Зачем создавать модель двигательного действия

Кожанова Кора Юревна

Тренер выбирает путь, по которому спортсмена можно вывести на более высокий уровень.В спорте процесс создание модели двигательного действия является неотъемлемой частью подготовки спортсмена высокой квалификации. Данный процесс помогает понять спортсмену сложное координационное движение. Тренеру определить  значения основных движений и  действий  в структуре двигательного действия подобрать комплекс подводящих упражнений с учётом индивидуальных особенностей спортсмена, оптимизировать и  ускорить тренировочный процесс.Изучение модели двигательного действия поможет тренеру создать эталон процесса подготовки гимнастов и лучше понять то, как воспитать чемпиона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_sozdavat_model_dvigatelnogo_deystviya.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем создавать модель двигательного действия

1. Введение

Соревнования по спортивной гимнастике  впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Первоначально соревнования проходили среди мужчин, женские дисциплины появились на летних олимпийских играх 1928 в Амстердаме [3]. В этом виде спорта разыгрываются 14 комплектов наград. Российские гимнасты и гимнастки много раз становились абсолютными чемпионами Европы, Мира и завоёвывали золотые награды на Олимпийских играх.

Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование.  В настоящее время учёными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [1].

           В современной национальной концепции подготовки спортсменов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности[1].

Основными задачами является создание модели спортсмена (гимнаста) победителя  в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.

2. Тенденции развития спортивной гимнастики на современном этапе

Важным для совершенствования системы подготовки гимнасток и гимнастов высокого класса является анализ тенденций развития этого вида спорта. В связи с этим возникает потребность  для тренера ежегодно исследовать, изучать и анализировать динамику спортивных достижений сильнейших спортсменов Мира и Европы, при этом выявлять тенденции развития спортивной гимнастики. Изучение данных проблем способствует укреплению лидирующего положения российских спортсменов на международной арене, а также позволяет разработать основные методические концепции в подготовке спортсменов. Решить главную задачу подготовить спортсмена чемпиона [1].

Необходимо в работе использовать такие методы исследования, как: анализ и обобщение литературных данных; сравнительный анализ; анализ документальных материалов; видеомагнитоскопия и т.п..

Анализ развития современного мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для спортивной гимнастики тенденции развития:

• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнастических стран (расширение географии большой гимнастики);

• совершенствование правил международных соревнований FIG  приводит к росту и концентрации сложности соревновательных программ, к поиску новых сложных элементов, связок, соединений и доведению технического мастерства до уровня виртуозности;

• изменения в концепции подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды. Происходит централизация подготовки в сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки национальных сборных команд;

• происходит интенсификация тренировочного процесса, улучшение обеспечения всех видов подготовки,  идёт  повышение роли и доли специальной физической подготовки в тренировочном процессе, что приводит  к ускорению процесса подготовки гимнастических элементов, связок и упражнений в целом;

• бурная коммерциализация большой гимнастики  влияет на появление спортсменов профессионалов и на их долголетие в гимнастике;

•возросший интерес к виду спорта, требует доведение подготовленности гимнастов до уровня перманентной готовности к соревновательной деятельности.  Популярность спортивной гимнастики, поддерживается средствами массовой информации и  ведёт к увеличению количества стартов. Всё это приводит к  стиранию граней между подготовительными, соревновательным, восстановительным периодами в годичном цикле, что в свою очередь влияет на появление и использование новых научных разработок  технологий в подготовке гимнастов и высоко технологичного гимнастического оборудования[2].

Изучая тенденции развития спортивной гимнастики тренер может создать модельные характеристики спортсмена высокого класса -  это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня.   Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Результаты таких обследований, обрабатываются статистически. В гимнастике на основании анализа итогов наиболее значимых соревнований, данных научного прогноза и с учетом тенденций развития вида спорта разрабатываются и используются модели, которые являются ориентирами в деятельности тренеров и спортсменов и относятся к сфере всех основных сторон подготовки.

Понятие Модель — это образец для подражания[3]. Модели оформляются в виде модельных характеристик.

Основными параметрами являются:

а) характеристики спортсменов (антропологические показатели, показатели функциональной подготовленности, эталонные показатели физической и технической подготовленности  гимнастов и гимнасток;

б) характеристики соревновательного упражнения (сложность упражнений  или содержание и  составленной комбинации для  разных видов соревновательной программы, исполнительское мастерство включающее артистичность, музыкальность, качество исполнения упражнений.

в) эталоны процесса подготовки спортсменов.

В спортивной гимнастике как и в любом виде спорта используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия. Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи), состоящий из движений (бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз. [4]. Степень владения двигательным действием, при которой, управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) называется двигательным навыком. 

Продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким видам деятельности) и двигательного опыта спортсмена(чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2) возраста спортсмена (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее тренировочный процесс);

4) профессионального мастерства тренера;

5) уровня мотивации, сознательности, активности спортсмена и др. [5].

3. Создание модели двигательного действия

Чтобы сократить время освоения сложного двигательного действия и  ускорить  процесса перехода умения в навык необходимо создать модель выполняемого элемента (или каждого сложного двигательного действия). Где модель  это эталонное исполнение.

Возьмем, рассмотрим элемент  спортивной гимнастики, который выполняется в спортивном зале (СпЗ) на бревне, его выполнение имеет строгую регламентацию (правилами соревнований) .Например это будет фляк на бревне с приземлением на одну ногу в равновесие и создадим   модель двигательного действия (Приложение 1):

  1. Определим общую двигательную задачу
  2. Разобьём элемент на фазы
  3. В каждой фазе выделим двигательную задачу (ДЗф), определим смысловые задачи (СЗ), основные действия (ОД) и требования к ним.

Определим абсолютные и относительные величины  каждой двигательной  и смысловой задачи заполнив протокол координационной модели двигательного действия (Приложение 2.)

4. Заключение.

  Практическое исследование  с разных сторон сложности комбинаций и исполнительского мастерства, а также изучение тенденций  и требований, которые предъявляет к спортсменам современный уровень развития спортивной гимнастики,  имеет огромное значение для тренеров и спортсменов.

Тренер выбирает путь, по которому спортсмена можно вывести на более высокий уровень.

В гимнастике процесс создание модели двигательного действия является неотъемлемой частью подготовки спортсмена высокой квалификации. Данный процесс помогает понять спортсмену сложное координационное движение. Тренеру определить  значения основных движений и  действий  в структуре двигательного действия подобрать комплекс подводящих упражнений с учётом индивидуальных особенностей спортсмена, оптимизировать и  ускорить тренировочный процесс.

Изучение модели двигательного действия поможет тренеру создать эталон процесса подготовки гимнастов и лучше понять то, как воспитать чемпиона.

Список литературы:

1.    Карпенко Л.А. Художественная гимнастика / Всерос. федерация худож. гимнастики, С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры имени П.Ф. Лесгафта. – М., 2003. – 210 c

2.    Сайт Федерация спортивной гимнастики России sportgymrus.ru

3.    Спортивная гимнастика на Олимпийских играх — Википедия 4.https://ru.wikipedia.org › wiki ›https:// studopedia.ru/14_32449_dvigatelnaya-deyatelnost-dvigatelnoe-deystvie-dvizhenie.html

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Двигательная деятельность

Приложение 1.

Модель двигательного действия фляка на бревне с приземлением на одну ногу в равновесие

Общая двигательная задача: на бревне оттолкнувшись двумя ногами выполнить полёт назад через голову, с приземлением на руки и переворот с рук на одну ногу, при этом вторую удерживая в равновесии.

Условия практического применения: спортивный зал (вид спорта спортивная гимнастика), снаряд бревно

Регламентация выполнения: строгая

Фазовый состав: 4 фазы

I – фаза с опорой двух ног на бревне

II – фаза полёта с вращением назад вокруг фронтальной оси

III – стойка на руках на бревне ноги разведены в продольный шпагат

IV – сход со стойки на руках в равновесие на одной ноге

I фаза- с опорой двух ног на бревне.

Двигательная задача фазы (ДЗф-1): создать двигательные предпосылки для осуществления отталкивания от бревна необходимого для преодоления  гравитации и приданию телу вращения назад вокруг фронтальной оси

И.П. – стоя на бревне на двух ногах, руки опущены вниз

Смысловые задачи основных действий

Основные действия

Требования к основным действиям

СЗ-1 Зафиксировать вертикальное положение в стоя на бревне за счет напряжения следующих мышц: все мышцы стопы, голени, бёдер, ягодичные –трапециевидная мышца, широчайшая мышца спины, выпрямляющая мышца туловища, квадратная мышца поясницы, повздошно-поясничная мышца, наружная косая мышца живота, внутренняя косая мышца живота.

Стоя в вертикальном положении на бревне ноги выпрямлены полностью в коленях, стопы полностью касаются опоры, одна из них на ½ выдвинута вперёд.  Верхний плечевой пояс не напряжён Руки выпрямлены в локтях и  опущены вниз, кисти расположены напротив бедер. Голова в исходном положении держится прямо. Дыхание свободное. (ОД-1)

Движение у гимнастки отсутствует,  мышцы напряжены для удержания равновесия на опоре шириной 10 см. Взгляд устремлён перед собой, на конец бревна.  

СЗ-2 Создать усиленное напряжение мышц ног и рук для осуществления отталкивания от бревна и преодоления  гравитации, приданию телу вращения назад вокруг фронтальной оси. Удерживающую работу выполняют мышцы позвоночного столба.  

Гимнастка выполняет «полуприсед» при этом слегка происходит сгибание ног в коленях угол сгиба 1400,. При движении вниз колени остаются  над стопами, таз отводится назад. Угол сгиба в тазобедренном суставе 900 Увеличивается грудной кифоз, плечи слегка  уводятся вперед. Руки выпрямлены в локтях и  опущены вниз, кисти расположены напротив бедер. Голова держится прямо. Создаётся давление на опору. (ОД-2).  

На выдохе взгляд перед собой, руки, ноги и поясница напряжена. Происходит смещение общего центра тяжести (ОЦТ) Взгляд устремлён перед собой, на конец бревна.  Скорость движения равномерная.  

СЗ-3 За счёт резкого, активного волнообразного изменения напряжения всех групп мышц разгибателей нижних конечностей в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, за счёт растянутости и напряжению мышцы корпуса,  и одновременной работой верхних конечностей, сгибателей плеча создать предельную скорости для отталкивания и вращения.

При отталкивании от бревна колени гимнастки не выходят вперед за опорную вертикаль, а все тело сразу «сваливается» назад, задавая этим активное смещение по горизонтали. Происходит резкое активное разгибание в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Одновременно гимнастка изменяет положения рук, делая взмах вперёд-вверх, продолжаете по инерции заводить руки вверх-назад задавая вращение (ОД-3)

На вдохе спортсмен спину уводит назад создавая небольшую потерю равновесия и в этот момент создаёт усилие ногами, необходимое для отрыва от бревна он резко выпрямляет их  по направлению назад-вверх пытаясь «сдвинуть опору вперёд». Выполняет отталкивание двумя ногами одновременно. Таз и живот несколько выходят вперд. Голову удерживать ровно. Тело спортсмена вытягивается в «струну». Максимальная скорость движения.

II фаза- фаза полёта с вращением вокруг фронтальной оси

Двигательная задача фазы (ДЗф-2): Создавать контролируемое вращение  назад вокруг фронтальной оси и двигательные предпосылки для удержания гимнасткой равновесия на бревне в граничной позе.

Граничная поза:  стойка на руках на бревне ноги разведены в продольный шпагат.

СЗ-4 Создать во время полёта за счёт оптимального напряжения мышц ног, рук, брюшного пресса, и незначительного пере разгибания в грудном отделе позвоночника такое положение тела, которое бы способствовало осуществлению активного приземления в стой на руках на бревне.

Фаза полёта является активной. Сохранение и удержание в полёте полу синусоидой траектории, без потери ориентации в пространстве способствует в конце фазы полёта приземлению на руки.

В момент, когда голову догоняют резко ускоряющиеся руки, они

как бы «захватывают» её с собой, удерживая между плечами.

Маховое движение «ведущей» ноги (вперёд по ходу движения) в шпагат способствуют увеличению радиуса вращения, а за счёт движения другой ноги («в противоход»  движению) замедляется скорость вращения. Угол разведения ног 1800 (ОД-4)

В начале полёта продолжается одновременное движение руками по направлению вверх-назад за голову не запрокидываем, взгляд направлен на пальцы рук. Полёт осуществляется спиной к бревну с вращением через голову. В моменты вылета ноги держат вместе. В конце фазы полёта, когда руки и грудной отдел достигают вертикали, а плечи и кисти зависают над опорой, осуществляется резкое разведение ног в продольный шпагат. В конце полёта по ходу движения руки ставятся на бревно. Это происходит в вертикальном положении без наклона плеч. Глаза в конце полётной фазы видят бревно.

III фаза- стойка на руках на бревне ноги разведены в продольный шпагат

Двигательная задача фазы (ДЗф-3):  Создавать устойчивое равновесие в стойке на руках

Граничная поза: Стойка на руках в продольном шпагате

Смысловые задачи основных действий

Основные действия

Требования к основным действиям

СЗ-5.Создать возможность для продолжения динамического движения без потери равновесия с сохранением темпа. При этом задействовать мышцы сгибатели и осуществляющие супинацию лучезапястного сустава, а также использовать напряженную работе всех мышц верхних  и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса

Стойка на руках в шпагате удерживается благодаря сокращённому состоянию мышц сгибателей пальцев. При приземлении на руки на бревно мышцы верхних конечностей выдерживают нагрузку на сжатие. ОЦТ гимнастки, не должен уходить за пределы площади опоры руками о бревно.

 (ОД-5)

Кисти ставятся поперёк на бревно одновременно, правая и левая соприкасаются друг с другом. Руки удерживаются прямыми.  Взгляд направлен на бревно. Грудной и пояснично-крестцовый отдел позвоночника достигают вертикали. Ноги в продольном шпагате.

IV фаза- сход со стойки на руках в равновесие на одной ноге

Двигательная задача фазы (ДЗф-4):  Создавать контролируемый сход со стойки на руках и создать двигательные предпосылки для удержания гимнасткой равновесия на бревне в граничной позе.

Граничная поза: Равновесие на одной ноге

Смысловые задачи основных действий

Основные действия

Требования к основным действиям

СЗ-6.Создать двигательные предпосылки для приземления одной ногой на бревно. Ведущие мышцы лучезапястного локтевого, плечевого сустава, а также мышцы спины и брюшного пресса задействованные в сгибании  тела и поддержании равновесия.

Гимнастка посылает маховую(«ведущую») ногу

к рукам вниз к опоре сгибаясь в поясничном отделе. Ноги по инерции продолжают движение, сокращается угол их разведения до 1200.

Происходит момент касания «ведущей» ноги с бревном стопа начинает  сгибаться (ОД-6)

Прямые руки удерживаются за опору. Ноги проходя вертикаль по инерции продолжают движение, опускаются поочерёдно сверху вниз по направлению к бревну

СЗ-7.За счёт амортизации бревна и работы всех групп мышц сгибателей и разгибателей создать возможность гимнастке удержать равновесие на одной ноге.

На опоре сгибание стопы происходит до 600 и колена до 1400. Вторая нога в конечной позе не достигает опоры  и по отношению к вертикали отведена назад на 450. Одновременно с постановкой одной ноги спортсменка отталкивается руками, при этом тело из согнутого положения выпрямляется, продвигается  по направлению вверх-назад  до принятия вертикального положения. Руки поднимаются  вместе с корпусом, создавая возможность выпрямиться гимнастке и занять вертикальное положение.

В момент, когда спина ещё  не разогнута полностью движение рук останавливается в горизонтальной плоскости.

(ОД-7)

Первая нога достигшая бревна на опоре сгибается. При отталкивании руками положение тела меняется на вертикальное. Вторая нога удерживается в равновесии сзади. Руки в конце движения прямые в локтях и направлены вперед, находятся параллельно друг другу. Взгляд устремлён перед собой, на конец бревна.  

Приложение 2.

 Протокол координационной модели двигательного действия: фляк на бревне с приземлением на одну ногу в равновесие

п/п

Элемент  модели двигательного действия как системы

Значение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая двигательная задача:

СпЗ

0.5

0.5

1.0

-

-

-

РВс

3600

2

Двигательная задача первой фазы:

СпЗ

-

0.5

-

-

-

РВс

450

3

Двигательная задача второй фазы:

СпЗ

0.5

-

-

-

-

-

РВс

900

3

Двигательная задача третьей фазы:

СпЗ

-

-

0.5

-

-

-

РВс

450

4

Двигательная задача четвёртой фазы:

СпЗ

-

-

0.5

-

-

-

РВс

1800

5

Смысловая задача  первого основного действия

СпЗ

-

0.5

-

-

-

-

РВс

450

6

Смысловая задача  второго основного действия

СпЗ

0.5

-

-

-

-

-

РВс

900

7

Смысловая задача  третьего основного действия

СпЗ

-

-

0.5

-

-

-

РВс

450

8

Смысловая задача  четвёртого основного действия

СпЗ

-

-

0.5

-

-

-

РВс

1800

Всего (абсолютные)

8/8

3/8

2/8

5/8

0/8

0/8

0/8

8/8

8/8

Всего (относительные - %)

100

37.5

25

62.5

0

0

0

100

100

Примечание.

Количество строк «№ п/п» соответствует количеству этих элементов согласно модели двигательного действия.

В столбцах 1-9 строк №№ указано значение, выраженное в единицах измерения, информативных для характеристики данного параметра (абсолютных или относительных); в столбцах 1-9 строк «Всего (абсолютные)», «Всего (относительные - %)» указано  значение, характеризующее удельный вес наличия  параметра в структуре всего двигательного действия

1 – условия практического применения: в данном случае спортивный зал (СпЗ);

2 - безопорное положение;

3 - опорное положение;

4 - опорное положение;

5 - опорное положение;

6 - опорное положение;

7 - опорное положение;

8 – регламентация выполнения (РВ): в данном случае строгая (РВс)

9 - показатели успешности исполнения (результат) фазы опорные  и безопорные в данном случае обозначены  в углах и градусах

Условное обозначение: «+» или цифровые значения - показатель имеет значение;

 «-» показатель не имеет значения