«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАМКАХ ФГОС. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?»

Антошкина Надежда Павловна
Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАМКАХ ФГОС. ВОЗМОЖНОСТЬ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?»

(Научная статья)

Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют его «душе лениться». Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах и интернете ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность, работает творчески. Образовательные стандарты в дошкольных учреждениях были введены не зря. Для того чтобы предоставить педагогам и детям возможность реализовывать свой творческий потенциал, инициативу. Каждый ребёнок по ФГОС не объект воспитания, а субъект образовательной деятельности, со своими особенностями, т. к. все дети разные и к каждому ребёнку необходимо найти индивидуальный подход. Каждому педагогу необходимо выстраивать траекторию развития для каждого ребёнка.

Автор оригинальной системы развивающего обучения, Л.  В.  Занков  отмечал,  что  «творчество  педагога  не  ограничивается отдельными методическими находками –это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления». Определяя  сущность  педагогического  творчества , автор теории функционирования педагогических систем, Н.  В.  Кузьмина, отмечает: «Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность воспитанника,  принимает  самостоятельные  решения  в  неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей... Педагогическая  деятельность –есть  процесс  решения  бесчисленного  ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели –формированию личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания, поведения». Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем  невозможна  полная  алгоритмизация,  хотя  существует некоторое постоянство  используемых  приемов  и  навыков.  Применение  этих стандартизированных  методов  в  постоянно  меняющихся,  нестандартных  и нестационарных ситуациях требует постоянной модернизации и коррекции. Именно  на  стыке  существующих  технологий появляются  новые педагогические методы и системы. Автор системы становления и развития инновационных образовательных учреждений М. М. Поташник высказывает мнение о том, что педагогический труд нетворческим  не  бывает  и  быть  не  может,  ибо  неповторимы  дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Ежедневная педагогическая деятельность состоит из трех компонентов: ценностного,  технологичного  и  личностно –творческого.  Ценностный компонент  представляет  собой  совокупность  принятых  педагогом, воспринятых  им  из  разных  источников  на  всем  протяжении  жизни ценностей. Общая культура педагога определяется набором этих ценностей. От того, какие ценности мы сами считаем приоритетными, зависит ,то какие ценности  будут  воспитаны  у  наших  детей.  Технологический  компонент позволяет нам строить педагогическую деятельность, как целостный процесс решения  педагогических  задач. Личностный  компонент  присутствует  в умении творчески реализовывать стоящие перед педагогом цели и задачи, вносить свой личный вклад в общее дело и находиться в постоянном поиске. Педагоги    выделяют    четыре    уровня    профессионализма. Профессионализм –это  совокупность личностных характеристик  человека необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности:

1.Педагогическая умелость. Это база любого педагога, с набором

теоретических знаний и практических умений. Она позволяет нам проводить диагностику,   помогает   преодолевать   стрессы,   владеть   методами педагогической деятельности и быть готовым к творческой импровизации.

2.Педагогическое  мастерство.  На  этом  этапе  педагогическая умелость доводится до высокого уровня – автоматизации.

3.Педагогическое  творчество.  Педагог  привносит  новые  идеи, разрабатывает собственную методику. Для того, чтобы перейти на этот этап профессиональной  деятельности доктор социальной психологии Г.  Вайнгцвайг  считает,  что  необходимо знать  десять  заповедей  творческой  личности:  1.будь  хозяином  своей судьбы,  2.достигни  успеха  лишь  в  том,  что  можешь,  3.внеси  свой  конструктивный вклад в общее дело, 4.строй свои отношения с людьми на доверии,  5.развивай  свои  творческие  способности,  6.культивируй  в  себе смелость,  7.заботься  о  своем  здоровье,  8.не  теряй  веру  в  себя,  9.старайся мыслить  позитивно,  10.сочетай  материальное  благополучие  с  духовным удовлетворением.

4.Педагогическое новаторство. Высшая ступень профессиональной педагогической деятельности, ее достигают единицы.

Одна  из  основных  задач  учреждений  дошкольного  образования,

привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных

на  высоком  уровне  осуществлять  учебный  процесс,  осваивать  новые

технологии  и  информационные  системы,  воспитывать  духовность  и

нравственность.

Педагогическое творчество имеет много общего с деятельностью ученого писателя, артиста. Педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога и любое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов..

Творчество приходит тогда и только к тем, кто ценит труд, стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта педагогов, педагогических коллективов.

Источниками творчества воспитателя могут быть:

а)анализ воспитательно-образовательного процесса, выявления «узких» мест и «западающих» проблем;

б)изучение опыта коллег;

в)чтение научной литературы;

г)картотека научных фактов, высказываний;

д) вопросы детей, которые воспитатель записывает и анализирует;

е)общение с коллегами, друзьями, детьми;

ж)система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.

Условия для творчества воспитателя:

а)нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение личного мнения, творческого поиска каждого воспитателя);

б)стимулирование к нестандартным решениям (организация конкурсов, проведение дней и недель творчества в детском саду, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов и т.д);

в)научная организация труда;

г)обогащение общей культуры, кругозора, информированности;

д)наличие свободного времени для пополнения интеллектуальногобагажа;

е)материальная обеспеченность, материальная база;

ж)свобода критики, проведение творческих дискуссий;

з)использование потребности воспитателя в самовыражении и самоутверждении;

и)влияние личности руководителя ДОУ (рационализация управленческого труда).

Подводя итог, можно сделать вывод, что творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности, проявляется через развитие творческих способностей воспитанников и формируется посредством организации поисковой деятельности. Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой, педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников в различных видах деятельности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/user/shumkova-anna-gennadevna/blog/model-pedagogicheskoy-sistemi-ne-kuzminoy-32927.html

https://mel.fm/shkola/2386459-zankov_system

https://sch1945uz.mskobr.ru/files/potashnik-materialy_k_pedsovetu1.pdf