенный набор знаний, умений и навыков самостоятельной работы, поиска систематизации и удовлетворения возникшего интереса. Однако следует отметить, что именно вопросам формирования теоретической готовности не всегда уделяется достаточное внимание, и именно теоретическую готовность к самообразовательной деятельности, которая в дальнейшем послужит фундаментом для практической готовности будущий педагог приобретает в стенах вуза на пути к становлению в профессии. [13, с.147]

Выводы

Обобщая изученные теоретические подходы к проблеме готовности к деятельности педагога, можно сделать выводы, что:

1. Большинством исследователей рассматривают практическую готовность педагога как состояние личности, которое формируется при обеспечении специальных внешних и внутренних воздействий.  

2. В науке не выделено общепринятого описания структуры практической готовности педагога к деятельности. В зависимости от специфики и направленности деятельности, составляющие структуры могут варьироваться и изменять свою приоритетную значимость.

3. Исследователями отмечается, что для возникновения практической готовности необходима определенная сумма знаний, умений и навыков самостоятельной работы, поиска информации и удовлетворения возникшего интереса.

Практическая готовность будущего учителя к формированию познавательной самостоятельности школьников понимается как:

- результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности;

- интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования познавательной самостоятельности школьников.

Но формировать познавательную самостоятельность школьников может только тот педагог, у которого познавательная самостоятельность сформирована в полной мере. Готовность учителя к развитию познавательной самостоятельности учащихся выступает относительно автономной и независимой подсистемой в целостной системе профессиональной готовности, степень ее влияния на общепрофессиональную подготовку носит постоянный, динамический характер.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования. Сборник ИОСО РАО. – М.: ИОРСО РАО, 2002 – 139 с.
  2. Беляева Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/61
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: МГФ, 1996. – С. 31.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня, 2003. – № 5. – С. 34-42.
  5. B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов, ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.  Издательство «Школа-Пресс»,1997, С. 119.
  6. Швецова Н.А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе //Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012, с. 77-78.
  7. Школа В.В. Давыдова. Реализация идеи развития в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научной конференции (23 октября 2014 г.) / Л. Н. Алексеева, В. А. Львовский, Е. В. Высоцкая [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 209 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29875.html 
  8. Профессиональный стандарт педагога. ПриказМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. No 544н
  9. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. 2012. № 10. — С.11-14.
  10. Интернет-ресурс Studfiles.net Файловый архив студентов. https://studfiles.net/preview/3816671/
  11. Буренина Е. Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии // Человек и образование № 4 (41) 2014, с. 54-57
  12. Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций. Directmedia, 2015 г. – 69 с.
  13. С. П. Беловолова, Р. А. Орлова. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности.// Сибирский педагогический журнал, 2006. С. 140-157

  1. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. - Воронеж, 2004.
  2. Всероссийское совещание «Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С 5.
  3. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. - 2005. - № 7. - С.56-58
  4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.-№3. - С.27.
  5. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - М., 1991. - С. 27 - 43.
  6. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. - 177 с.
  7. Борисова О.А., Липова И.В. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование. - М.: Учитель, 2013. - 245 с.
  8. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Система работы школы с молодыми специалистами. - Волгоград, 2011. - 443 с.
  9. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. - М., 2012. - 380 с.
  10. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
  11. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения. Автореферат - Ульяновск - 2006.
  12. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. - Майкоп: АГУ, 2009. - 209 с.
  13. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.
  14. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно - аналитической деятельности // Управление ДОУ, 2012. - №2.
  15. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. - Волгоград, 2009. - 178 с.
  16. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении // Волгоград, 2009. - 209 с.
  17. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования. // Методист, 2012. - 145 с.
  18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.
  19. Степанова, В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е.Степанова. – Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. – 164 с.
  20. Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
  21. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] : монография / А. В. Карпов, И. В. Кузнецова, М. Д. Кузнецова, В. Д. Шадриков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Логос, 2011. — 168 c. — 978-5-98704-597-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9146.html
  22. Беловский, Г. Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Г. Беловский. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Вышэйшая школа, 2008. — 223 c. — 978-985-06-1525-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20138.html
  23. Головятенко, Т. А. Подготовка педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий [Электронный ресурс] : монография / Т. А. Головятенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Российский новый университет, 2013. — 192 c. — 978-5-89789-090-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21295.html
  24. Кагакина, Е. А. Формирование профессиональной компетентности студентов в системе вузовского образования [Электронный ресурс] : монография / Е. А. Кагакина, Н. М. Слаутина, Е. В. Утин. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2006. — 76 c. — 5-8154-0127-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22120.html
  25. Ткаченко, И. В. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] : ступени психолого-педагогической и информационно-коммуникационной подготовки. Монография / И. В. Ткаченко, Л. Г. Лисицкая. — Электрон. текстовые данные. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2014. — 113 c. — 978-5-89971-422-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54531.html
  26. Подымова, Л. С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности [Электронный ресурс] : монография / Л. С. Подымова, Л. А. Долинская. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2016. — 208 c. — 978-5-9907453-2-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58200.html