«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Введение

 

Социально-экономические преобразования опосредуют необходимость формирования творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы жизни. Это определяет важную задачу, которая встает перед школой, – развития творческого потенциала подрастающего поколения. Для этого необходимо совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Творческий процесс – область, с которой связано большое число исследований. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и ряда других исследователей показывают, что воображение является не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети.

Творческое воображение способствует развитию личности, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. В настоящее время важность исследования творческого воображения осознается психологами, педагогами-практиками и родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Начального и дошкольного образования

направление Педагогическое образование

профиль «Начальное образование»

Зачетная работа по дисциплине

«Методология и методы психолого-педагогических исследований»

ТЕМА РАБОТЫ

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

 

                                                         Выполнил:

                                                                          студент заочной формы обучения

                                                     группа Нач 2 курс(5)

                                                             Седова Майя Викторовна

Руководитель:

К.П.Н., доцент Дутикова Юлия Сергеевна

Коломна 2017 г

Введение

Социально-экономические преобразования опосредуют необходимость формирования творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы жизни. Это определяет важную задачу, которая встает перед школой, – развития творческого потенциала подрастающего поколения. Для этого необходимо совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Творческий процесс – область, с которой связано большое число исследований. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и ряда других исследователей показывают, что воображение является не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети.

Творческое воображение способствует развитию личности, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. В настоящее время важность исследования творческого воображения осознается психологами, педагогами-практиками и родителями учащихся.

Отметим, что воображение детей представляет собой неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы в психологических и педагогических исследованиях часто ставится вопрос о роли, которую играет воображение, в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Ребенок чаще всего не имеет хорошо развитого воображения, в том числе творческого воображения. Однако, использование на уроках изобразительной деятельности природного материала поможет детям увидеть окружающий мир по- новому. Использование и сочетание новых для детей приемов и способов изображения сделают уроки более занимательными, оригинальными. Сами дети будут в главной роли, а радостные ощущения от создания необычной работы оставят незабываемые впечатления в душе ребенка, что будет являться важной предпосылкой для развития образного восприятия окружающего мира.

В настоящее время проблема развития воображения младших школьников представляет актуальность и социальную значимость. Практически вся человеческая материальная и духовная культура, созданная людьми, связана с творчеством, является продуктом воображения.

Объект исследования: процесс творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства

Целью исследования является развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза. Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если оно явится частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Задачами работы является:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Сформировать группу методик, направленных на диагностику воображения, соответствующих возрасту испытуемых.

3. Провести диагностику уровня развития творческого воображения младших школьников.

4. Разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

5. Определить эффективность влияние уроков изобразительного искусства на развитие творческого воображения учащихся.

Методологическая основа. Культурно-историческая теория JI.C. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сензитивных периодах, движущих силах и закономерностях развития; теории А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о ведущих видах деятельности; положения о роли субъектной активности ребенка как фактора психического развития и саморазвития (К. А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, У.В. Ульенкова и др.); теории детского воображения (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, К. Коффка, H.H. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Селли, Г. Фолькельт и др.).

Методы исследования:

- анализ литературы по проблеме исследования;

- методики, направленные на выявление уровня развития творческого воображения;

- изучение продуктов деятельности школьников.

Теоретическая значимость. Систематизация и расширение исследовательских подходов к развитию творческих способностей младших школьников за счет определения педагогических условий, системы методов, приемов и подходов к преподаванию изобразительного искусства, которые могут быть использованы современной дидактикой с целью совершенствования учебного процесса.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, практических психологов для дополнения курсов возрастной психологии, психолого-педагогической диагностики, консультирования, курсов по выбору студентов.


Список литературы

  1. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников [Текст] / Л. К. Веретенникова. – М.: Альфа, 2008. – 248 с.
  2. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1999 – № 6 – С. 52 - 59.
  3. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  5. Шадрина, Е. В. Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству [Текст] /
    Е. В. Шадрина // Вестник ТГПУ. 2009. №1. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-esteticheskoy-kompetentsii-u-mladshih-shkolnikov-pri-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com