Использование ЦОР и гаджетов в освоении иностранного языка и в социальном взрослении детей младшего школьного возраста.

Юдина Анна Сергеевна

Проблема подготовки гражданина общества к жизни, начиная с начальной школы, задача государственной важности. Своевременная социализация личности важна на каждом этапе его филогенеза и онтогенеза. Сегодня многим практикам и теоретикам в области образования, педагогики и психологии, объективно видится способ «формирующее оценивание» при использовании педагогического подхода Lesson Study, современно необходимым способом формирования социально-активной личности. Социальное взросление детей младшего школьного возраста через обучение их «в действии», является наиболее подходящим для детей «цифрового поколения». В данной статье речь идет о способах наиболее эффективного освоения иностранного языка через ЭОР, ЦОР, гаджеты.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat._kuzminov-yudina._levitovskie-19.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьминов Николай Николаевич,

Московский государственный областной университет,

доцент кафедры начального образования.

Юдина Анна Сергеевна,

Московский государственный областной университет,

студентка 4 курса кафедры начального образования

Использование ЦОР и гаджетов в освоении иностранного языка и в социальном взрослении детей младшего школьного возраста.

Аннотация: Проблема подготовки гражданина общества к жизни, начиная с начальной школы, задача государственной важности. Своевременная социализация личности важна на каждом этапе его филогенеза и онтогенеза. Сегодня многим практикам и теоретикам в области образования, педагогики и психологии, объективно видится способ «формирующее оценивание» при использовании педагогического подхода Lesson Study, современно необходимым способом формирования социально-активной личности. Социальное взросление детей младшего школьного возраста через обучение их «в действии», является наиболее подходящим для детей «цифрового поколения». В данной статье речь идет о способах наиболее эффективного освоения иностранного языка через ЭОР, ЦОР, гаджеты.  

Ключевые слова: социализация, социальное взросление, младший школьник, активные методы обучения (АМО), электронные образовательные ресурсы (ЭОР),  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), гаджеты, педагогические технологии, мотивация, формирующее оценивание, учебная мотивация, иностранный язык, педагогический подход Lesson Study, самообразование.

 Социальное взросление детей младшего школьного возраста происходит как целенаправленно, так и стихийно. Процесс подготовки младших школьников к жизни это непрерывное явление. Дети познают окружающий мир через активное взаимодействие с ним. Главным в социальном становлении является формирование мотивации и активной осознанной жизненной позиции идет через научение ставить перед собой учебные и социальные задачи.

Для осуществления подготовки социально мотивированных детей следует осуществлять через вполне новый педагогический инструмент - формирующее оценивание, который достаточно подходит современной школе для реализации образовательных задач и формирования личностных и общественных ценностей. В основе формирующего оценивания лежит адресная поддержка процесса обучения, где актуализируется учебная самостоятельность каждого младшего школьника, помогает ему самостоятельно находить наилучшие стратегии и способы своей учебной деятельности. Предлагается педагогам при построении технологической карты урока проектировать урок, на основе формирующего оценивания используя педагогический подход по технологии Lesson Study, который прописан в руководстве Пита Дадли. Это руководство представляет собой технологию по использованию подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения. Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области образовательной практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе данный педагогический подход используется, под названием  «Исследование в действии» [4].

Современные образовательные технологии и активные методы обучения (АМО) являются предметом многих исследователей и это не случайно. Поиск современных наиболее активных способов обучения детей, так называемого «цифрового поколения» является актуальной задачей образования и общества. Исследование, разработка и применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР), цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в практике образования является пристальным предметом практиков и исследователей, аналитиков и прогрессивистов. Проблема познавательной мотивации, поиска путей, как произвольного обучения, так и непроизвольного обучения представляет интерес преподавателей и самих обучающихся [3].

Глобализация общества требует от человека владение языками для социализации и интеграции в глобальное пространство, освоение других инновационных продуктов, которые предлагает инновационная индустрия на иностранных языках. В следствие этого, остро встает вопрос изучения языка через Интернет ресурсы, технологии и в удобное время, и в удобном месте. 21 столетие в корне отличается от всех остальных именно тем, что в нём правит техника и всё то, что с ней связано. Наш век – век информационных технологий и информационных людей [4].

У современных детей, скорее всего, освоение гаджетов, ЭОР, ЦОР происходит более быстро. Родители, педагоги всё чаще удивляются, почему их дети, не учась в школе, так мало прожив и практически ничего не зная о технике, так ловко берут в руки телефон и делают то, с чем многие люди не могут разобраться даже с помощью инструкции.

Освоение Интернет-технологий, приложений в телефонах, является уже серьезной необходимостью современного потребителя гаджетов. Мы предлагаем предметом исследования в данной статье, сделать обзор некоторых программ, которые можно использовать в образовательных целях при изучении иностранных языков. Задача образования, реализуя принцип обучения в процессе всей жизни, научить детей начальных классов использовать гаджеты для самообразования, чтобы процесс обучения приобрел целенаправленный характер [2].

Имея гаджеты и телефон в свободном доступе его можно использовать в любое время и в любом месте. Использование телефона в дороге, которая часто занимает много времени, превратит в полезное провождение времени и может процесс обучения превратить в хобби. Важным достоянием этого явления является то, что мобильные приложения можно использовать, где бы Вы ни находились [5].

Стоит отметить, что сегодня рынок мобильных приложений очень развит и растет огромными темпами. Делая обзор наиболее известных и популярных приложений, остановимся на некоторых, которые уже входят в пользование молодого поколения:

1. Приложение «Duolingo», разработанное гватемальским предпринимателем и учёным Луисом Фон Аном, включает в себя изучение не только самых популярных, но и исчезающих языков. Обучение начинается «с нуля», и программа каждого курса построена в форме дерева достижений. То есть, начать изучение языка можно с самых элементарных слов и фраз, и пока не будут изучены азы, то продвижение дальше невозможно. Многие из опрошенных мною, видят в этом своеобразную мотивацию для достижения цели. Играя и изучая языки в Duolingo можно почувствовать себя настоящим переводчиком, так как по мере прохождения уроков, Вы одновременно изучаете сайты, статьи и другие документы. Плюс приложения в том, что можно им пользоваться как на телефоне, так и на компьютере (Android/IOS).

2.Приложение «Quizlet», платформа, разработанная Эндрю Сазерлендом. Известная в узких кругах в России, данная программа в США входит в 50 лучших сайтов. С уверенностью можно сказать, что это лучший тренажёр, который поможет Вам легко выучить иностранные слова, не сидя и зубря их, что малоэффективно, а играя. Допустим, нам нужно выучить определённый набор слов по  теме. Заходим в «Quizlet», вбиваем нужные слова и их перевод, и наша удивительная программа предлагает нам на выбор несколько различных методик запоминания: это карточки, игра в метеориты, запоминание в виде теста, перевод с изучаемого языка на родной и наоборот и т.д. Программа подходит как для компьютеров, так и для телефонов. (Android/IOS).

3.Приложение по изучению немецкого языка «Deutsch online». На сайте http://www.de-online.ru/ можно найти полный перечень грамматики, подборки слов на всевозможные темы, различные методики изучения языка, аудио и видео материалы, статьи и многое другое. У данного сайта нет приложения в App Store и Play Market, зато есть аккаунт в Instagram, где преподаватели в прямом эфире объясняют каждый день новую тему, слова по определённой теме. Иногда кто-то из участников проекта, будучи в Германии, снимает людей и достопримечательности страны.

4.Приложение только для телефонов reWord. Привлекательно оно тем, что Вы выбираете ту категорию слов, которую хотите заучить. Разработчики потрудились и подобрали очень актуальный для нашего времени словарь. Например, туда входят такие темы, как: педагогика, психология, путешествие, бизнес и т.д. Плюс ко всему, в приложении имеется озвучивание слов, что значительно повышает эффективность изучения.

5.Приложение-программа для изучения и запоминания слов на английском, немецком и иврите. Особенно подходит для поклонников музыки. Суть заключается в том, что необходимо выбираеть песню или книгу. Перед тем, как приступить к изучению, даётся перечень неизвестных слов, присутствующих в песне/книге и Вы, с помощью определённых методов, запоминаете эти слова. Помимо сайта https://crazylink.ru/ существует также видеоблог  на платформе  YouTube с обучающими видео [3] .

Таким образом, формирование социальных навыков младших школьников через современные гаджеты, которые можно использовать, как в урочное время, так и в процессе самообразования, служат положительным мотиватором в учебной деятельности детей современного поколения. При осуществлении процесса своевременного социального взросления младших школьников необходимо использовать некоторые вредные привычки в необходимую образовательную пользу [1].

Использование формирующего (формативного) оценивания в практике образования – это оценивание для обучения. Такое оценивание способствует получению информации об успешности прохождения самого процесса обучения и его успешности. Поэтому обратная связь помогает корректировать образовательный процесс также самостоятельно самим учеником. Формирующее оценивание необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Формирующее обучение является основой программированного обучения, которое позволяет, от точки ошибки вернуться назад, и изучить проблему, и вновь идти дальше к освоению следующей контрольной точки.

Включённость младших школьников в самостоятельное освоение новых приложений, гаджетов способствует обучению «в действии», что предлагает новый образовательный подход Lesson Study и является эффективным. Использование в образовании и социализации современных достижений науки и техники должно апробироваться в образовательном процессе и наиболее эффективные технологии популяризироваться и распространяться в образовательной практике.

Литература

  1. Кузьминов, Н.Н., Кузьминова, А.Н. Социально-педагогическая подготовка и дальнейшая востребованность специалистов. //(статья ВАК). С. 59-63. ж-л. «Социальная педагогика в России». Научно-методический журнал. ВАК. 2017. № 4. 65с.
  2. Мельников, Т.Н., Виттенбек, В.К., Кузьминов, Н.Н. Инновации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ Московской области: Концептуальный подход. В сборнике: Обучение и развитие детей младшего школьного возраста Сборник статей. Отв. ред. М.Б. Зацепина; под общ. ред. О.Г. Мурзаковой, Е.К. Брыкиной. Москва, 2018. С. 11-33.
  3. Сухова, А.Г., Кузьминов, Н.Н. Возможности использования ИКТ и Интернет-технологий в педагогической деятельности начальной школы. //Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований.  Сборник статей Международной научно-практической конференции "XIII Левитовские чтения": в 2-х томах. Министерство образования Московской области; ГОУ ВО "Московской области Московский государственный областной университет", Факультет психологии. 2018. С. 157-160.
  4. Шишова, А.В., Кузьминов, Н.Н. Активные методы обучения как условие эффективной социализации и социального взросления младших школьников. //Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований.// сборник статей Международной научно-практической конференции "XIII Левитовские чтения": в 2-х томах. Министерство образования Московской области; ГОУ ВО "Московской области Московский государственный областной университет", Факультет психологии. 2018. С. 91-95.
  5. Ядров К.П. Использование информационных технологий в обучении математики студентов психологических специальностей. // диссер. ученой степени кандидата педагогических наук / МГОУ. Москва, 2008