Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путь создания книги».

Серейкина Валентина Михайловна

-расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги, используя компьютерные технологии. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_sozdaniya_knigi.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему:

«Путь создания книги».

Воспитатель: первой квалификационной категории:

Серейкина Валентина Михайловна

Новочебоксарск — 2015

Задачи:

  1. Образовательные:

-расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги, используя компьютерные технологии. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

-побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений. 

2. Развивающие:

-совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта и способствовать к развитию устной связной речи.

-развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

-развивать интерес к разгадыванию загадок.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к художественной литературе; умение играть в коллективе сверстников, создание положительного эмоционального климата в группе.

-продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям, книге; уважительное отношение к труду взрослых.

Активация словаря: каменная книга, глиняная книга, книга из папируса, книга из бамбука, печатный станок, берестяная книга, бумажная книга, рукописная книга, печатная книга, современная книга.

Предварительная работа: чтение книг; изучение правил пользования книгой; организация сюжетно - ролевой игры «Библиотека»; подготовка детьми дома пословиц и поговорок о книге; создание презентации по теме занятия.

Материал к занятию:

проектор + ноутбук + материал со слайдами по теме занятия; выставка самодельных книжек, картинки (раздаточный материал от прошлого к настоящему книги, завёрнутые бумажки -загадки, дощечки намазанные пластилином и палочки.

Ход занятия:

Дети входят под музыку и садятся на стульчики, на столе перед ними находятся разные книги.

В-ль: Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, что вы видите на столе?

Дети: Книги.

В-ль: А какие книги?

Дети: сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

В-ль: Правильно. Ребята, давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о книге.

«Книга - источник знаний».

«Выбирай книгу так, как выбираешь друга».

«Кто много читает, тот много знает».

«Золото добывают из земли, а знания из книг».

В-ль: Молодцы. Ребята, а как вы думаете, всегда ли у людей были книги? Как вообще появилась книга? Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения книги. Но для этого нам с вами нужно отправиться в путешествие на много лет назад. Давайте выберем себе транспорт. На чем же можно отправиться в прошлое?

Дети: На машине времени.

В-ль: Да, ребята. Пожалуйста, располагайтесь по удобнее за столы, закройте глаза и я включаю машину времени.

Звучит космическая музыка.

Презентация, по ходу рассказывания воспитатель составляет цепочку истории создания книги.

В-ль: Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита.

Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, о своих приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу. И они придумали буквы, правда первые буквы больше были похожи на рисунки. А рисовали они на камнях, в пещерах.

Если первые буквы были так необычны. То как же выглядела первая книга? А была она КАМЕННОЙ.

Наш с вами сказочный маршрут пролегает через удивительную страну Древняя Месопатамия, потому что именно здесь появилась первая ГЛИНЯНАЯ книга.

Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Ребята, а глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая. Давайте попробуем, как у нас получится что-нибудь написать, на похожих, на глиняную табличку, дощечках.

Детям раздаются дощечки, намазанные пластилином и палочки, они попробуют что-либо написать.

В-ль: Получается. Не очень хорошо. Нет чёткого изображения буквы или цифры. Тяжело писать было. А мы продолжаем наше путешествие.

Это Древний Египет - страна пирамид. Здесь появились книги из ПАПИРУСА.

Папирус – речной тростник с высоким, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали.

На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка.

Теперь мы с вами находимся в Древней Греции. Здесь появилась книга из ПЕРГАМЕНТА.

Книга из ПЕРГАМЕНТА - она уже была похожа на нашу с вами современную книгу. На одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. Писали её от руки несколько лет. Были они очень дорогие.

Вот мы попали в Древний Китай. Считается, что изобрёл бумагу китайский ученый. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили почти пять столетий.

Приглашаю вас отправиться в Германию. Здесь изобрели первый ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК.

Изобрел первый печатный станок Иоганн Гуттенбург.

Наше с вами путешествие подходит к родным берегам. Киевская Русь. В Древней Руси писали на берёзовой коре – БЕРЕСТЕ.

БЕРЕСТЯНАЯ книга. Буквы на бересте выцарапывались острым железным стержнем.

Позднее появились бумажные книги, но они были рукописными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

Затем в Москве была построена первая книгопечатня, а первым печатником стал Иван Фёдоров.

А вот уже мы попали в настоящий мир: здесь современные книги, аудиокниги и электронная книга. Вот какой долгий путь проделала наша книга.

В-ль: Ребята, давайте вместе с вами вспомним историю создания книги по порядку. И поиграем в игру «Что было, что будет».(Детям предлагается из картинок (раздаточный материал)составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. Можно немного усложнить игру, добавив картинки с изображением современных книг, которых не было на презентации).

В-ль: Ребята, я тоже была маленькой и знаю, что больше всего на свете вы любите сказки. Да, любите сказки?

Дети: Да.

В-ль: Сейчас мы поиграем с вами и посмотрим, как хорошо вы знаете героев сказок?

Игра «Отгадай-ка»

Дети вытягивают по одной завернутые бумажки-загадки и отгадывают загадки.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Вы подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки. (Мойдодыр)

Красна - девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Кто-то за кого-то ухватился крепко:

-Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)

Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? (Золушка)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Покупала самовар,

А спасал ее комар. (Муха-цокотуха)

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

В-ль: Молодцы! Всех героев назвали. Все успешно справились с заданиями. Ребята, я вам задала домашнее задание создать вместе с родителями свою самодельную книжку. Давайте с вами подойдем к нашей выставке самодельных книг. Расскажите, пожалуйста, как вы их делали?

Ответы детей, как они сделали самодельную книгу.

В-ль: Какая красота, сколько труда и любви вложено в ваши книги. А как вы думаете, как нужно относиться к книге, чтобы она прослужила долго?

Дети: Книги брать чистыми руками, рассматривать и читать их только за столом, не перегибать книгу, не рвать, не мять, не писать на ней, не слюнявить палец, когда листаешь страницы, при чтении использовать закладку, по возможности обернуть книгу.

В-ль: Правильно, при такой заботе книга нам прослужит очень долго и я думаю, вы будете всегда бережно относиться к книгам.