Подросток и ЕГЭ

Гаврилова Евгения Михайловна

Психологические рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ? Рекомендации для родителей

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) объединяет учеников, учителей, родителей. Нужно искать любые возможности помочь ребёнку на ЕГЭ.

Вот здесь и возникают вполне обоснованные   опасения любящих мам и пап: ведь они-то в свои школьные годы ничего подобного не делали, а то, что непонятно – страшно! Так что же стоит знать родителям о ЕГЭ? Как правильнее постараться донести до сознания ребенка (пусть даже уже совсем взрослого) сухие инструктивные материалы? Как помочь ученику преодолеть страх перед возможной необратимой ошибкой? Как помочь отработать до автоматизма правильное заполнение бланков выпускниками? Эти проблемные вопросы иногда ставят в тупик даже самых ответственных родителей, сея в их душах семена растерянности и очень быстро вырастая до размеров паники.

Существуют несколько важных правил для родителей выпускников

Правило первое: внимательно относитесь к рекомендациям учителей! Уважаемые родители, это очень простое правило. Ежегодно в течение года проводятся собрания родителей выпускников. Администрация школы, учителя, старательно изучившие инструктивные материалы, предлагаемые Министерством образования, рассказывают собравшимся об основных правилах сдачи ЕГЭ, демонстрируют экзаменационные материалы, весьма доступно рассказывают о правилах заполнения бланков. В положения о сдаче экзамена периодически вносятся изменения, и все должны отреагировать оперативно. Не надейтесь на то, что «всё равно все сдадут»! В течение учебного года вместе с ребенком проштудируйте еще раз все положения, приказы и инструкции, обратите внимание на самые сложные пункты в заполнении бланков.

Правило второе: ЕГЭ – это серьезно, но не страшно! Каждый из нас – психолог. И во время подготовки выпускников к аттестационным испытаниям это видно особенно четко. Практикующие педагоги знают, что перед экзаменами мы все меньше говорим о классе в целом. На первый план выходит ученик как личность со своими проблемами. Первое полноценное тестирование… Это каждый раз сюрприз. Порой, реакция на оценку может удивить даже весьма ответственного родителя. Один выпускник старательно готовился и получил низкий балл – в результате упадок сил, нежелание работать, отчаяние. Другой совсем не прилагал усилий, ответил наугад и получил хороший результат – и снова проблема: он считает, что заниматься больше нет необходимости.

А как быть, если работу ребенка оценили на «неуд»? Прежде всего, выясните, в чем проявилось нарушение, составьте список ошибок и обсудите его с ребенком. Поговорите с учителем, выясните, что стало причиной сбоя. Подумайте: возможно, причиной рассеянности стал неправильный ритм жизни подростка или врожденная невнимательность. Если возникнет необходимость, привлеките к беседе школьного психолога. Но ни в коем случае не стоит обвинять в этом казусе только ребенка. Ведь Вы и учитель знакомы с ним не один день. Значит, должны были учесть все осложняющие факторы, особенности внимания и памяти, психологический настрой во время контрольных и проверочных работ… Проанализируйте, что Вы лично как родитель упустили? Что недосказали? На что не хватило времени? А может быть, он просто не выспался или в последнее время Вы слишком много его ругали?

Правило третье: такой вид работы как заполнение бланков должен быть знаком ребенку уже с 8 класса! Достаточно сухой и утомительный материал инструкций усваивается с первого раза далеко не всеми выпускниками. Поэтому учитель, как правило, строит систему занятий подготовки к ЕГЭ таким образом, чтобы формы бланков были знакомы всем ученикам уже с 8 класса. Контрольное тестирование, ,область для ответов на карточках для индивидуальной работы во время уроков, пробные ЕГЭ в классах – все подчинено тому, чтобы дети привыкли визуально воспринимать и автоматически заполнять бланки.

Раз так, почему же они так волнуются?

В данном возрастном периоде им присуще:

Сомнение в полноте и прочности знаний

Стресс незнакомой ситуации

Стресс ответственности перед родителями и школой

Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания

Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе.

Хотя они, особенно юноши, могут очень умело все это скрывать.

Поэтому, умейте распознавать признаки стресса, чтобы этот процесс можно остановить и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию. Вот некоторые признаки стресса:

- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Нередко нервозность нагнетают родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и неправильности ЕГЭ. Совет для родителей – раз уж Единый государственный экзамен неизбежен, постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию

   Но, если всё же заметили явные признаки стресса, как помочь ребенку преодолеть стресс? Можно указать основные направления помощи. Вот некоторые из них: домашняя физиотерапия, индивидуальные психологические методы, аутогенная тренировка, волевая мобилизация, семейная психотерапия. Хочу подробнее остановиться на некоторых из них.

Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны , массаж головы и шейно-воротниковой зоны .

Индивидуальные психологические методы. Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:

Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.

Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.

Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.

Непродолжительное общение с друзьями по телефону.

Семейная психотерапия. Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создается следующими приемами:

Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.

Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Учащение вашего физического контакта с ребенком: обниманий и ласки.

Приготовление ребенку его любимых блюд.

А чем ещё вы, родители, можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ? 

Владением информации о процессе проведения экзамена: знать основные правила сдачи ЕГЭ; примерное содержание экзаменационных материалов; правила заполнения бланков. 

Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы: откажитесь от упреков, доверяйте ребенку, если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Организацией режима: во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы; вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днем, если «сова» – вечером. 

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Обратите внимание на питание ребенка : во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Успехов вам!



Предварительный просмотр:

Как подготовиться психологически к экзаменам и правильно распределить время и силы при сдаче ЕГЭ.

Как правильно распределить время и силы при сдаче ЕГЭ?

Накануне любого экзамена следует хорошо выспаться, позавтракать, взять всё необходимое и следовать к месту проведения экзамена. А на экзамене следует придерживаться поведения, рекомендуемого в следующей памятке для выпускников:

Быть предельно внимательным.

С самого начала тестирования прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.

Соблюдать все правила поведения. При желании задать вопрос, следует просто поднять руку. Следует иметь в виду, что задавать вопросы можно только по правилам заполнения бланковой документации или при наличии возможных трудностей с тест – пакетом.

Полное сосредоточение. Бланк регистрации заполнен, все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены. Немедленно забыть об окружающих, полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно «крылатое» выражение: «Торопись не спеша!».

Тестовые задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только выпускник начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.

Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как заполнить графу ответа следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.

Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятым или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы

Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.

Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, до полного выполнения текущего.

Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.

Правило второго круга. Желательно весь отведённый для экзамена бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий и набрать на них минимум требуемых баллов. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробежать» глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.

Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.

Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Вполне возможно, что необходимое количество баллов уже набрано и вряд ли это огорчение поможет качественно подготовиться к следующему экзамену. Более уместными будут следующие действия: всё забыть, отдохнуть, хорошо выспаться и начать подготовку к следующему экзамену.

Как подготовиться психологически к экзаменам.

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему не хватает сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполняй два любых упражнения:

Посмотри постепенно вверх-вниз (25 секунд), влево- вправо (15 секунд)

Напиши глазами свое имя, свое желание.

Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня.

Раздели на три части:

Готовься к экзаменам 8 часов в день;

Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй – 8 часов;

Спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание .

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Еще один совет: перед экзаменом не следует наедаться.

Как запомнить большее количество материала.

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно запиши все, что знаешь, и лишь за тем проверь правильность. Читая учебник, выделяй главную мысль – это опорные пункты ответа.



Предварительный просмотр:

Классный час  в 11 классе  на тему: «Экзамен без стресса»

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных условиях. Есть и такое определение, данное американскими психологами: «Стресс — негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением  Государственно итоговой аттестации (ГИА), ЕГЭ  ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин:

1. Экзамен — это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.

2. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.

3. Школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...»), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

4. Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.

Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов.

Цель мероприятия: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

Задачи

1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладения с предэкзаменационным волнением.

2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.

3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего локус-контроля своего поведения.

4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.

Оборудование, материалы

• На каждую группу — лист бумаги, ручка, цветные карандаши (как вариант — лист ватмана, маркер), раздаточный материл тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», бланки «Моя рабочая неделя» (по возможности предоставить этот материал каждому участнику).

• Доска, мел.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Обучающиеся свободно, по желанию занимают места.

Вводная часть

Ведущий. Здравствуйте!

После приветствия, говорит о том, что люди, как правило, любят тесты, и предлагает учащимся выполнить тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?». Рекомендуется подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера.

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Ключ к тесту

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

После ознакомления с результатами ведущий уточняет, всем ли понятно значение слова «стресс».

Затем предлагает участникам тренинговые занятия. Где нужно ответить:

  • Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс?

При обсуждении ответов обратить внимание на недостаток времени как стрессовый фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте -(недостаток времени).

Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота.

В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске).

Можно обсудить:

  • Чем вызвана необходимость режима дня в школе?
  • Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника?
  • Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему?
  •  Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?

Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя».

День недели

Утро

День

Вечер

Понедельник

 

 

 

Вторник

 

 

 

Среда

 

 

 

Четверг

 

 

 

Пятница

 

 

 

Суббота

 

 

 

Воскресенье

 

 

 

На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота, как:

— планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;

— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;

— не браться за несколько дел одновременно.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Заключительная часть

Участникам предлагается поделиться собственным опытом предотвращения цейтнота при помощи предварительного планирования или других способов.

Ведущий обращает внимание на то, что, если все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек. Ведущий знакомит участников с некоторыми приемами такого массажа:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза».

Упражнение на снятие напряжения

Представьте песчаную пустыню из сказки об Алладине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки – вправо, влево... Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу. Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдая за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно.

Домашнее задание

Обсудить с родителями возможности лучшего распределения своих сил в течение недели с учетом школьных и внешкольных дел; попробовать использовать массаж активных точек для мобилизации сил.

Литература

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. — М., 1997.

2. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. — 2006, № 3.

3. Родионов В.А., Ступницкая К.Р., Ступницкая М.А. Прививка от стресса. — Ярославль, 2006.

4. Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от стрессов? Материалы межрегиональной конференции Министерства образования РФ «Воспитываем здоровое поколение», 30—31 мая 2004 г. —М., 2004.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

6. Ступницкой М.А. Упражнение на снятие напряжения