Здоровьезберегающее обучение

Авдеева Елена Ивановна

Данная статья освещает здоровьезберегающие технологии, применяемые на уроках физики и на  внеурочных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchee_obuchenie.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьезберегающее обучение

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» - говорил Сократ.

По данным Госкомстата России, заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней.  Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Другими словами, здоровьеформирующая технология – это:

  • Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • Рациональная организация учебного процесса (в соответствии  с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (4,с.10).

Каким же образом следует построить учебный процесс, чтобы обеспечить наиболее интенсивное формирование и развитие знаний, самостоятельности, не допуская при этом перегрузки учащихся?  Для этого необходимо просто развивать интерес к занятиям, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе таких технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.  Чтобы достичь этого, учитель должен уметь создать благоприятный климат на уроке, любить детей, предлагать им для решения интересные и посильные задачи, разнообразить методы работы, поощрять успехи и поддерживать в каждом мотивацию учебной деятельности  (1,с.12). Без мотива деятельность школьников будет происходить «из-под палки», она не будет эффективной и не поможет сохранить психику учеников.

Один из видов мотивации в значительной степени зависит от уровня постоянного интереса учеников к обсуждаемому учебному материалу и желание познать новое.  Учителям необходимо поддерживать стремление узнать новое и обязательно испытать чувство радости от процесса познания. Именно интересное преподавание приводит к интересному учению, а оно – к сохранению психического, нравственного и эмоционального здоровья школьников (1,с.12). Схема 3 показывает все компоненты,  из которых состоит  здоровье человека.

Основные факторы, влияющие на здоровье детей: стрессы, гиподинамия, антисанитарные условия. Исходя из этого необходимо:

  1. Не создавать стрессовых ситуаций;
  2. По возможности давать детям двигаться;
  3. Поддерживать нормальное санитарное состояние кабинета физики (1,с.12).

Как это реализовать?

Анализ проведения урока с позиций здоровьязбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

  1. Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете); температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;здоровье человека.jpg
  2. Число видов учебной  деятельности: опрос   учащихся, письмо,  чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий,  ответы на вопросы, решение  примеров, задач и др.   Норма  - 4-7 видов   за урок.  Частые смены одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
  3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.  Ориентировочная  норма  – 7-10 минут;  число  видов  преподавания: словесный,  наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа т.д.  Норма – не менее трёх;
  4. Чередование видов преподавания.  Норма – не позже чем через 10-15 минут;
  5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки);
  6. Место и длительность применения ТСО (технических средств обучения) (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
  7. Позы учащихся, чередование поз;
  8. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3 лёгких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения;
  9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
  10. Наличие  в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;  демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;  выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения т.д.;
  11. Психологический климат на уроке;
  12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.(4,с.11).

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы желательно связывать с содержанием урока или мероприятия по физике.
  • Упражнения должны быть разнообразны.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, ибо при сильном утомлении они не дают желаемого результата.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой (делать под музыку с позитивным содержанием) (3,с.9).

Виды физкультминуток

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Гимнастика для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для ухудшения слуха;
  • Гимнастика для стоп;
  • Упражнения,  корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Федеральный  государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного  образа жизни, безопасного для самого человека и других людей. Школьный курс физики обладает потенциальными возможностями для формирования ценностного отношения к здоровью. Физические  законы  (массы, силы тяжести,  упругости, трения, центра тяжести, инерции, диффузии, испарения,  отражение и преломление света и др.)  являются  основой многих физиологических  процессов,  происходящих  в  человеческом организме,  а физические явления –  электромагнитные волны,  радиоактивное излучение, атмосферное давление, электрическое и магнитное поле и т.д., - оказывают непосредственное  влияние на  здоровье (2,с.29). Поэтому на уроках физики целесообразно решать задачи, в которых рассматриваются вопросы о здоровье человека. Можно рассматривать задачи по литературным произведениям, сказкам;  подбирать примеры из жизни, делать подборки статистических данных, которые, например, должны отыскать дети к уроку или мероприятию. Такие задания, вопросы и такая работа будут создавать    эффект, чем натации о вреде какого-либо фактора для здоровья человека.  

Средством достижения личностных результатов в свете Стандартов нового поколения, позволяющих решать проблемы здоровья в практической жизни на основе научной грамотности, является проектная деятельность в вопросах здоровья на основе предметных, межпредметных и метапредметных[1] знаний. Проектная деятельность рассматривается как особая форма организации учебного процесса и является обобщением предметного физического знания и реализацией в практической жизни законов и явлений физики применительно к сохранению здоровья. Приобретённые знания и умения в процессе проектной деятельности будут использованы в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио – и телекоммуникационной связи, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и защиты окружающей среды. Хорошие проекты надо использовать на уроках как фактор повышения интереса к предмету. Понимание многих физиологических процессов в организме человека, а также принятие правильных решений по отношению к своему здоровью не может быть успешно усвоено учащимися без знаний законов и понятий, изучаемых в физике.  

        Воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе своего рода «моды на здоровье» — одна из важнейших социальных задач. Очевидно, что тем более эффективных результатов можно добиться, если начинать этот процесс в более раннем возрасте.

Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так и психического и нравственного здоровья и который реализуется в различных сферах жизни человека. И эту важную социальную задачу должен решать на своих уроках каждый педагог, применяя здоровьезберегающее обучение и тем самым развивать познавательный интерес  к физике и творческие способности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айнетдинов Н.Р. Один из путей сохранения здоровья//Физика в школе.-2008г.-№8.- с.11-12
  2. Андреева И.Г. Формирование ценностного отношения к здоровью через предметное содержание естественнонаучного образования в контексте достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС//Физика в школе.-2013г.-№7.-с.29-40
  3. Туманова Е.Н. Организация физкультминуток на уроке//Физика в школе.-2008г.-№8.-с.8-11
  4. Портфолио//Здоровье – дело не только личное, но и общественное.-2011.-№1.-с.10-11


[1] обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов