П.М. 3

П.М. 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx58.5 КБ
Файл opyt_trenera_po_basketu.docx15.89 КБ
Файл referat_po_massazhu_pri_bronhialnoy_astme.docx277.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выпускная квалификационная работа

по теме «Обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу»

(тема)

Выполнена обучающейся (ся) Тереховой Полиной Александровной

                 (И.О.Фамилия)

СПО-41.физ

    (номер группы)

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

49.02.01 Физическая культура

                                                                              (шифр и наименование специальности/профессии

Форма обучения: очная

Руководитель __Журавлёва Н.В._____________

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)                 (подпись, дата)

Заведующий кафедрой «Физической культурой и спортом» ________/ Толстошеева О.В

г. Черняховск, 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ ……………………………………………………………….

7

  1. Характеристика тактических действий в баскетболе…………………

7

  1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности обучающихся старшего школьного возраста……………………………..

11

1.3. Средства и формы обучения тактическим действиям в баскетболе обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях…….................................................................................................

16

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ …………………………

25

2.1. Организационный этап…………………………………………………..

25

2.2. Интерпретация полученных результатов………………………………..

26

2.3. Формирующий этап исследования……………………………………….

33

2.4.Оценочный этап исследования………………………………………….....

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Приложение 1

Введение:

В настоящее время важной проблемой теории и методики спортивной тренировки является совершенствование системы подготовки юных баскетболистов в технико-тактическом, психологическом и физическом направлениях. Одним из наиболее рациональных решений этих проблем специалисты выделяют грамотное научное обоснование, построения и содержания учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки, а также модификация программ занятий во внеучебной деятельности по баскетболу в общеобразовательной школе, которое позволит повысить уровень овладения баскетболистами необходимыми знаниями, умениями и навыками.

В процессе физического воспитания общеобразовательных школ решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности. Для более эффективного всестороннего развития детского организма - используется внеклассная работа в школе.

Одним из самых популярных во внеклассной работе, является занятия в секционной деятельности по баскетболу. Однако вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении проблем подготовки юных баскетболистов, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения во внеурочной системе общеобразовательной школы. Остаются не до конца разработанными методики физической подготовленности юных баскетболистов, посещающих школьную секционную деятельность по баскетболу, напрямую влияющих на технико-тактические умения обучающихся, поэтому довольно часто не выполняются требования и нормативы начального этапа подготовки. Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в процессе подготовки баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов физической и технической подготовки, в рамках секционной работы в общеобразовательной школе, является актуальным.

Обучение тактическим действиям - один из отстающих участков в работе с юными баскетболистами. Тактика связана с техникой и физической подготовкой. Прочное овладение двигательными навыками технических приемов и высокий уровень развития специальных физических качеств обусловливают успешное обучение тактическим действиям.

Всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся даёт право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре составляют уровень развития специальных качеств и способностей; степень владения основными приёмами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон теоретических знаний по тактике игры.

Как утверждает Нестеровский Д.И., если в процессе обучения техники игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.

Именно адекватность и своевременность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды – командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Ю.Д. Железняк подчеркивает, что целесообразность спортивной тактики, прежде всего, зависит как от общего тактического замысла, так и от конкретизирующего его плана (модели) ведения состязания. Кроме того, тактика игры должна выработана с учётом реальных возможностей спортсмена (команды) и соперников, а вместе с тем и особенностей условий предстоящих соревнований.

Таким образом, чтобы достичь отличных результатов в ……

Спортивные состязания любого ранга являются основным критерием успешности предшествующего этапа обучения, позволяют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейшему углубленному освоению навыков игры в баскетбол.

Исходя из выше сказанного нами определен объект работы: обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста.

Предмет работы: обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу.

Цель: выявление целесообразности обучения тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу.

Задачи:

  1. Систематизировать теоретические подходы и практический опыт по обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу.
  2. Охарактеризовать анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся старшего школьного возраста
  3. Конкретизировать средства и формы обучения тактическим действиям в баскетболе обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях.
  4. Апробировать комплекс мероприятий, направленный на обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу.

Для реализации поставленных задач в работе был использован комплекс методов. Их выбор на каждом этапе определялся задачами работы. В теоретическом исследовании были использованы такие методы как: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

ГЛОССАРИЙ

Баскетбол – спортивная игра, цель которой забросить мяч в подвешенную корзину. (Д.В. Губа, Родин)

Тактика игры – это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учётом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами – это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники. (Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов)

Тактические действия - технику баскетбола разделяют на две большие группы: нападения и защиты. Каждая из них подразделяется ещё на несколько типов по принципу организации действий: индивидуальные, групповые, командные. В свою очередь, каждый из типов в зависимости от формы ведения игры делится на виды, к которым относятся, к примеру, действия в нападении игроков с мячом и без мяча. (Д.В. Губа, Родин А.В.)

Старший школьный возраст подразделяют на подростковый (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) и юношеский или ювенильный (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет). (Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. длястудентов высших учебных заведений: В 2 кн. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002. – Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.).

Секционные занятия – внеклассная форма проведения занятий по физической культуре, решающая задачи спортивного совершенствования в избранном виде спорта. (Григорьев Д.В.)

Тактическое взаимодействие – взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды. (Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов)

Форма ведения игры – это внешнее проявление действий команды в рамках решения определённых тактических задач. (Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов)

Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнёра. (Нестеровский Д.И.)

Групповые действия – это взаимодействия двух или трёх игроков в рамках выполнения командной задачи. (Нестеровский Д.И.)

Командные действия – подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры. (Нестеровский Д.И.)

Ведение мяча, или дриблинг - грозное «оружие» в техническом арсенале баскетболиста. Оно позволяет нападающему значительно расширить свою маневренность при передвижениях с мячом. (Нестеровский Д.И.)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ

  1. Характеристика тактических действий в баскетболе.

Тактика баскетбола – это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с противником, направленное на достижение максимального результата.

Основной задачей тактики является определение средств, способов и форм ведения игры против конкретного противника в конкретных игровых условиях. Тактика непрерывно совершенствуется. Она предполагает гибкое маневрирование в соответствии с меняющейся в ходе игры обстановкой. Тактика включает в себя средства, способы, формы ведения игры.

К средствам ведения игры относятся все приемы техники нападения и защиты. Если баскетболист не владеет техническими приемами, то он не может участвовать в игре и выполнять какие-либо тактические действия.

Способами ведения игры являются рациональные тактические действия игроков, которые применяются в борьбе с противником (индивидуальные, групповые и командные).

Индивидуальным тактическим действием называется такое действие, которое игрок осуществляет без участия партнера по команде и которое направлено на решение отдельной тактической задачи.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимо умение постоянно контролировать складывающуюся на площадке ситуацию, быстро анализировать её, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действовать. Уровень индивидуального тактического мастерства игроков определяет результат коллективных действий.

Групповые тактические действия решают часть командной задачи. Они осуществляются при взаимодействии двух, трех и большего числа игроков. В командных действиях участвуют все пять игроков.

Структурными элементами групповых тактических действий являются индивидуальные действия игроков, определённым образом организованные во времени и пространстве. Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трёх игроков и составляют основу командной игры в атаке.

Командные действия направлены на решение общекомандной задачи, им подчинены индивидуальные и групповые действия. Командные действия осуществляются различными способами через различные системы игры и комбинации.

Формами ведения игры являются внешние проявления действий команды на площадке. Формы ведения игры могут быть активными и пассивными, что в первую очередь обуславливается решением определенных тактических задач, обстановкой, в которой проходит игра, и возможностями команды. Процесс обучения тактике выделяет две важные стороны подготовки спортсмена - теоретическую и практическую.

Теоретическая подготовка предусматривает использование всех форм самостоятельной работы баскетболиста. Например: изучение особенностей тактики игры по литературным источникам и киноматериалам, обобщение собственных наблюдений на соревнованиях и в процессе учебно-тренировочных занятий, изучение особенностей судейства, правил игры и т.п.

Внимание баскетболиста должно быть направлено на тщательный и детальный анализ собственного опыта тактической подготовки и участия в соревнованиях. Анализ материалов личного дневника спортсмена дает возможность сопоставить особенности тактической подготовки на различных периодах и этапах тренировки, определить возможные недостатки и сделать конкретные выводы на будущее.

Обучение тактике игры неразрывно связано с овладением занимающимися техникой нападения и защиты. Первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите. Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре составляют уровень развития специальных качеств и способностей (быстроты простых и сложных реакций, ориентировки п пространстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т. п.); степень владения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон теоретических знаний по тактике игры.

Действия отдельных игроков служат структурными элементами тактических взаимодействий группы игроков и команды в целом. Здесь результативностьобеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.

Тактика игры в нападении.

Нападение — основная функция команды в процессе игры. Отпланирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный результатспортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактических знаний умений и навыков отдельных игроков и команды в целом тем больше возможностей выбрать и рационально построить тактику игры против конкретного соперника, добиться желаемого результата в игре с ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение занимающимися базовых индивидуальных, групповых и командныхдействий в необходимом объеме.

Тактика игры в защите.

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивногосоперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы необходимо надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу соперника, разрушать его привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы. Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением» на мяч и готовностьюк стремительному переходу в контратаку.

Хорошо организованная защита не только закрепляет успех, достигнутый нападением, но и влияет на характер дальнейшихдействий команды. Команда, имеющая надежную защиту, не боится идти на обострение игры, решительно использует броскив корзину со средних и дальних дистанций, смело, настойчиво борется за отскок.

Защищающейся команде необходимо решать четыре основные задачи:

1) не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок в корзину;

2) отобрать у соперника мяч и создать хорошие условия для контратаки;

3) нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями иотдельными игроками, воспрепятствовать проведениюподготовительных операций для атаки;

4) не допустить быстрого перехода соперника в нападение.

  1. Анатомо-физиологические особенности обучающихся старшего школьного возраста.

Дети старшего школьного возраста (от 15 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Заканчиваются физические изменения в организме, следствием чего является большая психическая и эмоциональная нагрузка. На этом фоне типичны подростковые недомогания: головокружения и головные боли, вызванные пониженным тонусом сосудов головного мозга – вегетососудистой дистонией. Также типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей старшего школьного возраста относятся следующие:

1. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослых. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно или вообще невозможно.

2. Сердечно-сосудистая система по своим характеристикам также приближается к строению у взрослых людей. Частота пульса – примерно 60–80 ударов в минуту, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст.

3. Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходят следующие физиологические изменения:

– у девочек: в 15–16 лет появляется угревая сыпь, обусловленная неправильной работой эндокринной системы в период полового созревания, менструации регулярны; в 16–18 лет заканчивается рост скелета;

– у мальчиков: в 15–16 лет начинается созревание половых клеток – сперматозоидов; в 16–17 лет продолжается и даже усиливается рост волос по всему телу, происходит окончание созревания сперматозоидов; в 17–21 год рост скелета останавливается.

4. Для развития нервной системы характерно формирование и улучшение нервно-психической деятельности, ребенок отвлекается от наглядно-образного мышления и отдает предпочтение абстрактному мышлению.

 Психолого-педагогические особенности обучающихся старшего школьного возраста

Старший школьный возраст охватывает период от 15 до 18 лет. В этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, выбор профессиональной деятельности. Под действием этих факторов перестраивается вся система отношений старшеклассников с окружающими его людьми, изменяется отношение к самому себе, к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессиональной деятельности, учебными интересами и мотивами поведения.

Старший школьный возраст самый трудный для учителей, самый критический для самих старшеклассников. Главным условием налаживания нормальных отношений учителей со старшими школьниками является учет основных групп наиболее ярких интересов. Учитывать интересы - это значит умело направлять имеющиеся интересы в положительное русло, ни в коем случае не потворствуя отрицательным, не одобряемым обществом, социально вредным интересам и увлечениям, «вытеснять» их, активно формируя новые, общественно полезные. Интерес к любому школьному предмету зависит от нескольких условий. Первое из них - это осознание полезности, жизненной значимости изучаемых вопросов лично для него, старшеклассника. О том, что школьные предметы имеют большое жизненное и общественное значение, старшеклассник знает прекрасно, но не всегда видит их значение конкретно для себя. Чтобы вызвать интерес к учению, нужно убедить старшеклассника в практической полезности получаемых знаний. Школьное обучение - это изучение научных понятий, цель которого усвоение теоретических знаний. А теоретические знания - не просто знание фактов, а умение объяснять их. Если ребенка младшего школьного возраста устраивало вообще обучение как таковое, то старшекласснику этого уже мало, он хочет знать больше и глубже «для себя», для собственного развития, так как интерес к собственному Я у подростка выдвигается на передний план. Обучаясь, подросток хочет знать, для чего ему нужны знания, в чем помогут ему лучше ориентироваться, для чего эти знания могут потребоваться в жизни.

В учении формируются интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Старший школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи старшеклассники берут на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности.

В старшем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Совершенствуются такие познавательные процессы, как память, речь, мышление, воображение, внимание. Особенно заметным становится рост сознания и самосознания, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент и шаг в деятельности. Развивается способность к предварительному планированию деятельности. На интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, старшеклассники могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

Мышление старшеклассника характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Старшеклассников привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Старшеклассники принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

Существенно изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Большое значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще старшеклассникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале.

Старший школьник отличается для подростка прежде всего тем, что он перестал метаться, уединяться, замыкаться в себе, уже «перестрадал» неопределенность своего социального статуса, когда считал себя уже не ребенком. В общем прошла пора острых переживаний и настало время сосредоточиться на делах взрослых - на поиске реального места в жизни, выбора достойных жизненных ценностей, определения критериев будущего благополучия, включая профессиональную ориентацию. У старших школьников этот переход проявляется в смене ведущей деятельности - от интимно-личностного общения - к учебно-профессиональной деятельности, от подростковых мечтаний - к реальным и посильным делам. Современные учащиеся 10 - 11 классов понимают, что в рыночных условиях необходимо быть востребованным на рынке труда, где мало иметь документ о среднем образовании, а нужно суметь доказать, на что ты способен, что умеешь делать или можешь чему-то быстро научиться, каковы твои интеллектуальные и моральные качества. В дорыночные и докризисные времена в нашем обществе речь у старшеклассников шла о выборе профессии, то сейчас все более наблюдается иная тенденция. Тесты и собеседования в старших классах «О чем мечтают мои сверстники» показывают, что юноши и девушки мечтают не о каких-то конкретных профессиях, а предпочитают думать о деятельности «со стабильным заработком», «с высоким доходом», о «престижной работе».

Старший школьный возраст можно считать благоприятным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. Ни в одном другом возрасте они не развиваются с такой легкостью и быстротой и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы.

1.3. Средства и формы обучения тактическим действиям в баскетболеобучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях

Практическая реализация принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На секционных занятиях по баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения).

Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.

С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность.

Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся.

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).

На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.

Обучение тактическим действиям защитника против нападающего, владеющего мячом, подразумевает освоение навыков предотвращения результативности атакующих действий: передач, проходом с дриблингом, бросков. Индивидуальные тактические действия защитника изучают, варьируя начальные позиции игроков с мячом, а также чередуя направления развития атаки.

По мере приобретения занимающимися элементарных умений игры в защите активность нападающих постепенно увеличивают и приближают к игровому уровню. В игровых заданиях и двусторонних играх следует концентрировать внимание каждого игрока на грамотности индивидуальных защитных действий в конкретных игровых эпизодах; стремлении не выключаться из игры после успешного индивидуального тактического действия, отыгрывать («терпеть») в защите с момента начала атаки соперника до установления контроля над мячом своей командой. Успешные индивидуальные действия в защите всячески поощряются.

Участие в соревнованиях различного ранга рассматривается как наиболее действенное средство дальнейшего совершенствования тактики игры. Воспроизведение рациональной техники бросковых движений в сочетании с другими индивидуальными технико-тактическими действиями, а изменяющихся ситуациях игрового противоборства ведёт к успешной их реализации в соревновательной практике.

Участие в календарных играх официальных соревновании требует от баскетболистов максимальной и взаимосвязанной реализации локальных результатов их обучения в целостную игровую деятельность. Любые соревнования должны рассматриваться, с одной стороны, как цель всей тренировочной работы, с другой-как эффективное средство интеграции системы предшествующих педагогических воздействий.

Овладение основами техники и тактики игры предполагает освоение приемов нападения. Прежде всего создают фундамент техники - изучают работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, остановки, повороты и сочетания этих приемов). Одновременно изучают основные приемы владения мячом - ловлю мяча двумя руками, передачи двумя руками от груди и одной рукой от плеча, передачи мяча снизу, броски в корзину с места двумя руками от груди и сверху, одной рукой с места и в движении от плеча, двумя руками и одной снизу, высокое ведение по прямой, с изменением направлений, темпа и с переводами перед собой, финты без мяча и с мячом в опорном положении, основной способ броска в прыжке, а также различные сочетания этих приемов.

Первоначально необходимо овладеть стойкой баскетболиста. Внимание здесь уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног. Основная ошибка -выпрямленные ноги, поднятый таз и одновременно чрезмерный наклон туловища.

Одновременно со стойкой изучают технику бега. Вначале бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по другу, диагоналям и т. п. Обращают внимание на мягкую постановку стопы перекатом с пятки на носок, рационально согнутые ноги, на положение туловища и работу рук. Затем осваивают бег с носка при ускорениях — акцентируют постановку стопы ударным движением на переднюю часть ее, больший наклон туловища, активную работу рук. Особо важно овладение техникой бега с использованием «двух шагов».

Изучению остановок следует уделять особое внимание ввиду их чрезмерной важности для маневренности передвижений. Первой изучают остановку шагом. Основное внимание обращают на первый, стопорящий шаг и последующее погашение инерции продвижения вперед мягким сгибанием опорной ноги, постановкой впереди нее маховой и равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. При обучении остановке прыжком главное - экономичность прыжка и вынос ног вперед, опережающий туловище, перед касанием пола. Особенно важно овладеть остановками при действиях с мячом. Главное здесь - остановка после ловли мяча и сохранение равновесия при принятии стойки, обеспечивающего возможность эффективных последующих действий.

Освоив остановки, занимающиеся начинают изучать вышагивания и повороты. Основное внимание здесь уделяют удержанию тяжести тела на передней части стопы согнутой опорной ноги при постоянном контакте ее с площадкой и свободному маневрированию маховой ногой. Последовательно изучают вышагивания, повороты на стоящей сзади ноге, повороты на стоящей впереди ноге. Вначале выполняют приемы без мяча на месте и после остановок, завершающих ходьбу и бег, затем совершенствуют их в сочетании с ловлей, передачей и другими приемами с мячом.

Обучение ловле мяча. Здесь, прежде всего, необходимо, чтобы занимающиеся усвоили правильное положение кистей и пальцев для надежного захватывания мяча, овладели движением рук в целом и свободным маневрированием ими с мячом. Основные ошибки — широко расставленные руки, выпрямленные вперед пальцы, касание мяча всей ладонью. Для предупреждения их преподаватель поочередно вкладывает занимающимся мяч в выпрямленные навстречу руки, следя за раскрытием в сторону мяча, не широко расставленными кистями и правильным положением пальцев, за мягким сгибанием рук после касания мяча и свободным маневрированием руками с мячом.

Сам прием начинают осваивать с ловли двумя руками на средней высоте (на уровне груди). Выполняют ловлю мяча на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны. Дальше овладевают ловлей в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч. Затем разучивают ловлю мяча при встречном движении. Она сочетается с остановкой, а затем с использованием техники «двух шагов». Передачи мяча при этом должны быть мягкими и точными.

Совершенствуют прием, усложняя упражнения сочетанием с жонглированием одним и двумя мячами, усложненной работой ног, максимальной скоростью при ловле нескольких мячей, сочетанием с максимальным темпом передвижения, безопорным положением, противодействием, специальным инвентарем.

Обучение передачам мяча. При освоении этих приемов занимающиеся должны добиться безупречного владения всеми способами передач, быстроты и точности их выполнения, скрытности направления и момента выпуска мяча, высокой стабильности выполнения при утомлении и при жестком противодействии.

Изучают передачи мяча с первых занятой в следующей последовательности: двумя руками от груди и одной рукой от плеча; двумя руками сверху; двумя руками и одной снизу; одной рукой сверху; скрытые и кистевые передачи. Усложняют обучение в следующем порядке: передача мяча на месте, после предварительного движения, остановки, поворотов; в процессе разнохарактерных передвижений и ведения мяча; передача в безопорных положениях. На всех этапах предусматривается последовательное подключение защитников и активизация их противодействия.

Занимающиеся должны научиться выполнять ловлю и передачу без подпрыгиваний и пробежек и рассчитывать силу передачи «двумя шагами» с мячом в руках. При освоении передач в прыжке главное —научиться выпускать мяч в различных точках полета и использовать рациональный для ситуации способ. Основные ошибки при изучении большинства передач — отведение локтей в стороны и вращение кистями с мячом при замахе, неполное разгибание рук в локтевых суставах и неактивная работа кисти при выпуске мяча. Условия выполнения усложняют работой ног по специальным заданиям, различными сочетаниями передач с другими приемами, соревнованием на точность и быстроту, введением противодействия, использованием подвижных игр.

Обучение броскам мяча в корзину. Главная цель здесь — достижение высокой точности и стабильности попаданий в корзину. Она предусматривает: овладение всеми способами бросков; приобретение умения варьировать ими применительно к игровым позициям и характеру сопротивления; достижение совершенства в способах, соответствующих выполняемым игроком функций; овладение «скорострельностью»; выработку умения сочетать игровые действия с высокой результативностью завершающего их броска.

Броски в корзину изучают в следующей последовательности: двумя руками от груди и сверху с места; одной рукой с места и одной рукой от плеча в движении; двумя руками и одной снизу в движении; в прыжке.

Приступая к обучению броскам, необходимо ознакомить занимающихся с правильной траекторией полета мяча и с принципами прицеливания при различных бросках — под углом 45°, перпендикулярно к щиту, продольно. Вначале с помощью подводящих упражнений обучают движениям руки, кисти и ног. Особое внимание при работе кисти обращают на завершающий контакт большого, безымянного и указательного пальцев при выпуске мяча. В процессе совершенствования техники приема внимание заостряют на выборе момента для осуществления броска и развивают точность и быстроту его реализации. Применяют уменьшенные ориентиры для прицеливания, ограничивают время на выполнение бросков, изменяют позиции и условия их, варьируют специальные задания, определяющие характер противодействия.

При овладении броском двумя руками от груди и двумя руками сверху игроки должны освоить выполнение с высоким положением мяча в моменты замаха и выпуска. При броске одной рукой с места следует уделять внимание постановке ног (одноименная бросающей руке нога впереди), правильному положению плеча, предплечья и кисти по отношению к мячу и корзине (локоть направлен, а кисть развернута в ее направлении), разгибанию руки преимущественно вверх, завершающему движению кисти и направлению мяча в цель через большой, безымянный и в последний момент указательный палец.

При изучении броска одной рукой от плеча в движении сложно освоить сочетание «двух шагов» с мячом в руках и последующего прыжка с завершающим движением бросающей руки. Здесь необходимо овладеть следующими упражнениями: ловля мяча во время первого удлиненного шага ногой, одноименной бросающей руке; выполнение второго стопорящего шага другой ногой; отталкивание вверх ногой, делающей второй шаг, и выносом руки с мячом к корзине во время прыжка завершающим движением руки в локтевом суставе и направляющим движением кисти и пальцев в высшей точке полета; приземление на толчковую ногу без продвижения вперед.

Обучение броску в прыжке - важный этап подготовки баскетболистов. Основное внимание следует уделять постановке ног перед отталкиванием, правильному выносу мяча в исходное положение перед броском, точному положению бросающей руки перед выпуском мяча, завершающему движению разгибанием руки в локтевом суставе и направляющему движению кисти и пальцев, выпуску мяча в высшей точке полета, управлению телом в полете и положению руки после завершения контакта с мячом.

Очень важно освоить исходное положение бросающей руки перед выпуском мяча (удержание мяча выше головы, локоть направлен точно к корзине и кисть с мячом, расположенная над плечом, развернута к ней). Главные ошибки — отведение локтя в сторону и расположение мяча на всей ладони, а не на передней части ее и пальцах. Когда это освоено, отрабатывают активное разгибание руки в локтевом суставе и сгибание кисти с выпуском мяча через указательный палец. Одновременно изучают и положение поддерживающей мяч руки. Далее все это сочетают с выносом рук в исходное положение после ловли мяча от стены, пола, партнера — вначале без прыжка, затем в сочетании с прыжком. Важно совершенствование броска после передвижений; при этом внимание переключают на работу ног перед отталкиванием.

Обучение ведению мяча. Игроки должны освоить управление мячом без зрительного контроля, равноценно владеть правой и левой рукой, приобрести навыки асинхронно действовать ведущей рукой и ногами, овладеть разновидностями приемов ведения — высоким и низким ведением, ведением с изменением направления и темпа, с переводами. Овладение этими умениями необходимо сочетать с развитием способности ориентироваться при ведении мяча, оценивать ситуации и принимать решения. Поэтому с самого качала обучения приему и в процессе совершенствования его необходимо исключать зрительный контроль мяча.

На начальном этапе изучают ведение на месте и при прямолинейном движении. Основные ошибки здесь: неправильная стойка — прямые ноги, наклоненное туловище и опущенная к мячу голова; расслабленная кисть с сомкнутыми пальцами, «шлепающая» по мячу; неактивная работа руки в локтевом суставе. Поэтому все внимание следует сосредоточить на положении пальцев и закрепленной кисти на мяче, на резком силовом движении руки в локтевом суставе, на согнутом положении ног, прямом туловище и на взгляде, устремленном вперед.

Вначале используют подготовительные упражнения с одноразовыми ударами мяча в стену и в пол активным разгибанием предплечья. Затем эти приемы сочетают с принятием стойки и с передвижением приставными шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого применяют многоразовые удары в пол правой и левой рукой стоя на месте, при беге на месте, с небольшими перемещениями в разные стороны. И наконец, выполняют передвижение с ведением мяча по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов мячом в пол при передвижении в зависимости от характера и темпа его. Далее внимание уделяют переходу на ведение мяча после ловли его в движении. Главное при этом — сочетание работы ног и своевременного удара мяча в пол без пробежек и замедления скорости бега. Одновременно изучают ведение по дугам и кругам, а также переводы мяча перед собой. Основное внимание уделяют работе кисти, месту удара мяча в пол и сочетают их с движением ног.

Совершенствуют ведение мяча, создавая условия, исключающие возможность зрительного контроля за мячом, выполняя приемы на максимальных скоростях, затрудняя передвижения различными препятствиями, применяя агрессивное и превосходящее по числу защитников противодействие, специальный инвентарь, усложняющий ведение.

Обучение финтам. Здесь важно научить игроков выполнять отвлекающее движение достаточно правдоподобно и соединять финт

Обучение тактическим действиям в нападении.

  Изучение тактики игры начинается с:

Изучение индивидуальных тактических действий, характерных для конкретного варианта.

 Овладение групповыми взаимодействиями.

 Овладение командными взаимодействиями.

Усложняют условия на каждом из указанных этапов, выполняя взаимодействия таким образом

— в замедленном темпе с пассивной защитой по заданию;

— в темпе, характерном для соревновательной игры;

— закреплением в учебных играх по заданиям (с уменьшенными составами, на половине площадки, после определенных действий противника ит. д.).

Индивидуальные тактические действия.

 Первоочередная задача — формирование умения анализировать ситуации и выбирать соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.

Индивидуальные тактические действия в нападении изучают в следующей последовательности: без мяча — выбор места и освобождение от защитников; с мячом — рациональное использование ловли и передач мяча, ведения, бросков мяча в корзину, финтов и сочетаний приемов.

Изучая выбор места и действия для освобождения от защитника, игроки должны овладеть умением изменять позицию в отношении своего защитника, определять наиболее эффективные направления, способ, интенсивность и момент передвижения, соотносить передвижения с позициями партнеров.При овладении действиями с мячом занимающиеся прежде всего учатся быстро выбирать рациональные приемы и своевременно изменять их в зависимости от ситуации.

При овладении техникой игры главная задача — усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный метод обучения с применением большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.

Изолированно изучают отдельные элементы тактики, которые затем закрепляют в подготовительных и учебных играх, далее осваивают более сложные взаимодействия, которые снова закрепляют в игре. При занятиях с детьми, овладение основами тактики ведется в процессе подвижных, подготовительных и упрощенных учебных игр. Во всех тактических упражнениях обязательно наличие защитника, действующего по специальным заданиям, соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.

Обучение приемам техники и индивидуальным защитным действиям. Начинают его после того, как игроки овладели теми приемами нападения, против которых они направлены. Обучение начинают со знакомства со стойкой защитника, способами его передвижения и тактического использования этих приемов в разных ситуациях. Далее игроки изучают приемы и действия при отборе мяча — при вырывании, выбивании, перехватывании и накрывании, а также использование их в качестве финтов.

Обучение стойке и передвижениям защитника и совершенствование их. Здесь внимание следует уделять изменению положений ног в стойке, передвижениям приставными шагами и спиной вперед. Одновременно игроки изучают положения и движения рук в защитной стойке применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет. В упражнениях при опеке нападающего без мяча акцентируют закрывание руками возможного направления выхода и ловли мяча. При опеке игрока с мячом главное внимание обращают на одновременное закрывание мяча и стороны наиболее вероятного прохода.Обучение приемам овладения мячом. Его начинают с освоения вырывания мяча. Обучая вырыванию, необходимо прежде всего обращать особое внимание на устойчивую стойку и недопустимость ненадежного захвата мяча. Далее совершенствуют быстроту захвата и резкое движение руками стоя на месте и с предварительным сближением с нападающим.

Изучать выбивания мяча начинают с овладения выбиванием его из рук нападающего, стоящего на месте, а затем — выполняющего с ним «два шага» и прыжок. В обоих случаях осваивают короткое, быстрое движение руки, а также выбор момента, способа и силы выполнения приема.

Затем осваивают выбивание при ведении мяча. Первоначально овладевают сближением с нападающим подстраиванием к темпу его действий, положением ног при касании мяча, а затем быстрым движением руки и последующим рывком к мячу.

Перехватывание мяча изучают в следующей последовательности: при поперечной передаче с выходом вперед и в стороны; при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока. Главное при этом — научиться занимать эффективную позицию и определять момент для начала рывка, быстро выполнять рывок и движение руками, выработать цепкость при захвате мяча.

Особое значение для совершенствования индивидуальных действий в нападении и защите имеют упражнения, в которых идет соревнование между защитником и нападающим в применении обусловленных приемов в специально моделируемых ситуациях, а также учебные игры «один на один», в одну корзину.

Обучение групповым и командным тактическим действиям. Это наиболее сложный и длительный этап подготовки баскетболистов.

Последовательность изучения основных групповых действий такова: взаимодействия в условиях превосходства нападающих над защитниками — двух нападающих против одного защитника («отдал и вышел»); быстрый прорыв; трех нападающих против двух защитников (в треугольнике).

 Обучение системе быстрого прорыва и совершенствование ее.

 Главные задачи:

1.  Овладение теоретическими знаниями.

2. Развитие быстроты ориентировки и быстроты мыслительных операций в процессе специальных упражнений и игр.

3. Овладение основными разновидностями взаимодействий и вариантами системы.

4. Приобретение навыка переключаться на быстрый прорыв в любых ситуациях и варьировать варианты взаимодействий в процессе развития атаки.

5. Воспитание психологической настроенности на быстрый прорыв и готовности к риску при реализации взаимодействий.

При овладении любой разновидностью быстрого прорыва первой изучают фазу развития, затем фазу завершения и в последнюю очередь — наиболее сложную начальную фазу. Взаимодействия игроков в начале обучения ведутся с места в обусловленной расстановке после получения мяча от одного из партнеров. Далее прорыв организуют после ловли мяча от щита определенным, а затем любым игроком, после перехватов, борьбы за мяч, отскочивший от щита и, наконец, с переключением от защитных действий к атаке быстрым прорывом в специальных упражнениях и играх.

Особенно важно при изучении взаимодействий при быстром прорыве - строго последовательное усложнение сопротивления. Первоначально действия выполняют без противодействия и с неподвижными защитниками; затем с сопротивлением защитников, действующих пассивно и активно на ограниченном участке, а далее - действующих в той же последовательности на всем пути передвижения. Обязательное условие при обучении - специальное моделирование действий защитников применительно к конкретному варианту взаимодействий, т. е. сопротивление по специальным заданиям

 Для непосредственного подведения к коллективным действиям в нападении и привития навыков опекать определенного противника в защите используют такие игры, как «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Защита капитана», «Мяч капитану», «Зонный баскетбол», «Массовый баскетбол». В этих играх реализуются присущие баскетболу правила передвижений с мячом, условия противоборства, правила отбора мяча, территориальные особенности действий. Главное при этом — привитие умения сочетать свои действия с действиями партнеров.

Секционные занятия – внеклассная форма проведения занятий по физической культуре, решающая задачи спортивного совершенствования в избранном виде спорта.

Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.

Задачи работы секции:

-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

-совершенствование функциональных возможностей организма;

-формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

-формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60–90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Структура секционного занятия состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

В общем виде тренировка должна делиться на три фазы:

  1. Целью первой (подготовительной) фазы является постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. В первую фазу надо включать разминочные упражнения без мяча, такие, как бег, упражнения на гибкость, координацию и т.д., простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой), затем упражнения, требующие большей концентрации и физических усилий.
  2. Во второй фазе (основной) тренер работает над главным содержанием тренировки - подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий, в том числе комбинированных упражнений большей или меньшей интенсивности.
  3. В третьей (заключительной) фазе он должен постепенно снижать физическую и психологическую нагрузку. Вначале можно выполнять интенсивные упражнения, требующие невысокой концентрации внимания, например, беговые упражнения для повышения физической формы, такие, как «Челнок», и т.д., или провести игру без специального задания. Возможно выполнение упражнений с высокой психологической нагрузкой и с невысокой физической (например, соревнования в бросках). Полезно завершить тренировку упражнениями, требующими малых физических и психологических усилий, например, упражнениями на растяжение.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ

Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных нами в первой главе, мы спланируемопытно-практическую работу путем проведения комплекса мероприятий, направленного на обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу, анализа динамики и данных тестирования на различных этапах.

Опытно-практическая работа будет проводиться на базе «МАУО СОШ П.Романово», в  ней примет участие ? человек.

Для решения поставленных задач мы определили этапы опытно-практической работы:

1 –й этап. Организационный

Цель: подбор контрольно-педагогических испытаний по проблеме исследования.

2 –й этап. Интерпретация полученных данных

Цель: качественный и количественный анализ результатов исследований.

3–й этап. Формирующий

Цель: разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на обучение тактическим действиям обучающихся старшего школьного возраста на секционных занятиях по баскетболу

4– й этап. Оценочный

Цель: проведение повторной диагностики и сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики

2.1. Организационный этап

Цель: подбор контрольно-педагогических испытаний по проблеме опытно-практической работе.

Нами были подобраны следующие диагностики:

  1. Тест скоростная техника. (Игрок выполняет обводку змейкой трёх препятствий размером 0,5 Х 0,5 и высотой не менее 1 метра, прямолинейно расположенных вдоль площадки в центре штрафных бросков и средней линии, заканчивая её броском в корзину. Ведение начинает из-за лицевой линии под щитом, обводит препятствия, ведя мяч правой рукой, и бросает в кольцо из-под щита произвольным способом, тут же берёт другой мяч, лежащий вне площадки, на расстоянии 0,5 м за лицевой линией под щитом и продолжает тест в обратную сторону, ведя мяч левой рукой, заканчивая броском из-под щита или кольца (время измеряется с точностью до одной десятой секунды). Игроку даются две попытки с интервалом 30 с, фиксируется лучшее время одной из них; в случае неточного броска попытка аннулирутся (в период отдыха следующий игрок может выполнить очередную попытку)). (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития индивидуальных тактических действий в баскетболе.

  1. Тест «Обводка фишек змейкой 20 м» (Тестирование и контроль подготовленности баскетболистов В.П. Губа, А.Д. Скрипко) (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития специальной ловкости, контроля над мячом, быстрее маневрировать и передвигаться.

  1. Анкетирование
  1. Размер площадки в баскетболе? (28х15м)
  2. Сколько человек в команде? (12 человек, 5 на площадке)
  3. Сколько длится четверть? (10 минут)
  4. Что такое пробежка? (игрок, у которого мяч, делает больше передвижений ногами, чем установлено правилами)
  5. За что засчитывается одно очко? (за удачный штрафной бросок)
  6. Сколько перерыв между 1 и 2 четвертью? (2 минуты)
  7. Что такое аут? (вылет мяча за пределы площадки)
  8. Сколько перерыв между 3 и4 четвертью? (2 минуты)
  9. Цель игры в баскетбол? (забросить мяч руками в кольцо соперника и помешать завладеть мячом)
  10. Сколько предусмотрено замен? (неограниченно)

             Цель: Определение уровня знаний игры баскетбол.



Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта тренера - преподавателя по баскетболу МБОУ ДОД «ДЮСШ Суздальского района» Попова Владимира Владимировича.

Попов Владимир Владимирович, работает по совместительству в МБОУ ДОД «ДЮСШ Суздальского района» в должности тренера-преподавателя по баскетболу с 2010 года. Основное место работы: учитель физической культуры МБОУ «Боголюбовская СОШ».  Общий педагогический стаж 7 лет, тренерский стаж 5 лет.  Закончил ВГПУ в 2007 году по специальности физическая культура. В декабре 2010 года присвоена 2 квалификационная категория тренера-преподавателя по баскетболу.

В основу учебно-тренировочной деятельности положена учебная программа по баскетболу для ДЮСШ и СДЮШОР допущенная Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту. Основная идея программы: реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивной школы в состав команд более высокого ранга.

Выполнение программы обеспечивает решение взаимосвязанных задач:

- отбор способных к занятиям баскетболом детей

- формирование стойкого интереса к занятиям

- всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма

- воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры

- обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям

- привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами игры в баскетбол.

       Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

        В учебно-тренировочной   деятельности тренера использует методические принципы, которые считает наиболее важными в моей тренировочной практике.

       Первым принципом является чёткая постановка целей и задач в соответствии с возрастом и подготовленностью обучающихся.

       Вторым принципом является постепенность спортивной тренировки. Путь к высоким результатам пологий и долгий. Увеличение объёма и интенсивности выполняемой работы, усложнение упражнений, увеличение продолжительности занятий идёт постепенно.

       Третьим важным методическим принципом в работе является всесторонность. Повышение уровня всестороннего развития – главное условие крепкого здоровья, высокой работоспособности, спортивных успехов. Практика показывает, что спортсмены, включающие в занятия различные виды физических упражнений, достигают более высоких результатов в избранном виде спорта.

       Четвёртым важным методическим принципом считает индивидуализацию. Каждый спортсмен должен получать на занятии упражнения трудные, но выполнимые. Однако, даже в самой однородной группе спортсмены не равны по силам. Высокого эффекта в учебной работе можно добиться, изучив особенности занимающихся, и учитывая их при организации воспитательной работы, определении тренировочной нагрузки, выборе наиболее эффективных способов обучения.

       В своей работе он использует многие стандартные формы и методы, такие как:

- повторный метод;

- групповой метод;

- метод усложнения игровых заданий;

- игровой метод;

- метод круговой тренировки;

- соревновательный метод и др.

      Исходя из образовательных и воспитательных задач, стоящих перед тренером, выбрал тему самообразования: «Анализ функционального состояния в процессе тренировки юных спортсменов».

Система комплексного контроля позволяет оценивать подготовленность юных спортсменов на всех этапах учебно-тренировочного процесса, даёт возможность объективно оценить правильность избранного направления подготовки, постоянно следить за состоянием и динамикой тренированности обучающихся, своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс.

       В условиях контроля за результативностью учебно-тренировочного процесса два раза в год провожу мониторинг физической и технической подготовленности обучающихся.

  Для проведения учебно-тренировочных занятий созданы хорошие условия. На вооружении имеются спортивный и тренажёрный залы, а также стадион.

На базе Боголюбовской школы проводятся первенства Суздальского района по баскетболу.

Проведение спортивно-оздоровительной работы с юными спортсменами в школьных спортивно-оздоровительных лагерях в каникулярное время.

п/п

Название упражнения

Описание упражнения

1.

Эстафета «Лицом к лицу»

Передвигаться, стоя лицом к партнёру на его ногах

2.

Ловля и передача мяча

Подбросить мяч вверх, сделать хлопок перед грудью (за спиной, перед грудью и за спиной, отжаться, присесть, повернуться на 360°) и поймать мяч.

3.

Ведение мяча

Эстафета «Змея» (ведение мяча «змейкой» между кеглями в парах, держась свободными руками).

4.

Двойной шаг

Ведение, передача назад партнёру, который выполняет двойной шаг и бросок в кольцо.

5.

Добивание мяча

Подбор мячей в паре (игроки стараются подобрать и забросить мяч в кольцо).

6.

Добивание мяча

Передача мяча в прыжке в паре, располагаясь по обе стороны от щита.

7.

Ведение мяча

На месте с приседанием.



Предварительный просмотр:

Каждый вид массажа подразделяется на подвиды и имеет свои задачи. Существует деление спортивного массажа на предварительный. Альтернативное название - бронхиальная астма. Астма существовала с древних египетских времен.

Бронхиа́льная а́стма (от др.-греч. ἆσθμα — «тяжёлое дыхание, одышка», лат. Asthma bronchiale) — хроническое заболевание дыхательных путей. Ключевым звеном является бронхоспазм (сужение просвета бронхов), обусловленный специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, приступов удушья, чувства стеснения в груди и кашля. Бронхиальная обструкция обратима частично или полностью, спонтанно или под влиянием лечения.

Патогенез

Ключевое звено бронхиальной астмы любого генеза — повышенная реактивность бронхиального дерева. Она обусловлена нарушением вегетативной регуляции тонуса гладких мышц и действием медиаторов воспаления и приводит к периодической обратимой обструкции бронхов, которая проявляется повышением сопротивления дыхательных путей, перерастяжением лёгких, гипоксемией, вызванной очаговой гиповентиляцией и несоответствием между вентиляцией и перфузией лёгких, гипервентиляцией.

Патологические изменения, приводящие к обструкции бронхов, затрагивают слизистую оболочку, подслизистый слой и мышечную оболочку бронхиального дерева. Патологический процесс распространяется от трахеи и крупных бронхов к терминальным бронхиолам.

Клиническая картина

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Указанные симптомы могут также развиваться при контакте с неспецифическими ирритантами (дымом, газами, резкими запахами) или после физической нагрузки, могут обостряться в ночные часы и уменьшаться в ответ на базисную терапию.

Бронхиальная астма физического усилия. У некоторых пациентов единственным триггером приступа является физическая активность. Приступ обычно развивается через 5—10 мин после прекращения нагрузки и редко — во время нагрузки. Пациенты иногда отмечают длительный кашель, который самостоятельно проходит в течение 30—45 мин. Приступы чаще провоцируются бегом, имеет значение при этом вдыхание сухого холодного воздуха. В пользу диагноза бронхиальной астмы говорит прекращение приступа после ингаляции β2-агонистов или предотвращение симптомов благодаря ингаляции β2-агонистами до нагрузки. Основной метод диагностики — тест с 8-минутным бегом.