«Тьюторское сопровождение молодого специалиста при освоении индивидуального маршрута профессионального становления и развития»

Неведрова Елена Викторовна

Развитие кадрового потенциала, «человеческого ресурса» является ключевым фактором развития образовательной организации, залогом его успешного будущего.

Ежегодно в МБОУ «Гимназия №12» приходят работать молодые специалисты. В 2016-2019 учебных годах в МБОУ «Гимназия №12»   работают 13 молодых специалистов (25% педагогического состава): учитель географии,  учитель истории и обществознания, учитель физики, учитель английского языка, учителя русского языка и литературы,   два учителя биологии и пять   учителей начальных классов.  (Приложение 1). 

Так как молодые специалисты имеют разный педагогический стаж, квалификацию, опыт применения на практике определенных технологий, профессиональные затруднения, то основной формой их профессионального становления  и развития является тьюторское сопровождение, которое  обеспечивает  условия   для учета индивидуальных особенностей  молодых специалистов.

Тьютор  –  это наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуальной траектории образования и развитие педагога в системе повышения квалификации  [7]. 

В нашей гимназии тьютором является   заместитель директора по учебно-воспитательной  работе, так как занимаемая должность   позволяет эффективно осуществлять  взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом гимназии,  руководителями методических объединений и  методистами МБОУ ДПО «Научно-методический центр». Кроме того, тьютор из числа педагогов гимназии подбирает  педагога-наставника, который сопровождает молодого специалиста  для решения определенного затруднения. (Приложение 2).

Направлений тьюторского сопровождения молодых специалистов несколько:

- сопровождение участия в инновационной деятельности. Гимназия -  региональная инновационная площадка по теме  «Формирование метапредметных компетенций  обучающихся во внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования», муниципальный ресурсный центр непрерывного образования педагогов «Центр духовно-нравственного развития  воспитания», муниципальная инновационная площадка  «Марафон предприимчивости как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся». Молодым педагогам оказывается поддержка при  руководстве  индивидуальными проектами старшеклассников в условиях реализации ФГОС среднего общего образования. Проводится обучение  приемам и техникам формирования предприимчивого  мышления, духовно-нравственного развития и воспитания. Молодые специалисты активно включаются в инновационную работу, у них повышается персональная ответственность за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа мероприятий;

- сопровождение  подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Регулярное участие в конкурсах профессионального мастерства  формирует у молодых специалистов такой фактор мотивации, как профессиональная конкуренция, которая носит  созидательный характер;

- сопровождение по продуктивному применению информационно-коммуникативных технологий;

- сопровождение работы по индивидуальной теме самообразования.

Цель работы: тьюторское сопровождение молодых специалистов при освоении ими индивидуального маршрута  профессионального становления и  развития.

Задачи:

1.  Обеспечивать успешную адаптацию и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов.

2.   Способствовать выработке  и развитию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными интересами  и затруднениями.

3. Вовлекать молодых специалистов в инновационную деятельность.

4. Развивать профессиональное мастерство молодых специалистов путем участия в конкурсах.

Принципы тьюторского  сопровождения:

  1. Принцип индивидуализации.  Стремление обеспечить каждому молодому специалисту  возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории  [2].
  2. Принцип элективности обучения.  Предоставление молодому специалисту свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
  3. Принцип непрерывности. Предполагает тесную взаимосвязь  рабочей деятельности и самообразования  молодого специалиста.
  4. Принцип актуализации результатов обучения. Практическая востребованность результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
  5. Принцип деятельности. Молодой специалист получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм.
  6. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении молодого специалиста к профессиональному развитию [5].

 

Развитие кадрового потенциала, «человеческого ресурса» является ключевым фактором развития образовательной организации, залогом его успешного будущего.

Ежегодно в МБОУ «Гимназия №12» приходят работать молодые специалисты. В 2016-2019 учебных годах в МБОУ «Гимназия №12»   работают 13 молодых специалистов (25% педагогического состава): учитель географии,  учитель истории и обществознания, учитель физики, учитель английского языка, учителя русского языка и литературы,   два учителя биологии и пять   учителей начальных классов.  (Приложение 1). 

Так как молодые специалисты имеют разный педагогический стаж, квалификацию, опыт применения на практике определенных технологий, профессиональные затруднения, то основной формой их профессионального становления  и развития является тьюторское сопровождение, которое  обеспечивает  условия   для учета индивидуальных особенностей  молодых специалистов.

Тьютор  –  это наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуальной траектории образования и развитие педагога в системе повышения квалификации  [7]. 

В нашей гимназии тьютором является   заместитель директора по учебно-воспитательной  работе, так как занимаемая должность   позволяет эффективно осуществлять  взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом гимназии,  руководителями методических объединений и  методистами МБОУ ДПО «Научно-методический центр». Кроме того, тьютор из числа педагогов гимназии подбирает  педагога-наставника, который сопровождает молодого специалиста  для решения определенного затруднения. (Приложение 2).

Направлений тьюторского сопровождения молодых специалистов несколько:

- сопровождение участия в инновационной деятельности. Гимназия -  региональная инновационная площадка по теме  «Формирование метапредметных компетенций  обучающихся во внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования», муниципальный ресурсный центр непрерывного образования педагогов «Центр духовно-нравственного развития  воспитания», муниципальная инновационная площадка  «Марафон предприимчивости как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся». Молодым педагогам оказывается поддержка при  руководстве  индивидуальными проектами старшеклассников в условиях реализации ФГОС среднего общего образования. Проводится обучение  приемам и техникам формирования предприимчивого  мышления, духовно-нравственного развития и воспитания. Молодые специалисты активно включаются в инновационную работу, у них повышается персональная ответственность за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа мероприятий;

- сопровождение  подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Регулярное участие в конкурсах профессионального мастерства  формирует у молодых специалистов такой фактор мотивации, как профессиональная конкуренция, которая носит  созидательный характер;

- сопровождение по продуктивному применению информационно-коммуникативных технологий;

- сопровождение работы по индивидуальной теме самообразования.

Цель работы: тьюторское сопровождение молодых специалистов при освоении ими индивидуального маршрута  профессионального становления и  развития.

Задачи:

1.  Обеспечивать успешную адаптацию и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов.

2.   Способствовать выработке  и развитию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными интересами  и затруднениями.

3. Вовлекать молодых специалистов в инновационную деятельность.

4. Развивать профессиональное мастерство молодых специалистов путем участия в конкурсах.

Принципы тьюторского  сопровождения:

  1. Принцип индивидуализации.  Стремление обеспечить каждому молодому специалисту  возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории  [2].
  2. Принцип элективности обучения.  Предоставление молодому специалисту свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
  3. Принцип непрерывности. Предполагает тесную взаимосвязь  рабочей деятельности и самообразования  молодого специалиста.
  4. Принцип актуализации результатов обучения. Практическая востребованность результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
  5. Принцип деятельности. Молодой специалист получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм.
  6. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении молодого специалиста к профессиональному развитию [5].

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nevedrova_ev_opisanie_opyta.pdf259.87 КБ

Предварительный просмотр: