"Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ДОО"

Скворцова Екатерина Владимировна

В настоящее время процесс адаптации молодого педагога усложняется, в связи с этим назрела необходимость выделить условия успешной профессиональной адаптации молодого специалиста. Актуальность темы связано с низкой социальной активностью педагогов в первые годы трудоустройства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ДОО

Е. В. Скворцова, воспитатель детского сада

МБДОУ №48

г. Кемерово

В настоящее время актуальна проблема самореализации и адаптации молодого педагога, адаптация молодого педагога усложняется из-за проблем, касающихся высокого профессионализма и теоретико-практического опыта, которыми обладает не в полном объеме, потому что не все педагогические ВУЗы и колледжи выпускают из своих стен высококвалифицированных специалистов, готовых к успешной профессиональной карьере. От условий успешной профессиональной адаптации зависит: останется ли педагог в данной профессии и найдет себя, либо уйдет в другую сферу деятельности.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. [1]

Вхождение в профессию определяется важностью личностного и профессионального развития молодого педагога, но этот период можно описать эмоциональной напряженностью, дискомфортом и первыми неудачными ошибками. Педагог испытывает состояние, которое психологи описывают как «потрясение, вызванное реальностью». Но после начало работы, первые месяцы, он осознает важность укрепления веры в себя и в свои силы, если это не произошло, то специалист получает источник разочарования и теряется в профессии.

Традиционно различают три компонента социально-профессиональной адаптации педагога:

• психофизиологическая – приспособление молодого педагога к непривычным условиям, режиму труда и отдыха;

• социально-психологическая – вхождение в коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста, формирование нового психологического стереотипа поведения, коррекция личностных качеств в соответствии с требованиями педагогической деятельности, принятие ценностей организационной культуры, норм и правил поведения в образовательном учреждении;

• профессиональная - активное освоение педагогом действий (поведения) в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса; адаптация молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.[1, с. 77]

Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей.

Одним из показателей психологической адаптации может выступать социальное самочувствие, включающее в себя:

• внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья);

• оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране);

• восприятие собственного положения в новых условиях.  [2]

Молодой педагог в период адаптации испытывает психологические нагрузки, что приводит к профессиональному стрессу. Чтобы «избежать» профессиональный стресс, нужно выработать устойчивость к следующим факторам: перегрузка, выполнение трудносовместимых функций, поведения педагогического коллектива, родителей и детей, несоответствующие условия труда и несправедливая оценка труда, неспособность адаптироваться к изменениям  и требования ДОО.

Стресс вызывает некоторые ошибки мышления, это свойственно практически каждой личности в разной степени. Свести к минимуму стрессовые ситуации помогут личностные качества и способности: наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, ораторские способности. Наблюдательность поможет подмечать важное в разных объектах или явлениях, целеустремленность – сознательно ориентирует не останавливаться на достигнутом, и работать на положительный результат, трудолюбие  вызовет положительное отношение к собственной работе, настойчивость поможет преодолевать препятствия, развитие ораторских способностей для умения говорить убедительно.

Важным и эффективным условием профессиональной адаптации является наставничество, способствующее повышению профессиональной компетентности и приспособиться в ДОО. Наставничество помогает педагогу реализоваться в профессии, в развитии личностных качествах, умений, способностей, кроме того помогает преодолеть трудности, сложившиеся в педагогической работе, найти выходы из разных ситуаций.

В результате работы с наставником молодой специалист получает новые знания и умения, получает взаимопомощь и поддержку, советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогической работе, а также благоприятные условия для профессионального роста.

Таким образом, профессиональная адаптация молодого педагога может протекать сложно и длительно, но условия успешной профессиональной адаптации зависят от личностных качеств, умения преодолевать трудности и подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

Становление молодого педагога происходит шаг за шагом, постепенно, в результате помощи наставника ДОО и качественного управления собственным профессиональным потенциалом.

Литература

  1. Долгова, В. И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении [Текст] / В. И. Долгова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 76–80.
  2. Чистякова, С. Н. Формула проектирования профессионального успеха [Текст] / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: Междунар. науч.-практич. конф., 19-20 марта 2014 г. – Кемерово, 2014.