Консультация "Сказочное лечение души. Лечение сказкой"

Куроптева Ирина Владимировна

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnoe_lechenie_dushi.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочное лечение души»

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие.

Надо помнить, что это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Сегодня я хочу рассказать о персонализированных сказках для малышей А. Маниченко. Это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера без нотаций, ведь интересную историю ребёнок готов слушать всегда! Изучая истории не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя хорошие качества персонажей и на примере видит, почему доброта, смекалка, воля и лидерство важны в жизни. Сказкотерапия А. Маниченко - это уникальная разработка, включающая в себя самые разные сказки для малышей, но все они воспитывают положительные качества и эффективно борются с детскими капризами.

Малыш слушает сказку, главным героем которой является он сам или мальчик/девочка, похожие на него. Эти герои попадают в самые разные ситуации, из которых учатся находить выход. Дети слушают сказки и как бы смотрят на свои проблемы со стороны, сказка часто подсказывает им то или иное оптимальное решение проблемы. Интересно, что, если бы данное решение подсказал им кто-то из взрослых, это могло бы не «сработать». Сказка же очень ненавязчиво исцеляет тот или иной каприз, решает ту или иную проблемную ситуацию.

Система воспитания характера сказкой по А. Маниченко состоит из 170 сказок на самые важные в жизни темы:

  • 30 сказок для формирования дружелюбия, честности, благородства.
  • 30 сказок для развития любознательности, оригинальности и беглости мышления, логики.
  • 30 сказок для развития веры в себя, оптимизма, трудолюбия.
  • 30 сказок для развития решительности, смелости и умения поддержать близких.
  • 50 сказок для избавления от страхов и капризов.

Чтобы интерес малыша не угасал, рекомендуется рассказывать ребенку по 1 сказке. Можно и больше, но главное правило: закончить занятие нужно ДО того, как малыш устанет – тогда ребёнок с большим восторгом будет ожидать его продолжения.

Предлагается несколько способов выбрать «сказку дня» из огромного разнообразия системы.  Можно рассказывать ребёнку 1 сказку из каждого комплекта по очереди. А можно подбирать сказку под события сегодняшнего дня. Например, если вдруг Вашего малыша обидел старший ребёнок, расскажите ему сказку из комплекта «Лидерство» – про то, как справляться с проблемами и быть решительным. Это поможет ему поверить в себя, пока впечатления от дневной истории ещё сильны. Так можно подстроить любую сказку под нужную ситуацию. Как вариант, если проблемных ситуаций за день не произошло, то всегда есть возможность случайного выбора сказки.

Можно проводить для ребенка тематические недели.  Например, если Вы знакомитесь с природными явлениями, то найдите такую сказку, где в сюжете участвует тучка или ветер.

https://www.umnitsa.ru/files/images/svh-family-2017-400.jpg

Эффективность сказок во многом зависит от рассказчика. Чем ярче, эмоциональнее Вы будете рассказывать сказку, тем большее впечатление она произведет на ребёнка. Под впечатлением ребёнок лучше запоминает сказку.

Чтение сказки – это тёплый, семейный процесс, который ещё больше сближает родителей и ребёнка. Сказки на ночь позволяют вырабатывать режим – после интересной истории у крохи сами собой закроются глазки. Даже если сегодня Вы очень устали или же малыша укладывает кто-то другой, то можно включить аудио-версию любимых сказок, и ежевечерний ритуал повторится сам собой! Хотя, конечно, максимальный эффект будет от «живых» занятий с мамой или папой.

Воспитатель Куроптева И.В.