Буржуазные преобразования в России в 60 – 90-е гг. 19 в.

Каляева Кристина Владимировна

Буржуазные преобразования в России в 60 – 90-е гг. 19 в

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya.docx54.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образование учреждение высшего образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г.Белинского

Факультет педагогики, психологии и                       Кафедра «Дошкольное и

    социальных наук                                 дефектологическое образование»

Контрольная работа

По дисциплине «История (история России, всеобщая история)»

По теме: «Буржуазные преобразования в России в 60 – 90-е гг. 19 в.»

Выполнила:

Студентка группы

19ЗНЛ52

Каляева К.В.

Проверила:

Тишкина Анна Владимировна

к.и.н. доцент кафедры история

 России и методики преподавания истории

Пенза, 2020

I Буржуазные реформы  60-70-х  гг. XIX в.        3

1.1 Предпосылки буржуазных реформ 60-70-х  гг. XIX в.        3

1.2 Подготовка крестьянской реформы        5

1.3 Крестьянская реформа        6

2.4 Земская реформа        8

2.5 Городская реформа        9

2.6 Судебная реформа        10

2.7 Военная реформа        11

2.8 Финансовая реформа        12

2.9 Другие буржуазные реформы        13

II Контреформы Александра III 80-90-х гг.: цели, практика,        

значение и последствия.        15

2.1 Причины и цели контреформ Александра III        15

2.2 Направление контреформ и их суть        16

2.3 Значение и последствия контреформ Александра III        18

Список использованной литературы        21

I Буржуазные реформы  60-70-х  гг. XIX в.

1.1 Предпосылки буржуазных реформ 60-70-х  гг. XIX в.

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические и иные предпосылки для буржуазных реформ в России. Феодальные производственные отношения становятся препятствием для развития капиталистических производительных сил. Россия вступает в полосу кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

К предпосылкам буржуазных реформ того времени следует отнести следующие:

Социально-экономические предпосылки:

1. В промышленности интенсивно шел процесс вытеснения вотчинной и посессионной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими. Уже к 20-м годам вольнонаемные рабочие в промышленности составляли 50%, а к 60-м – абсолютное большинство. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

2. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

3. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Основным источником существования для большинства дворян становятся государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы с земельных владений.

5. Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.

Политические предпосылки:

1. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

2. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

3. Кризис переживает феодальная государственность, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).

4. В судах царили взяточничество, произвол, затягивание дел.

Идеологические предпосылки:

1. Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой французской революцией.

2. К 60-м годам в России складывается три основных политико-идеологических лагеря:

– официально-правительственный консервативный лагерь, который стоял на позициях теории официальной народности, стремился сохранить незыблемость самодержавия;

– либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);

– революционный лагерь, который моделью будущего развития видел насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, однако этот лагерь также выражал интересы капиталистического развития.

Несмотря на полярность точек зрения, все они сходились в необходимости разрешения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия же состояли в формах, средствах, глубине и целях преобразований.

Важнейшими из буржуазных реформ стали:

1. Крестьянская реформа 1861 года.

2. Судебная реформа 1864 года.

3. Земская реформа 1864 года.

4. Городская реформа 1870 года.

5. Военная реформа 1874 года.

Их дополняли другие демократические реформы: университетская (1863 г.), образования (1864 г.), цензурная (1865 г.) и т.д.

1.2 Подготовка крестьянской реформы

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. Смена царствования прошла мирно. Александр II вступил на престол уже зрелым человеком - в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Он понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы.

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,- отвечал царь недовольным дворянам.

Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 г., когда был создан Секретный комитет для решения крестьянского вопроса. С 1858 г. он возглавляется великим князем Константином Николаевичем, имевшим либеральные взгляды; деятельность комитета приобретает гласный характер. На местах начинают создаваться губернские комитеты, которые разрабатывали различные проекты освобождения крестьян. Затем эти проекты передавались в так называемые Редакционные комиссии - «рабочий орган» при Главном комитете, созданный в 1859 г., где они всесторонне рассматривались и дорабатывались. В них воплотилось два подхода к освобождению крестьян. Основные споры возникли по вопросу о наделении крестьян землей. Помещики южных губерний предлагали освобождать крестьян без земли, помещики Нечерноземья – с землей за выкуп. Александр II выбрал последний вариант. Крестьяне, таким образом, были полностью отстранены от дела, касавшегося их жизненных интересов.

1.3 Крестьянская реформа

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян. Крестьяне получали личную свободу, а также личные и имущественные права. Но личные права крестьян ограничивались принадлежностью к крестьянской общине. Крестьянин не мог уехать в город, учиться без разрешения общины.

Крестьяне при освобождении наделялись землей. Земельные участки получали только лица мужского пола. Размеры участков устанавливались законом в зависимости от региона. Границы крестьянских земель определялись в уставной грамоте, которую составлял помещик и утверждал сельский сход. Споры между помещиками и крестьянами разбирали мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из дворян.

Земельные наделы давались крестьянам за выкуп. Размер выкупа определялся исходя из интересов помещиков, которые должны были сохранить свои доходы. Поэтому за основу определения суммы выкупа брался размер дореформенных повинностей крестьян, приравненный к денежному оброку. На 1 рубль оброка приходилось 16 рублей 67 копеек выкупа, чтобы помещик, поместив выкупную сумму в банк под 6% годовых, получал бы те же самые доходы, которые приносила ему эксплуатация крестьян до отмены крепостного права.

Крестьяне могли приступить к выкупу наделов только по истечении двух лет. До начала выкупной операции они считались временнообязанными, пользовались землей помещика и должны были выполнять основные дореформенные повинности. Многие крестьяне оставались временнообязанными и после 1863 года, вплоть до введения обязательного выкупа наделов в 1881 году.

Государство предоставляло крестьянам выкупную ссуду в размере 80% суммы выкупа. Крестьяне возвращали полученную ссуду, ежегодно уплачивая выкупные платежи по 6% выкупной ссуды. До завершения выкупных платежей крестьяне не имели права свободно распоряжаться своим наделом и отчуждать его. Поэтому крестьянская реформа тормозила развитие крестьянской частной собственности на землю.

В ходе реформы были созданы органы крестьянского самоуправления, сельские и волостные сходы. В сельских сходах участвовали главы домохозяйств, составлявших крестьянскую общину, которые решали важнейшие вопросы: переделы общинной земли, раскладка повинностей, поддержание общественного порядка и др. Сельский сход выбирал сельского старосту.

Волостной сход избирал волостного старшину, наделенного полицейскими полномочиями, и формировал волостной крестьянский суд, разбиравший мелкие гражданские и уголовные правонарушения, совершенные крестьянами, на основе местных обычаев.

Крестьянская реформа имела огромное значение для России. Она разрушила основу феодального строя – крепостное право, и создала благоприятные условия для капиталистического развития страны. Вместе с тем, буржуазные принципы аграрной реформы не были реализованы до конца. Реформа 1861 года сохранила значительные феодальные пережитки, мешавшие развитию капитализма в сельском хозяйстве:

- реформа не ликвидировала полностью сословное неполноправие крестьян. Их личные и имущественные права оставались ограниченными по сравнению с другими слоями населения.

- сохранялось крупное помещичье землевладение. Крестьяне получили на 20% меньше земли, чем было в их пользовании до крестьянского права. Это уменьшение крестьянских наделов получило название отрезков.

- реформа консервировала общинное землевладение с уравнительным землепользованием и периодическими переделами земли, которые препятствовали внедрению в крестьянское хозяйство новых аграрных технологий.

- выкупные платежи лишали крестьянские хозяйства значительной части доходов. Недостаток средств тормозил развитие крестьянских хозяйств и вел к развитию в деревне самых тяжелых форм ростовщичества.

Эти неразрешенные реформой проблемы во второй половине XIX века составили основу крестьянского вопроса.

2.4 Земская реформа

Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически.

В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Игнорировать такую позицию дворянства царизм не мог.

В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Они ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительством и ремонтом дорог, устройством лечебных и благотворительных учреждений, образованием, продовольственным снабжением, пожарной охраной, попечением местной торговли и промышленности, распределением податей. Политическая деятельность земств не допускалась. Земствам разных губерний запрещались контакты между собой.

Губернские и уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы – земские управы. Председателем земского собрания автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

2.5 Городская реформа

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления - городские думы, которые выбирали исполнительные органы - городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа - имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

2.6 Судебная реформа

 После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой. Необходимость проведения реформы была связана с тем, что сословная система судов уже не соответствовала состоянию общества.

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения - прокурор и защитник подсудимого - присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры.

Судебная реформа оказалась наиболее демократической среди буржуазных реформ. Она поставила Россию вровень с европейскими странами, но сословность суда не была ликвидирована полностью, т.к. ограничения установленные для присяжных делали суд почти исключительно дворянско-чиновническим.

2.7 Военная реформа

Поражение России в Крымской войне вследствие военно-технической отсталости николаевской армии, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России.

Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д. А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. В 1864 году началась реорганизация системы военного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью ликвидировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение.

1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», предусматривавший распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием - 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии - 3 года и начальные училища - 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

2.8 Финансовая реформа

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19 в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862 г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864 г. был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868 г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

2.9 Другие буржуазные реформы

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии поделили на классические с 8-летним сроком обучения и реальные, позднее названные училищами. Последние готовили специалистов для различных отраслей промышленности и торговли. В гимназии принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Кроме того, открылись и новые университеты в разных городах страны. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура.

Таким образом, буржуазные реформы 60-х – 70-х годов носили очень широкий характер, они затронули самые разные сферы общества. Эти реформы составляли единый комплекс. Они проводились на основе общих буржуазных принципов. Реформы способствовали развитию буржуазных отношений.

Однако особенность этих реформ составляло в том, что они проводились по инициативе самодержавной власти, которая пользовала их в собственных интересах. Поэтому буржуазные начала реформ не были осуществлены до конца. Самодержавие опасалось, что последовательное проведение реформ приведет к ликвидации абсолютной монархии.

II Контреформы Александра III 80-90-х гг.: цели, практика,

значение и последствия.

2.1 Причины и цели контреформ Александра III

После убийства Александра II террористами «Народной воли» 1 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1881-1894 гг.). Цареубийство явилось сильнейшим потрясением для Александра III.

Еще до царствования у Александра III сложились консервативные взгляды относительно политики российского государства. Убийство отца только ожесточило Александра в отношении к любой реформисткой либеральной деятельности и посягательства на самодержавную власть монарха. Поддержкой в его решениях относительно будущего режима нового императора стали К.П.Победоносцев и М.Н.Катков.

Причиной рекой смены курса проведения реформ в начале 80-х гг. XIX послужили:

- боязнь революции (Европу продолжали сотрясать последствия революций 1845 -1849 гг.);

- вольнодумство, распространившееся в студенческой среде (император не желал взращивать будущих революционеров, могущих поколебать его власть);

- популярность просветительских и либеральных идей, в том числе и среди дворян; слабость позиции дворянства (являвшееся опорой царской власти дворянство значительно измельчало, что ослабляло саму власть).

Власть не желала и не была готова к изменениям, поэтому всячески старалась им воспрепятствовать. Император провозгласил себя самодержцем, защитником традиций и основ российского общества, противником либерализации и приверженцем старого сословного слоя.

Александр III принял решительные меры по изменению внутриполитического курса. Он считал, что причины кризиса не в самодержавии, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. По его мнению, реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения. Поэтому была сформулирована цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета, а для этого необходимо подавление и искоренение «крамолы» (возмущение, мятеж, смута), пересмотр законов и учреждений, появившихся в эпоху реформ. Подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из главных задач своего царствования.

2.2 Направление контреформ и их суть

Внутриполитический курс Александра II выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы».

9 апреля 1881 года был объявлен царский манифест, подтверждавший незыблемость самодержавия.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», в соответствии с которым в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение, местные власти могли арестовывать «подозрительных лиц», без суда и следствия ссылать их на срок до 5 лет, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

Изменения консервативного характера вносились в судебную систему: увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство. Ограничивалась публичность и гласность судебных заседаний (1887г.). Вводился институт Земских начальников (1889г.). Они назначались Министерством Внутренних Дел из числа местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, включая арест и телесные наказания. Практически восстанавливались права помещиков по отношению к крестьянам.

По земской контрреформе (1890г.) при выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для горожан ценз увеличивался, а списки гласных от крестьян утверждались губернатором. Городское положение 1892г. исключало из состава избирателей приказчиков и мелких торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости. Городское самоуправление попадало под контроль правительства.

В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую самобытность. Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания.

В то же время правительство проводило псевдолиберальную политику, старалось создать видимость того, что оно принимает меры к облегчению положения крестьян, так как аграрные отношения представляли собой сочетание самых острых социально–экономических противоречий (только в 80–х годах произошло 540 стихийных выступлений крестьян). Были приняты законы о понижении с 1 июня 1882 г. выкупных платежей и о переводе с 1 января 1883 г. всех временнообязанных крестьян на выкуп. В 1882 г. открылся Крестьянский банк, выдававший ссуды под залог покупаемых крестьянами земель.

Последующее законодательство о крестьянах («Об ограничении семейных разделов», 1886; «Об ограничении переселения», 1889; «Об ограничении земельных переделов в общинах», 1898; «О неотчуждаемости крестьянских наделов», 1893) носило открыто реакционный характер и закрепляло полукрепостнические приемы эксплуатации. Желая укрепить патриархальный строй на селе, императорская власть всячески препятствовала освобождению крепостных. В правление Александра III крестьянин не мог уйти от помещика, не выкупив землю. Если у крестьянина денег не было, он должен был остаться в поместье или же обратиться за помощью к Крестьянскому банку, а значит, взвалить на себя бремя по возврату взятой на покупку земли суды вместе с процентами. Это было невыгодно. Кроме того, власти препятствовали переезду крестьян в город. За возможность покинуть общину конкретным лицом, должно было проголосовать до 2/3 сельского схода, что было почти невозможно. Права участвовать в выборах глав земств крестьяне не получили.

Царизм стремился упрочить позиции помещиков: в 1885 г. был учрежден Дворянский банк, выдававший дворянству ссуды на выгодных условиях, в 1886 г. издан закон об охране интересов помещиков при найме рабочих и т.д.

В 1882г. «Временные правила о печати» усилили карательную цензуру,  были закрыты несколько газет («Московский телеграф» «Голос» «Страна» «Русский курьер» и др.), журнал «Отечественные записки» В 1884 г. впервые была произведена чистка общественных библиотек с изъятием неугодных книг (133 названия).

Университетский устав 1884г. ликвидировал автономию университетов, повысил плату за обучение, ужесточил административный контроль. Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.

После 1 марта 1887 г., когда была совершена попытка покушения на Александра III, вышел циркуляр министерства просвещения (известен как «Циркуляр о кухаркиных детях») об увольнении из гимназии учеников, оказывающих вредное влияние на своих товарищей, о сокращении приема детей из демократических слоев населения; была повышена плата за обучение, уволены или ушли из университетов многие крупные ученые.

2.3 Значение и последствия контреформ Александра III

Комплекс реформ, проведенных Александром III, имел неоднозначные последствия для страны.

С одной стороны, развивалась экономика, увеличился размер бюджета, строились новые заводы и железные дороги, а с другой, в стране в 1891-1892 гг. разразился голод. Несмотря на значительное послабление отношения к крестьянам, открытие Крестьянского банка и снижения налогового гнёта, строительство железных дорог, укрепление экономики и армии, сдержать революционный взрыв преобразования не сумели, поэтому при их рассмотрении можно говорить как о положительных, так и отрицательных последствиях.

Социальные противоречия были лишь заморожены, а негативные настроения, направленные против царя и его власти, никуда не делись. Начиная с середины 1890 гг. число недовольных властью значительно увеличивается. Не помогают ни ссылка, ни арест, ни недопущение к высшему образованию низших сословий. Костяк недовольных формируется вокруг рабочего класса, пролетариев. Число стачек и протестных выступлений уменьшилось, террористических актов не было, но основной цели своей контрреформы не достигли, императорская власть должной поддержки не получила, возврата к самодержавию, как показали события уже начала XX в., не произошло.

Вместе с тем, нельзя не отметить увеличение боеспособности армии, значительный экономический скачок, развитие производства.

К 1894 году – году смерти Александра III и воцарения последнего российского императора – Николая II, Россия оставалась абсолютной монархией. Это означало, что власть императора не была ограничена ничем (никакими законами) и никем (никакой политической партией, никаким государственным органом). Право издавать законы нераздельно принадлежало императору.

Высшим исполнительным органом власти фактически тоже был император. Формально существовавший Комитет министров представлял собой не полноценное правительство, а только своего рода межведомственное совещание. Должности председателя правительства Россия не знала. По существу, им был сам император. Все министры и главноуправляющие отдельными частями имели у него свой самостоятельный доклад. Императору были непосредственно подчинены генерал-губернаторы и градоначальники обеих столиц. Функции органов местного самоуправления (земств) ограничивались узким кругом хозяйственных. В итоге императору приходилось управлять буквально всем.

К концу  XIX – началу ХХ в. Россия имела систему управления, совершенно не отвечающую требованиям времени. Несовершенство формы правления в совокупности с нерешенностью социальных проблем (в частности, крестьянского малоземелья) привело к тяжелым социальным потрясениям. Их началом стали неурожай и голод 1891 г., а также последовавшая вскоре эпидемия холеры, которые обнаружили неспособность государства справляться с результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа. Основная их часть пришлась уже на царствование Николая II и повлекла гибель как самого императора, его семьи и многочисленных родственников, так и самой Российской империи.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от основных целей и принципов реформ 60-70-х годов. Проведенные контрреформы Александра III только на время стабилизировали социально-политическую обстановку в государстве. Власти не смогли выполнить программу контрреформ в полном объеме. В обществе все больше нарастало недовольство политикой императора. Уже с середины 1890-х гг. начался подъем революционного движения.

Список использованной литературы

  1. Арсланов, Р.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века [Текст]: пособие для поступающих в вузы / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова ; под ред. В.В. Керова. - М.: Высшая школа, 2000.
  2. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ «Гардарики», 2002. .
  3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М., 2008. - 768 с.
  4. История России. Учебник. Под общей редакцией Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. - Москва: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  5. История России. Учебное пособие/2-е издание, доп. Под редакцией Жукова В.И., Саенко Г.В., Павлова В.С. - Москва: Издательство РГСУ, 2006.
  6. Кирилов В.В., Кулагина Г.М. - История России. Справочник. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560 с.
  7. Коротких М.Г. Судебная реформа 1864 года в России: сущность и социально-правовой механизм формирования. - Воронеж, 1994. - 240 с.
  8. Лаптева Л.Е. Об истории земских учреждений России. // Государство и право. - 2003. № 8. - С.122-131.
  9. Легкий ДМ. Судопроизводство накануне судебной реформы 1864 г. в России // Право и политика: № 2. - М., 2002. - С. 103-110.
  10. Радугин А.А. / История России. Курс лекций. - М.: "Центр", 2001.
  11. Федоров В.А. - История России. 1861 - 1917: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2001. - 384 с.: карты.
  12. Хрестоматия по истории государства и права России/Составитель Ю.П. Титов. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2001. - 472 с.
  13. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период/ под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990.
  14. Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. / История России. - М.: Высш.шк., 2001.
  15. Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. - М., 2003. - 464 с.
  16. Яковлев А. Александр II. - М.: Терра, 2007 г. - 784 с.