ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Чижикова Марина Германовна

Правовая культура - сложное, специфическое и развивающиеся общественное явление, которое имеет большое значение для функционирования правового и демократического государства. Предмет исследования - это роль, особенности, тенденции развития и состояние правовой культуры российском обществе на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_aspekty_pravovoy_kultury.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование правовой государственности в России, укрепление системы органов государственной власти немыслимо без достижения соответствующего уровня правовой культуры.

Исследованием отдельных аспектов правовой культуры занимался ряд следующих авторов: Дуглас Н. О., Непомнящая Н. Г., Пронина М.А. и др. Однако недостаточно уделялось внимания рассмотрению правовой культуры в качестве целостности, поэтому необходимо ее более глубокое изучение.

Объект исследования - это правовая культура как сложное, специфическое и развивающиеся общественное явление, которое имеет большое значение для функционирования правового и демократического государства. Предмет исследования - это роль, особенности, тенденции развития и состояние правовой культуры российском обществе на современном этапе.

Целью работы является анализ института правовой культуры, определение существующего положения дел в отечественной правовой культуре и выявление основных путей повышения ее уровня.

Задачи работы предопределены вышеназванной целью и заключаются в следующем:

1. изучить понятие правовой культуры и выявить ее основные функции;

2. определить виды правовой культуры;

3. провести анализ российской правовой культуры на современном этапе.

Понятие правовой культуры

Термин «культура» свое начало берет от латинского «cultura» (выращивание, обрабатывание, возделывание, образование, воспитание, почитание, развитие), означавшее функцию, которая связана с приобретением опыта и знаний, а также с воздействием человека на природу.[1]

Правовая культура, на наш взгляд, занимает особое место в социокультурном пространстве, так как полностью не совпадает ни с одним видом культуры (политической, духовной, материальной и т. д.). С одной стороны, правовой культурой создается уникальное сочетание, как духовных, так и материальных компонентов. А с другой стороны, она находится во взаимосвязи и органичном единстве с другими областями культуры, в частности эстетической, нравственной и политической. Между тем, отметим, что в настоящее время в юридической науке не существует единого понимания ни термина «культура» в целом, ни правовой культуры в частности.

Так, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что правовая культура - обусловленное всем духовным, социальным, экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правосознания, юридических актов, правовой деятельности и в уровне правового развития субъекта (всего населения, различных групп, человека), а также в степени гарантированности гражданским обществом и государством прав и свобод человека.[2]

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура - это система убеждений, оценок и взглядов, определяющих правовое поведение.[3] А.В. Малько и Н.И. Матузовым вообще не формулируется определение понятия правовой культуры. Они лишь отмечают, что правовая культура охватывает все правовые ценности, которые существуют в данной стране в данное время, она выражает этику взаимных отношений субъектов общественной жизни с законами, правом и иными юридическими феноменами.[4]

Учитывая изложенное, очевидно, что на сегодняшний день добиться единообразного определения такого понятия, как правовая культура не представляется возможным, так как это слишком неоднозначное и широкое понятие.

Аналогично многообразию точек зрения на понятие правовой культуры, нет единообразного подхода к определению функций правовой культуры. В ходе проведенного анализа, на наш взгляд, стоит выделить функции правовой культуры, отмеченные Н.О. Дугласом:

1. познавательно-преобразовательная функция, которая связана с организаторской и теоретической деятельностью, направленной на формирование гражданского общества и правового государства;[5]

2. право регулятивная функция, направленная на обеспечение слаженного, устойчивого, эффективного и динамичного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;

3. ценностно-нормативная функция, которая проявляется в многообразных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в социальных институтах, человеческих поступках и сознании действующих индивидов;

4. право социализаторская функция, которую можно изучить через призму формирования правовых качеств личности;

5. коммуникативная функция, которая обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через данное общение и оказывает влияние на него;

5. прогностическая функция, которая охватывает реализацию права и правотворчество, а также обеспечение правомерного поведения граждан и их социальной активности, включает анализ тенденций, которые характерны для всей правовой системы.[6]

Виды правовой культуры

Правовую культуру можно представить в трех основных видах: массовая, групповая и индивидуальная. Массовая правовая культура представляет собой в масштабах всего общества качественное состояние процессов правореализации, правотворчества и правопонимания, а также правовых учреждений, взятых под углом зрения соответствия их идеалам прогрессивного развития и правовым ценностям человечества.[7] Иными словами, это правовая культура населения страны, которая выражается в уровнях развития действующего законодательства, правосознания, юридической деятельности должностных лиц и граждан, в организаций общества и состоянии юридических учреждений.

Массовое состояние правовой культуры определяется двумя факторами:

  • степенью и уровнем развития правокультурных ценностей, накопленных обществом (правовые теории, идеи, законность, правосудие, законодательство, органы государства и т. д.);
  • культурой юридически значимой деятельности в правовой сфере людей, которая показывает, насколько духовная и материальная культура, накопленная обществом, воплощается в их практической жизни, а также как глубоко население страны в повседневной действительности освоило право.[8]

Групповая культура проявляется на уровне макро- и микрогрупп, которые образуют социокультурную структуру общества. Она показывает степень и уровень освоения права социальными слоями, классами, трудовыми и учебными коллективами людей. Наиболее ярко это выражается в сложившихся правовых ориентациях, глубине и степени правовых знаний, методах и стиле юридической деятельности, которые культивируются в этой социальной среде.

Под индивидуальной правовой культурой принято понимать степень и характер прогрессивно-правового развития определенной личности, которые обеспечивают ее правомерное поведение. Показатели данной культуры - это качественное состояние правосознания личности и сознательное добровольное исполнение правовых предписаний в процессе правовой деятельности.[9]

Отметим, что особая разновидность правовой культуры - это культура профессиональная. Под ней следует понимать правовую культуру юристов-профессионалов, которая характеризуется высоким уровнем правовых знаний и пониманием закономерностей правовой жизни общества, умениями и навыками грамотно осуществлять юридическую деятельность, ориентациями на ценности человеческой культуры и идеалы прогрессивного развития.  Очевидно, что профессиональную культуру можно наблюдать там, где в полной мере реализуются все позитивные возможности и элементы профессионального правосознания юриста.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что формирование правовой культуры - это длительный и сложный процесс, который затрагивает все стороны общественной жизни. На сегодняшний день существует немало проблем в формировании правовой культуры. Прежде всего, это сложный процесс правотворчества, правовая безграмотность населения, частое противоречие нормативных правовых актов действительности, а также плохо развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, отрицание нравственных принципов и правовой нигилизм.

В современной России, которая характеризуется развитием правового нигилизма, юридические познания и знание законов отдельной личности даже могут представлять определенную опасность для общества, так как их применение полностью зависит от отношения к ним со стороны данного индивида. Данный факт связан с большим влиянием, оказываемым окружающей социальной средой на человека, а также с постоянным и часто безнаказанным попиранием закона, что в сочетании с персонализацией власти, социокультурными и историческими традициями, которые выражаются в господстве государства над правом, и иными факторами, оказывает негативное воздействие на поведение отдельного индивида, который склоняется в пользу отрицания значимости права.

Для решения названных нами проблем необходимо проводить политику государства, направленную на повышение уровня правовой культуры общества через правотворчество, средства массовой информации, художественную литературу, искусство и кино. На наш взгляд, формирование позитивного отношения к праву и закону, знание гражданами России своих прав и обязанностей перед обществом и государством - это основные задаче в процессе формирования высокой правовой культуры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.- С. 18.
  2. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). / Н.Н. Вопленко - Волгоград, 2001. - С. 11-14.
  3. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. / Н.Н. Вопленко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с.
  4. Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества / Н. О. Дуглас // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 193-196.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2002. - С. 251.
  6. Непомнящая Н. Г. Российская правовая культура на современном этапе  / Н. Г. Непомнящая, С. С. Авраменко // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.).  - М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. - С. 9-13.
  7. Пронина М.А. Правовая культура в России, Китае и  Великобритании: понятие, содержание,  взаимодействие /М. А. Пронина //Вестник Волгоградского государственного  университета: Серия «Юриспруденция». -2012. - № 1. - С. 222 - 226
  8. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества / М.Б. Смоленский // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.
  9. Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - С. 281.


[1] Непомнящая Н. Г. Российская правовая культура на современном этапе  / Н. Г. Непомнящая, С. С. Авраменко // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.).  - М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. - С. 9.

[2] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - С. 281.

[3] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.- С. 18.

[4] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2002. - С. 251.

[5] Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества / Н. О. Дуглас // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 194.

[6] Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества / Н. О. Дуглас // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 195.

[7] Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. / Н.Н. Вопленко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - С.46.

[8] Там же. - С.47.

[9] Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. / Н.Н. Вопленко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - С.48-49.