Актуализация лексических средств языка у дошкольников с ОНР с применением компьютерных технологий

Юдина Юлия Евгеньевна

Аннотация

В данной статье представлено исследование, касающееся вопроса актуализации лексических средств языка у детей с общим недоразвитием речи. Нашей задачей было раскрыть помимо теоретических знаний данного вопроса, так же наглядно показать наше исследование и результат введение нашей методики работы с детьми и ее эффективность. В статье представлено исследование, проведённое на базе детского сада. Основная идея нашей работы – это внедрение и активное участие в логопедической работе ИКТ (компьютерных технологий). Так же наглядно представлены констатирующий и формирующий эксперименты, на основе которых были сделаны выводы о поставленной проблеме и путях ее решения.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, компьютерные технологии, лексические средства языка, формирование лексики у детей, обследование лексики у детей дошкольного возраста, виды словаря, презентации, фронтальные занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуализация лексических средств языка у дошкольников с ОНР с применением компьютерных технологий

Actualization of lexical means of language in preschool children with ONR using computer technologies

Юдина Ю.Е. (Москва)

Yudina U.E.

Аннотация

В данной статье представлено исследование, касающееся вопроса актуализации лексических средств языка у детей с общим недоразвитием речи. Нашей задачей было раскрыть помимо теоретических знаний данного вопроса, так же наглядно показать наше исследование и результат введение нашей методики работы с детьми и ее эффективность. В статье представлено исследование, проведённое на базе детского сада. Основная идея нашей работы – это внедрение и активное участие в логопедической работе ИКТ (компьютерных технологий). Так же наглядно представлены констатирующий и формирующий эксперименты, на основе которых были сделаны выводы о поставленной проблеме и путях ее решения.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, компьютерные технологии, лексические средства языка, формирование лексики у детей, обследование лексики у детей дошкольного возраста, виды словаря, презентации, фронтальные занятия.

Актуальность. Речь – это очень важный психический процесс, который позволяет получать и передавать важную информацию, обмениваться новостями, впечатлениями, эмоциями. Так же речь неотъемлемая часть социализации человека в обществе. Именно речь дает нам возможность общения с другими людьми, передавать народные устои, правила, традиции из поколения в поколение, позволяет обмениваться опытом, накопленным за долгие годы. [7]

В процессе общения передача информации осуществляется с участием вербальных и невербальных средств общения. Вербальные средства общения включают в себя участие непосредственно речи, в ее формах проявления как устной и письменной, внешней и внутренней. В свою очередь невербальные средства общения из себя представляют контакт с использованием жестов, мимики, или взаимодействие через сенсорный и телесный контакты. Иначе говоря, это те самые неотъемлемые составляющие, которые дают возможность как можно более полноценно передать в разговоре информацию, показать наше отношение к конкретной ситуации в процессе разговора, подчеркнуть эмоции интонацией, жестами и мимикой увлечь собеседника, дать понять ему полную картину того, что мы хотим сказать. [3]

В логопедической практике используется множество разработок по полноценному и всестороннему развитию речи детей, имеющих тяжелые нарушения речи. В наше время стремительно развиваются компьютерные технологии. Не секрет, что они проникли в нашу жизнь и в том числе активно стали использоваться и в логопедии. [2]

ИКТ включает в себя использование презентаций, интерактивных досок, информационных программ и разного рода иных мультимедиа. [6] В современной литературе только начинает набирать обороты упоминание о компьютерных технологиях, что подтверждает актуальность проблемы выявления эффективности использования ИКТ в логопедии, на занятиях с детьми, имеющими ОНР. [4]

Нами было проведено исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 48 «Тополёк» городского округа Королёв Московской области.

Для выполнения экспериментальной части исследования были отобраны и обследованы две группы детей: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальную группу составили 5 детей возраста 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

 Методика констатирующего эксперимента была составлена по методическим разработкам О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. [1]

Констатирующий эксперимент включал в себя 4 блока заданий:

1)        Задания на выявление объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса;

2)        Задания на выявление объёма активного (пассивного) словарного запаса;

3)        Задания на обобщающие понятия;

4)        Задания на словарь антонимов.

В свою очередь блоки заданий делились по уровню сложности А и Б. При проведении обследования учитывались индивидуальные способности каждого ребенка. Если ребенок справлялся с уровнем сложности А и набирал определенное количество баллов, то в процесс обследования включались задания уровня сложности Б.

Методика обследования состояла из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей. [1]

I. Блок

Цель заданий данного блока: определить состояние предметного словарного запаса, словаря признаков.

Оборудование: картинный материал.

Задание №1. Назови что это. (Покажи, где…) Изначально ребенку предлагается 15 картинок, хаотично лежащих на столе. Экспериментатор исправить везде дает ребенку инструкцию: «Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе. Назови в любом порядке все 15 картинок и показывай пальчиком ту картинку, которую называешь».

Задание №2. Послушай и отгадай. Ребенку дается инструкция «внимательно послушай и постарайся отгадать какой предмет я тебе загадываю». После чего логопед называет несколько ярких признаков предмета и, давая ребенку немного подумать, просит его отгадать загаданное.

Задание № 3. Попробуй загадать. Логопед просит ребенка загадать ему любой фрукт, описывая загаданный фрукт его яркими характеристиками.

II. Блок

Цель заданий данного блока: выявление состояния активного (пассивного) словарного запаса.

Оборудование: картинный материал.

Задание №1. Сюжетные картинки: «В классе», «Дома». Логопедом дается инструкция: «Рассмотри картинки; расскажи, что на них изображено». По ходу выполнения задания логопед может помогать ребенку, задавая наводящие вопросы ему.

Задание №2. «Расскажи, что на картинке». Логопед дает инструкцию «Расскажи, что на картинке изображено, какие признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает?». Если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания, то логопед может помочь ему наводящими вопросами.

III. Блок

Цель заданий данного блока: определить объем обобщающих понятий в словаре ребенка.

Оборудование: картинный материал.

Задание №1. Назови картинки (покажи картинки). Логопедом дается инструкция ребенку: «Посмотри внимательно на картинки, лежащие на столе. Твоя задача отнести каждую картинку к видовому понятию».

Задание №2. Перечисли/ назови. Логопед просит ребенка назвать все предметы мебели, которые он знает. При желании ребенка, логопед может его попросить описать предмет или сказать, как им пользоваться.

Задание №3. Продолжи ряд. Логопед просит ребенка продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие).

IV. Блок

Цель заданий данного блока: определить состояние словаря антонимов.

Оборудование: картинный материал.

Задание №1. Слово к слову. Логопед просит ребенка подобрать к каждому слову противоположное по значению. Предварительно логопед приводит пример того, как надо выполнять задание.

По результатам, полученным в ходе обследование детей контрольной и экспериментальной группы можно сделать следующие выводы. При выполнении всех заданий контрольная группа справлялась с уровнем сложности А, а к уровню сложности Б переходили не все дошкольники экспериментальной группы. У экспериментальной группы возникали трудности при выполнении даже заданий группы А - типичными ошибками являлись: лексические замены, смешения, трудности актуализации слов пассивного словаря, трудности представлений о видовых понятиях. Необходима системная работа по обогащению и актуализации лексических средств языка, обогащение и закреплению понятий в активном словаре.

Формирующий эксперимент подразумевал проведение фронтальных логопедических занятий, которые подкреплялись применением в процессе работы презентаций. Содержание обучающего эксперимента состояло из заданий и упражнений, связанных одной лексической темой и направленных на решение коррекционных задач, развитие лексической стороны речи.

Обучение дошкольников с ОНР проводилось с применением компьютерных технологий (презентаций). Презентации создавались в программе Power Point, в каждой из которых присутствовало около 12-15 слайдов. Слайды презентаций включали в себя разные красочные картинки, схемы, музыкальное или звуковое сопровождение (если этого требовала лексическая тема). В некоторых слайдах присутствовали анимационные картинки, которые могли двигаться, менять свой размер и место положения, что вызывало огромный интерес у детей, активизировало их внимание в процессе занятия. Все задания и лексический материал соответствовали лексической теме занятия. Занятия проводились один раз в неделю по вторникам по 15-20 минут.

Лексический материал актуализировался в процессе формирования грамматических конструкций, отрабатывалось грамматическое значение слова в словосочетаниях и предложениях.  Лексемы, соответствующие теме лексико-грамматических занятий, закреплялись в процессе занятий по развитию связной речи, на занятиях воспитателя, на прогулках с детьми. [5]

Первоначально нами был разработан план фронтальных занятий с дошкольниками экспериментальной группы, имеющими ОНР III уровня. В основы логопедической работы были положены методические разработки Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и Тумановой Т.В.

Участие компьютерных технологий заключалось в том, что в процессе логопедического занятия использовались презентации, на которых были представлены картинный материал, музыкальное сопровождение, анимации различного рода, мультимедиа. [4]

В ходе занятия встречались упражнения, которые были сопряжены с презентацией. Такими задания были:

1. Игра «Назови что видишь»

Цель: развить внимание детей, как ВПФ, актуализировать знания детей по теме занятия с использованием анимационных реалистичных картинок.

Оборудование: презентация с интерактивным и анимированным картинным материалом, указка.

Инструкция к заданию, которую озвучивает логопед: «Внимательно посмотри на доску, назови предмет, который изображен на картинке и покажи его указкой. Четко проговаривай каждое слово».

*В процессе работы на интерактивной доске поочередно появляются анимированные картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к теме логопедического занятия. Когда ребенок называет нужную картинку правильно, то она анимационно исчезает со слайда, замет появляется другая.

2. Игра «Вредно, полезно»

Цель: развить у детей понятие вредной и полезной пищи, актуализировать лексический материал по теме занятия с помощью компьютерных технологий.

Оборудование: презентация с интерактивным и анимированным картинным материалом, указка.

Инструкция к заданию, которую озвучивает логопед: «Внимательно посмотри на доску, на ней ты видишь 2 кастрюли. В одну мы будем складывать полезные продукты, а в другу вредные. Твоя задача показать указкой на продукт, назвать его и сказать в какую кастрюлю мы его положим».

*В процессе выполнения задания на интерактивной доске анимационно передвигаются картинки, часть названных продуктов передвигается к левой части экрана (полезные продукты), а другая часть к правой части экрана (вредные продукты).

После обучающего эксперимента уровень сформированности лексической стороны речи детей с ОНР III уровня определенно повысился. На этот раз все дошкольники экспериментальной группы по баллам могли переходить к уровню сложности Б во всех заданиях, что является основным из показателей результатов работы в процессе формирующего эксперимента. В целом, можно с уверенностью сказать, что проведение обучающего эксперимента считается успешным и результативным.

Использование ИКТ позволит оптимизировать педагогический процесс, повысить интерес детей к занятию, позволит насытить занятие большим интерактивным материалом, для того, чтобы привлечь внимание детей к работе, а также способствует улучшить показатели сформированности лексической стороны детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей Словарный запас и грамматический строй. — М.: АРКТИ, 1997. — 64 с, цв. таблицы.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  3. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов. ‒ М.: «Спутник+», 2010. ‒ 371 с.
  4. Использование презентаций в логопедической работе с детьми, имеющими Общее Недоразвитие Речи Иванова А.Г. Шилова Е.А. В сборнике: Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2016. С. 87-91.
  5. Леонова С.В.  Особенности актуализации лексических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи// Вестник Московского государственного областного университета. – М.,2014. - №4, С.95-101
  6. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР/ Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» А.С. Динмухамедова, Б.Б. Габдулхаева, С.Ж. Кабиева, Л.В. Резник, Г.К. Даржуман (Павлодар, Казахстан) 2011-2013 Вестник НГПУ
  7. Филичива Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / – М.: Просвещение, 2008 – с. 29