Этиология и классификация нарушений ОДА, формы ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.

Криворучкина Елена Анатольевна.

В статье раскрыты понятие и формы ДЦП и дана психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Этиология и  классификация нарушений ОДА, формы ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.

Криворучкина Елена Анатольевна,

учитель-логопед.

1. Понятие и формы детского церебрального паралича

Термином «церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности.

Согласно классификации Семеновой, выделяются пять форм детского церебрального паралича:

        1.Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50 % больных церебральным параличом. По распространенности двигательных нарушений спастическаядиплегия является тетрапарезом (поражены руки и ноги), причем нижние конечности поражаются в значительно большей степени, чем верхние.

Наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп, осанку, затрудняет стояние и ходьбу. При развитии контрактур конечности могут «застывать» в неправильной позе, передвижение становится невозможным.

Прогностически — это благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

Социальная адаптация возможна, при относительно сохранном умственном развитии и достаточной функции рук.

2.Гемипаретическая форма ДЦП - эта форма характеризуется односторонним повреждением одноименных (левых или правых) конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Правосторонний гемипарез наблюдается значительно чаще, чем левосторонний.Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.

3. Гиперкинетическая форма ДЦП - наблюдается у 20—25 % больных с указанной патологией. Данная форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации.

4. Атонически-астатическая форма ДЦП - при данной форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдается следующая патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

5. Двойная гемиплегия - это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует, или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается.

В большинстве случаев дети с двойной гемиплегией необучаемы. Тяжелые двигательные нарушения рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и даже простую трудовую деятельность. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную или почти полную инвалидность ребенка.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП

  • Двигательные нарушения при ДЦП

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Темпы двигательного развития при ДЦП могут широко варьировать.Статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Разнообразие двигательных нарушений у детей с ДЦП:

1. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (па­резы и параличи).

3.Насильственные движения (гиперкинезоы, тремор).

4. Нарушения равновесия и координации движений.

5. Нарушение ощущений движений (кинестезии).

6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов).

7. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений.

8. Наличие патологических тонических рефлексов.

а) Лабиринтный тонический рефлекс;

б) Симметричный шейный тонический;

в) Асимметричный шейный тонический рефлекс.

  • Нарушения психики при ДЦП

        Для детей с церебральными параличами характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей:

I. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;

П. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;

III. Замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, плохая сосредоточенность.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.

У детей с умственной отсталостью нарушения всех психических функций чаще всего носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточностьвосприятия, памяти, мышления, а также гностических функций.

  • Расстройства эмоционально-волевой сферы.

У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения:

- двигательной расторможенности;

- агрессии;

- реакции протеста;

- состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

У детей с церебральным параличом наблюдается своеобразное формирование личности

- отсутствие уверенности в себе;

- отсутствие самостоятельности;

- повышенная внушаемость;

- наивность суждений;

- слабая ориентированность в быту;

- легко формируются иждивенческие установки;

- неспособность и нежелание самостоятельной деятельности;

- робость;

- застенчивость;

- неумение постоять за свои интересы;

- повышенная чувствительность;

- обидчивость;

- впечатлительность;

- замкнутость.

  • Речевые нарушения при ДЦП

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет до 80 % .

У детей с церебральным параличом выделяют следующие основные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.

I. Задержка речевого развития — более позднее начало речи и замедление темпа ее формирования.

При ДЦП отмечается:

- задержка и нарушение формированиялексической, грамматической и фонетической стороны речи;

- медленно увеличивается активный словарь и распространяется предложение;

- медленно улучшается внятность речи;

- пассивный словарь больше активного;

- задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи,  восприятие и воспроизведение ритма.

II. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Ведущими дефектами являются:

- разборчивость речи нарушена, речь смазанная, нечеткая;

- нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры;

- нарушение подвижности артикуляционных мышц;

- нарушен ритм дыхания;

- недостаточная сила голоса;

- отклонения тембра;

- слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций;

- нарушения темпа и ритма речи;

- наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре;

-дисметрия произвольных артикуляционных движений;

- наличие синкинезий;

- гиперсаливация;

- наличие патологических рефлексов орального автоматизма;

Специфические нарушения звукопроизношения:

- стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;

- нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков;

- преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих  звуков;

- смягчение твердых согласных звуков;

- специфические трудности автоматизации звуков;

III. Алалия — это отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Различают моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия характеризуется затруднениями в построении фраз, искажением слоговой структуры слов. Отмечается бедность активного словаря, аграмматизмы.

При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи при сохранном слухе и познавательной деятельности. Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП.

Список литературы

  1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина Л.В. Детские церебральные параличи – Киев.: 1988;
  2. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой -  Москва.: 2001;
  3. Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского – М.: 2003;
  4. Источник в интернете: www.vikipedia.org.