Специфика уроков литературного чтения, их структура

Введение…………………………………………………………………………….4

1. Повторите требования к современному уроку литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО……………………………………………...………….5

2. Специфика уроков литературного чтения, их структура. Задачи и содержание подготовительной работы перед чтением художественного произведения, знакомство с новым материалом, анализ текста, приёмы первичного анализа текста, приём организации повторного чтения, способы и приёмы проведения анализа художественного произведения, цель, содержание заключительной работы над текстом произведения…………………………………………………7

3. Проведите самоанализ урока, проведённого во время прохождения производственной практики по схеме: тема, триединые цели урока; этапы урока (границы); характер работы, предшествующей чтению (содержание, постановка задач чтения, целей, их сообразность); знакомство с содержанием произведения (кто и как проводит первичное чтение, наличие задания перед чтением); организация работы над содержанием текста (виды работ, их эффективность); характер заключительной, обобщающей беседы; своевременность и содержание домашнего задания (является ли оно новым или повторяет работу на уроке), итоги урока………………………………………………………………………...…9

4. Какие технические средства, наглядные пособия использовались на уроке? Насколько эффективна была методика их применения?........................................12

5. Установите, как на протяжении урока реализовались учителем дидактические и специальные методические требования. Какова было психологическая инструментовка урока. Охарактеризовать в связи с этим деятельность учителя на уроке (преподавание) и деятельность учащихся (учение)…………………………………………………………………….………..13

6. Как на уроке были реализованы требования единства грамотного письма и культуры речи?..........................................................................................................14

7. Определите, не было ли допущено со стороны учителя перегрузки школьников учебным материалом или, напротив, недооценки силы учащихся…………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………...…..16

Список использованной литературы………………………………………..…….18

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literaturnogo_chteniya.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Введение…………………………………………………………………………….4

1. Повторите требования к современному уроку литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО……………………………………………...………….5

2. Специфика уроков литературного чтения, их структура. Задачи и содержание подготовительной работы перед чтением художественного произведения, знакомство с новым материалом, анализ текста, приёмы первичного анализа текста, приём организации повторного чтения, способы и приёмы проведения анализа художественного произведения, цель, содержание заключительной работы над текстом произведения…………………………………………………7

3. Проведите самоанализ урока, проведённого во время прохождения производственной практики по схеме: тема, триединые цели урока; этапы урока (границы); характер работы, предшествующей чтению (содержание, постановка задач чтения, целей, их сообразность); знакомство с содержанием произведения (кто и как проводит первичное чтение, наличие задания перед чтением); организация работы над содержанием текста (виды работ, их эффективность); характер заключительной, обобщающей беседы; своевременность и содержание домашнего задания (является ли оно новым или повторяет работу на уроке), итоги урока………………………………………………………………………...…9

4. Какие технические средства, наглядные пособия использовались на уроке? Насколько эффективна была методика их применения?........................................12

5. Установите, как на протяжении урока реализовались учителем дидактические и специальные методические требования. Какова было психологическая инструментовка урока. Охарактеризовать в связи с этим деятельность учителя на уроке (преподавание) и деятельность учащихся (учение)…………………………………………………………………….………..13

6. Как на уроке были реализованы требования единства грамотного письма и культуры речи?..........................................................................................................14

7. Определите, не было ли допущено со стороны учителя перегрузки школьников учебным материалом или, напротив, недооценки силы учащихся…………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………...…..16

Список использованной литературы………………………………………..…….18

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика является одним из важнейших факторов подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере начального образования.

Главными целями педагогической практики являются:

Закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения и приобретение навыков практической педагогической работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Основными задачами педагогической практики являются:

- адаптация студентов к условиям будущей профессионально-педагогической деятельности;

- освоение своевременных технологий проведения уроков;

- овладение методом анализа и самоанализа педагогической деятельности.

За время прохождения практики нами были посещены занятия учебной практики и теоретического обучения, мы ознакомились с учебными мастерскими, кабинетами и их оборудованием, изучали коллектив, а также каждый провел занятие по учебной практике и профориентационную беседу с обучаемыми, вдобавок было проведено воспитательное мероприятие – классный час.

1. Во ФГОС НОО отражено единство трех требований:

1) к содержанию и структуре основных общеобразовательных программ (содержание должно вызывать желание учиться (обеспечить мотивацию); содержание должно обеспечить мотивацию овладения универсальными учебными действиями (УУД);

2) к условиям освоения основных общеобразовательных программ (соответствие новому целеполаганию, выполнение норм СанПиН, условия оплаты труда, материальные условия и т.д.);

3) к обновленным образовательным результатам (сформированность УУД).

В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом

Также выделяются  основные типы уроков по литературному чтению: урок знакомства с произведением, урок осмысления произведения, урок развития речи, урок внеклассного чтения.

К уроку литературного чтения  предъявляются  следующие требования.

  • Целенаправленность урока
  • Комплексное решение нескольких задач.
  • Рациональное распределение времени на уроке.
  • Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения.
  • Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности.
  • Учет специфики жанра литературного произведения.
  • Отражение всех аспектов анализа художественного произведения.
  • Оптимальность выбора образовательных средств.
  • Соответствие развивающим целям.
  • Соблюдение принципа индивидуального подхода.
  • Положительная эмоциональная окраска урока.
  • Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
  • Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.

Таким образом, основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом.

2. Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, — но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются:

  • научиться читать; осознанное использование различных приемов (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать;
  • наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира.

Структура урока литературного чтения:

I этап. Организация класса (орг. момент)

II этап. Мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка)

III этап. Актуализация знаний

IV этап. Открытие новых знаний

V этап. Рефлексия. Итог урока

Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения.

Задачи подготовительной работы:

1) расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;

2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения;

4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.

Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся (далеко не каждое произведение требует предварительной работы).

3. Самоанализ урока по литературному чтению в 4»Б классе

Тема: былина «Илья Муромец и Калин-царь»

Цели урока:

Познавательные: организовать деятельность учащихся по совершенствованию навыков чтения (скорость, сознательность); создавать условия для формирования умения анализировать информацию; выявлению художественного своеобразия былинного жанра.

Развивающие: способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся; содействовать развитию речи и словарного запаса учащихся, логического мышления; развитие творческих способностей: умение прогнозировать продолжение текста; развивать умения читать вслух и про себя.

Воспитывающие: способствовать воспитанию доброго отношения к товарищам, любви к родине и творчеству народа на примере устного народного творчества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, карточки для викторины «Богатырское состязание», карточки для поощрения за правильные ответы.

Ожидаемые образовательные результаты: учащиеся должны знать содержание былины.

Я проводила урок в 4 «Б» классе. Успеваемость по данному предмету в классе высокая: отметки в журнале от 7 и выше.

У меня был урок по теме «Илья Муромец и Калин-царь» – второй урок по былинам. В КТП учителя на данную былину было отведено 2 часа. У меня был первый урок по этой былине. Сложностей для учащихся данного класса во время изучения темы не было.

Целью урока было знание детьми содержания былины «Илья Муромец и Калин-царь». Я считаю, что цель урока была достигнута. Подтверждением чего может служить легкое ориентирование детьми в содержании былины, также верные ответы на вопросы по содержанию.

Урок состоял из следующих этапов: организационный момент, во время которого мне удалось настроить учащихся на рабочий лад с помощью чтения наизусть стихотворения о литературе. Во время речевой разминки учащиеся подготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке. Неудачным моментом на данном этапе я считаю чтение скороговорки, т.к. навыки у детей различны, то кто-то читал быстрее, кто-то медленнее из-за чего в классе было шумно, но я вовремя перешла к индивидуальному чтению скороговорки. Чтобы избежать шума в классе стоило водить указкой по словам скороговорки. Проверка домашнего задания прошла в форме богатырского состязания (кроссворд). Ключевым словом состязания было слово «былина». Следующий этап – подготовка к восприятию текста, актуализация опорных знаний. Ребята вспомнили терминологию (что такое былина?), во время этого этапа я использовала словесный метод (рассказ) +наглядный – использование ТСО (компьютера). Как видно выполнение задач каждого этапа влияет на выполнение задач последующих этапов. Объявление темы и постановка цели урока, принятие цели урока детьми. Затем последовала целевая установка и чтение текста учителем. Чтение было выразительным, эмоциональным. Во время чтения было творческое задание: продолжи былину, с которым дети справились без труда. Словарная работа была проведена с помощью компьютера (показ картинок).

Затем следовал этап многократного чтения с анализом, в ходе которого использовался практический метод (работа с учебником). Также ребята поработали и самостоятельно в ходе выборочного чтения.

Я задала следующее домашнее задание – пересказ былины. Т.к. текст был проанализирован на уроке, то ребятам не составит сложности устно передать содержание былины.

Во время урока я была спокойна, уважительно относилась к учащимся, а также следила за дисциплиной всего класса. Я считаю, что урок удался, мое предвидение хода урока осуществилось, трудности ни на каком из этапов урока не возникли.

Положительным качеством урока были вопросы, ответы на которые требуют высказывания собственного отношения к происходящему, также эти вопросы способствую развитию логического мышления. Следует продолжить работу в этом направлении, т.к. данный прием активизирует мыслительную деятельность учащихся.

4. Мною применялись ТСО (ноутбук) для наглядности изучаемого материала. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить интерес к учебной работе, повысить уровень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по совершенствованию умений и навыков.

Также во время объяснений нового материала мною использовалось приведение примеров и иллюстраций, а так же аналогия с личным опытом учащихся. Например, где ранее учащиеся сталкивались с тем или иным предметом? Где, по мнению учащихся, можно  было бы использовать/видеть этот предмет?



5. Стиль ведения урока учителем  был демократичным, не авторитарным. Эмоциональная атмосфера в классе во время ведения урока была доброжелательной.

Организаторские качества учителя во время ведения урока были на высоком уровне. Во время урока были задействованы все учащиеся класса.

Дидактические качества учителя: оцениваются мною положительно. Учитель хорошо владела знанием материала, который преподавала своим ученикам. На уроке материал преподносился учителем с высокой степенью наглядности. Учитель привлекал внимание учащихся с помощью мультимедийных презентаций и видео. Их эффективность я оцениваю высоко.

Гностические качества учителя во время ведения урока были, на мой взгляд, отличными. Учитель проявляла наблюдательность по отношению к своим ученикам и креативность.

Коммуникативные качества учителя во время ведения урока оцениваются мною высоко. В классе была доброжелательная обстановка, взаимодействие между учителем и учащимися класса было конструктивным.

6. Особенности речевого поведения педагога:

  • темп изложения нового материала был оптимальным.
  • интонация варьировалась для привлечения внимания и выделения информации.
  • лаконичность речи учителя я оцениваю на три балла по пятибальной школе.
  • лексический запас речи учителя я оцениваю на четыре балла по пятибальной шкале.

Наблюдалось побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности, уважение к говорящему, организация диалога. В речи — преобладание местоимения «мы», конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…», «Как вы считаете?».

Считаю, что учитель был тактичен по отношению к детям.

Учитель не использовал этикетные речевые формул, и данное использование не являлось нужным.

Я думаю, что интонационная гибкость учителя в наибольшей мере способствовала достижению целей урока и личностного развития ученика.

7. Средства повышения учебной активности: я бы отметила оптимальную загруженность. Максимальное включение в деятельность всех учащихся при помощи использования разноуровневых заданий. Устранение ненужных пауз на уроке с помощи плавного перехода одного этапа урока в другой. Присутствие постоянного контроля усвоения знаний с помощью выполнения тестов и других заданий на закрепление знаний.

Также были учтены возрастные особенности памяти. И здесь тоже отмечу, что нагрузка была оптимальной: нового материала было и не мало, и не много, а как раз то, что нужно для данной возрастной категории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель педагогической практики — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности.

Я полностью прочувствовала тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе с детьми, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния и обучения школьников.

Попробовав себя в роли педагога, я в который раз убедилась, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа с детьми заставила меня увидеть свои недостатки в общении с ребятами. В случае, когда я теряла контроль над поведением класса, я хотела проявить себя как строгий учитель, хотя такой темперамент мне не присущ.

К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предмету. Качество проведенных мною занятий, считаю достаточно высоким: об этом свидетельствуют и тот интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы учителя, присутствовавшего на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Педагог, на чьих занятиях я присутствовала, старалась оказывать мне посильную помощь в проведении уроков литературного чтения, а также в подготовке и проведении внеклассного мероприятия.

Основные трудности в проведении и подготовке к урокам были связаны с широким объёмом самого урока. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. Поэтому иногда часть материала «пропадала», и мне приходилось оставлять его на самостоятельное ознакомление в виде домашнего задания.

В рамках уроков я часто использовала ТСО (ноутбук, интерактивная доска), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Возбуждение интереса в детях с помощью познавательной и любопытной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями в нестандартном формате показывают, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учеников.

С учениками также старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Поэтому старалась проводить беседы с ними на  переменах, так как считаю, что, непосредственно, отношение к учителю косвенно влияет на отношение к предмету.

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

Эта педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она только подтвердила мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы, продолжить свой профессиональный рост в данной области, стремясь стать высоко-квалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако какая радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие.

А главное – как приятно знать, что ты даришь им знания, которые, возможно им пригодиться в дальнейшей жизни. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те поправки и замечания, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Список использованной литературы:

  1. Ахтырская  Е.Н.  Формирование  гармоничной  личности  ребенка  средствами  литературы  //  Инновации  в  науке.  –  №  10  (47).  –  С.  56–60.
  2. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
  3. Курмелева  Н.А.  Духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  школьников  во  внеурочной  деятельности  по  литературному  чтению  /  Н.А.  Курмелева,  Е.Н.  Ахтырская,  М.А.  Мазалова  //  Начальная  школа.  –  2014.  –  №  11.  –  С.  55–59.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – с.185 - 190
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.