Главные вкладки

    «Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку. Анализ урока (изобразительное искусство).

    В работе представлены цель, задачи уроков изобразительного искусства, подготовка учителя к уроку ИЗО и требования к современному уроку изобразительного искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podgotovka_uchitelya_k_uroku.docx55.64 КБ

    Предварительный просмотр:

           «Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку.

                         Анализ урока (изобразительное искусство).

                                                                                      Выполнила: Сизоненко Л.А.

                                                                                                 

           

                                                          СОДЕРЖАНИЕ

    1. Вступление 3
    2. Подготовка учителя к уроку 4
    3. Требования к современному уроку 14
    4. Общие требования к уроку изобразительное искусство 22
    5. Анализ и самоанализ урока (общие требования) 28
    6. Самоанализ урока изобразительного искусства «Торцевание» 34
    7. Список литературы 38

                                                                3

     Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.  

    Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

                                                                     4

         Подготовка учителя к уроку складывается из двух взаимосвязанных этапов: планирование системы уроков и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку – поурочное планирование.

    Планирование системы уроков называют перспективным тематическим планированием. Предназначено поурочное планирование для определения оптимальных путей реализации целей обучения, для того, чтобы за набором отдельных уроков не упустить возможностей, которые допускаются использованием системы уроков. На занятиях по методике мы проектировали план урока, однако в процессе его создания возникали вопросы: «А что умеют и в какой мере ученики?», «Какие умения подлежат отработке, а с чем следует лишь первично ознакомить?», «О каких произведениях искусства учащимся уже рассказывал педагог, какие техники уже освоены?» и др. Ответить на эти вопросы призвано поурочное планирование.  Осуществляется оно учителем в следующей последовательности.

    Изучение образовательного стандарта и программы по предмету для выяснения общих целей и содержания обучения, образовательных и воспитательных целей. Результаты этого этапа фиксируются в специальной таблице. Таблица содержит:

    цель обучения целого раздела (по программе Данилова – сквозной темы четверти: «Наблюдательность художника», «Искусство твоего народа») и цели обучающую, развивающую, воспитательную отдельных уроков;

    содержание обучения в категориях знаний, умений, навыков (что учащиеся должны твёрдо знать («знать приёмы передачи пространства в линейном рисунке»), что уметь («уметь передавать глубину пространства в линейном рисунке пейзажа при помощи изменения характера линии»), с чем только познакомиться («познакомиться с творческим наследием М.Дабужинского»), о чем должны быть сформированы представления («формирование представлений о многообразии приёмов передачи пространства в рисунке»), и какие – понятия («формирование понятий о жанре пейзаже как жанре

                                                             5

    искусства, виде пейзажа – городском пейзаже»). Указывается также содержание обучения – в категориях тем («Искусство плаката»); предметов изображения («Животный мир и птицы Беларуси»); видов и жанров искусства; имён художников и названий их произведений; художественных техник, материалов; видов деятельности учащихся на уроке.

    Выбор способов достижения целей.  Фиксируются в таблице:

    - дата, (неделя), номер урока в системе уроков;

    - вид, тип уроков в системе (урок первоначального ознакомления..., урок контроля знаний ...;

    урок – заочная экскурсия, урок – практикум); 

    - внутрипредметные и межпредметные связи;

    - основные задачи урока (задания и упражнения);

    - опорные знания и умения;

    - основные методы реализации целей (репродуктивные, продуктивные);

    - основные средства реализации (технические, наглядные, информационные, дидактические);

    домашние задания и типы самостоятельных работ.

    Некоторая часть такого поурочного планирования представлена в действующих программах, но основную работу по созданию календарно-тематического плана осуществляет учитель самостоятельно. В практике преподавания предмета принято выполнять также образцы или примеры работ учащихся, в результате чего план становится иллюстрированным.

    Планирование отдельного урока называют рабочим. Создаётся оно на основе перспективного плана в результате мысленного эксперимента. Учитель мысленно проигрывает урок, разрабатывает сценарий собственных действий и деятельности учащихся. После этого отдельные этапы урока фиксируются в специальной записи – плане урока.

    План урока содержит:

                                                     6

    - тему, цели, задачи урока, оборудование, материалы, средства наглядности, дидактические средства, список литературных источников;

    - описание структуры и хода урока, примерная дозировка времени;

    - краткое содержание учебного материала, определения терминов, понятий, фиксация названий, имён, дат и др.;

    - описание (эскизы) дидактических средств (таблицы, схемы, рисунки);

    - описание хода выполнения упражнений и заданий, критериев и способов их оценки;

    - описание домашней и самостоятельной работы.

    Поурочное планирование конкретизирует дальнейшую работу учителя при подготовке к проведению уроку:

    - отбор и подготовка или создание средств наглядности (объекты изображения и объекты искусства или их воспроизведения, таблицы, схемы, рисунки, поясняющие дидактические задачи урока, образцы и примеры работ);

    - отбор и подготовка или создание дидактических средств обучения (карточки-задания, раздаточный материал и др.);

    - подготовка технических средств и специального оборудования, необходимых для использования на уроке;

    - осуществление действий организационного характера (подготовка учащихся к уроку, организация и обеспечение режима труда и отдыха).

    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    • анализировать свои действия;

                                                  7

    • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

    • отличаться мобильностью;

    • быть способным к сотрудничеству;

    • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго

    поколения?

    Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Какие требования предъявляются к современному уроку:

    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    • вывод делают сами учащиеся;

    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    • времясбережение и здоровьесбережение;

    • в центре внимания урока - дети;

    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

    класса, стремление учащихся, настроение детей;

    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

                                                           8

    • планирование обратной связи;

    • урок должен быть добрым.

    При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику

    предоставляется право выбора);

    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

    • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

    В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить

    мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

     Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

    Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный

                                                              9

     опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

     Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

    • требований к результатам освоения основной образовательной программы;

    • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

    • требований к условиям реализации основной образовательной программы

    начального общего образования.

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

    1.Урок изучения нового

    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

                                                    10

    2. Урок закрепления знаний

    Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний

    Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний

    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

     При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

    дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

    Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна

    строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается

    в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов

    деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В

                                                                  11

    качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

     ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумеваетсятакая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

    В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

    • возраста ребенка;

    • специфики учебного предмета;

    • меры сформированности УУД учащихся.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    • предъявить противоречивые факты, теории;

    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

    • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по

    содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

     При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает

                                                                      12

     характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

     Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

    • проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

    • если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

    • таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её.

     Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

     Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового

                                                        13

     и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

    Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.

    Учитель изо на уроке выступает одновременно в двух функциях – педагога, руководителя учебной деятельности детей и художника. Собственное изобразительное творчество учителя способствует более глубокому пониманию проблем, с которыми столкнуться ученики на уроке. Готовность педагога оказать помощь в разрешении этих проблем формируется в процессе самостоятельной творческой работы над темой. Для художника-педагога изобразительное творчество – непременный этап подготовки к занятию. Качество подготовки учителя к уроку изобразительного искусства во многом определяет его успешность, результативность, удовлетворённость педагога результатами своей работы. Успех окрыляет, вызывает желание сделать ещё лучше.

                                                                       

                                                          14

    Требования к современному уроку

    В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

    Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

    Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. При всей значительности субъективного момента в процессе обучения, при всей роли индивидуального мастерства каждого учителя, этому процессу свойственны некоторые основные элементы, без которых процесс обучения разрушается или остаётся незавершённым. Наша задача – рассмотреть требования к современному уроку и пути их реализации.

    Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность во времени и пространстве. В нём представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно – воспитательного процесса: цели, содержание, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. При любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться некоторые основные требования, вытекающие из объективных закономерностей учебно – воспитательного процесса, открытые педагогической наукой.

    И первый вопрос, требующий ответа для каждой эпохи нового – вопрос о содержании образования. Без правильного ответа на вопрос невозможно

                                                                 15

    определить характер современного урока, его основы и перспективы дальнейшего развития.

    Содержание образования определяется целями обучения, а последние диктуются потребностями общества. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Цель обучения сегодня уже недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество. Но и этого мало, т.к. это способы не могут служить вечно. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Придётся вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

    Система знаний, входящих в состав образования, отражена в программах и хорошо известна. Система навыков и умений отражена в учебниках, сборниках упражнений и задач и тоже не менее хорошо известна как составной элемент содержания образования. Что касается третьего элемента, то он обычно формируется в учебниках педагогики как задача развития познавательных способностей учащихся, формирования свойств их ума. Но что за свойства, о каких именно способностях идёт речь? В состав этого элемента входят осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию, введение новой программы в традиционные ситуации, комбинирование и преобразование усвоенных способов деятельности, отбрасывание известных и построение принципиально новых способов деятельности. «Эти характеристики составляют содержание творческой деятельности, без овладения которой невозможно применять знания и умения в новой ситуации, решать новые задачи или проблемы. Ученик усваивает это содержание, участвуя в процессе творческой деятельности, в процессе выполнения заданий, требующих самостоятельного мышления, собственного поиска.

    Особенность этого содержания, т.е. подлежащего усвоению опыта творческой деятельности, состоит в том, что другие элементы содержания,

                                                                  16

    например, знания, можно сообщить учащимся, способы деятельности можно показать, в то время как передача опыта творческой деятельности может быть осуществлена только путём вовлечения учащихся в самый процесс творческой деятельности. Т.е. в процессе творческого решения новых для них проблем. Поэтому формой и средством усвоения опыта творческой деятельности, обеспечивающими способность применять знания в новой ситуации, умение решать новые проблемы, являются практические и познавательные задачи, требующие творческого решения. Таким образом, становится понятным, что усвоение – понятие широкое и недостаточное. И когда речь идёт об усвоении знаний, приходится учитывать, по крайней мере три уровня усвоения:

    на уровне осмысления восприятия и запоминания знаний;

    применение знаний в исходной ситуации, т.е. по образцу;

    применение знаний в новой ситуации, требующей проявления тех и других характеристик творческой деятельности.

    Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но на каком уровне они должны быть усвоены на этом уроке. И на каком уроке данной темы будет продолжено усвоение этих знаний и поднято до 3-го уровня.

    Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку, которые не все и не всегда учитывают в реальном процессе обучения:

    Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

    При этом необходимо учитывать доступность поиска такого содержания для учащихся соответствующего возраста, важность способов деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

    Изложение материала на уроке должно быть вариантным по своей структуре.

    В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

                                                            17

    Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

    Усвоение основ наук должно предстать как необходимая ступень и предпосылка в решении этих проблем.

    Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.

    Нарушение одного из аспектов научности неизбежно лишает урок, как и всё обучение, их эффективности. Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важным как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления, научного подхода к осмыслению действительности, для формирования подлинно научных воззрений.

    Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

    Сочетание индивидуализации обучения с классно – урочной формой коллективной работы – весьма нелёгкая задача. Но в практике передовых учителей имеются средства для её осуществления: это и элементы программированного обучения, это и применение многообразия средств и приёмов в ходе учебного процесса.

    Урок должен быть логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием средствами, методами и приёмами обучения.

    Урок – педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

    Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление, а также, обуславливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания. При этом содержание этих шагов, их объём и порядок изменчивы и зависят от содержания учебного

                                                              18

    материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса, методического почерка учителя.

    Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.

    Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.

    Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный и идейно – политический облик является основной предпосылкой реализации всех указанных и возможных других требований к современному уроку и условий его эффективности.

    Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь должна идти о рациональной организации занятий, о правильном режиме дня. При составлении расписания уроков следует правильно располагать во времени и чередовать трудные уроки, занятия умственным и физическим трудом.

    Итак, современный урок отличается от традиционного, целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д.

    Отсюда – нетрадиционные виды урока: урок – лекция, кино-урок, урок исследовательского типа (уроки изучения нового учебного материала). Урок – экскурсия, семинар (уроки совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок – игра, урок – путешествие, урок развития речи.

    Начальная школа – органическая составная часть, первая ступень средней школы. Естественно поэтому, что требования, предъявляемые к российской школе в целом, определяет содержание воспитания и обучения младших школьников. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к

                                                                   19

    умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу. Без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

    В игре удаётся сконцентрировать внимание самых инертных и пассивных детей, которые в неигровых условиях обучаются с большим трудом, она помогает ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. Урок – игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, умению подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

    Как уроки – размышления, уроки – раздумья проходят у опытных творческих работающих учителей уроки развития речи. Дети пополняют словарный запас, знакомятся со значением неизвестных ранее слов, рассуждая, размышляя, сопоставляя факты, выделяя основную мысль в прочитанном рассказе, увиденном фильме. В результате работы рождается рассказ – собственное произведение ребёнка, которым он гордится, чёткое по структуре и ёмкое по содержанию. Значимые результаты приносит работа по моделированию художественного произведения. Дети с удовольствием включаются в урок – игру по продолжению сказки, с интересом фантазируют, изменяя или фабулу рассказа, или время года в сказке, или

                                                                20

    время года в сказке, или подвергая главного героя необыкновенным испытаниям.

    Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательности, мышление младшего школьника.

    Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника. Поэтому педагогика урока должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

    Отсюда – специфика проведения занятий в младших классах. Как уже говорилось выше, это игровая форма проведения занятий. Для ребёнка – дошкольника основной формой деятельности является игра. Поступление в школу является переходом к новой деятельности. Ученик – младший школьник любит и хочет общаться, общаться в процессе игры, получать новые знания. Игровая форма проведения занятий особенно характерна для обучения в первом классе. Дети быстро утомляются, а потому учителю необходимо продумать динамические паузы в ходе урока. Как правило, при проведении уроков в первом классе возникает необходимость проведения двух динамических пауз – физкультминуток. Это физкультурные упражнения под музыкальное сопровождение, скандирование стихов, действия по примеру учителя или одноклассника.

    Во втором, третьем и четвёртом классах физкультминутка проводится один раз в урок. Она должна быть динамической, учитель обязан так продумать упражнения, чтобы они сняли напряжение с мышц рук, ног, позвоночника. Нередко бывает так, что учитель включает в физкультминутку ребусы, шарады, пренебрегая физическими упражнениями, перегружая мозг ребёнка. Это является грубейшим нарушением медицинских требований к уроку в начальной школе.

    Игровая форма проведения урока занимает своё место и во второй, третий и четвёртый год обучения в школе. Но ей отводится не такая ведущая роль, как в первом классе.

    Важные показатели хорошего развития младших учеников – активность и самостоятельность во всех видах учебной работы. Задача учителя – организовать дифференцированную самостоятельную работу учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по

                                                                 21

    данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы оцениваются учителем или осуществляется контроль в виде взаимопроверки.

    В последние годы школа получила относительную свободу в выборе методики обучения, разработке и планировании уроков. Планирование учебного процесса в младших классах во многом зависит от того, с какой подготовкой пришли дети в первый класс. Ведь сейчас многие дети посещают центры «Развития» для подготовки в первый класс. Малыши занимаются ритмикой, математикой, проводятся уроки ИЗО, музыки и развития речи. На уроках развития речи и их знакомят с буквами русского алфавита, их произношением и обозначением на письме, учатся складывать слоги и читать, правильно строить предложения, составлять рассказы, сказки, отгадывать загадки, составлять кроссворды.

                                                                   

                                                          22

    Общие требования к уроку изобразительное искусство.

    Требования к уроку: использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, реализация всех дидактических принципов (наглядность, доступность, посильность, последовательность, активность и сознательность, систематичность, воспитывающее обучение).;  обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов; межпредметные связи; связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; мотивация и активация всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности; формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

    Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими целями операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. воспитывающие цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа для воспитания.

    Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:
    - четкое определение образовательных задач каждого урока;
    - рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
    - внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

                                                             23
    - рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
    - творческих подходов к формированию структуры урока;
    - сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
    - обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
    - научный расчет и мастерство проведения урока.
     Воспитательные требования к уроку включают:
    - определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
    - постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
    - воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
    - внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
    К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
    - формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
    - изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития";
    - проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

                                                          24
    - прогнозирование "скачков" в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

    Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Здесь очень важно быть находчивым, не выпускать учеников из поля зрения, все время привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала.

    Выбор метода будет обуславливаться поставленными целями и задачами урока, возрастных особенностей школьников. Может это будет метод личного показа, например, при объяснении техники по сырому. Или метод показывания кинофильма. При выборе методов большую роль будут играть наглядные пособия которыми располагает учитель. 

    Методы – объяснительно-иллюстративный, знания в готовом виде, учащиеся воспринимают; репродуктивный – многократное воспроизведение действий, учитель не только сообщает знания но и объясняет их. Многократное повторение. Метод проблемного изложения – дает задачу сам ее решает а ученики смотрят как. Метод переходный от исполнительской к творческой деятельности. Частично-поисковый метод. Учащиеся решают задачу путем того что учитель наводит их мысли на правильное решение. Знания добываются самостоятельно. Под руководством учителя. И исследовательский метод – самостоятельная работа ученика.

                                                            25

    Учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности, посильности обучения, принцип воспитывающего обучения. Преподаватель не только вырабатывает технические навыки , но и рассматривает каждую учебную задачу широко и всесторонне, с перспективой на общее развитие и воспитание детей.  В рисовании с натуры фруктов и овощей учитель рассказывает не только о строении объектов, но и о географии этих овощей и фруктов, об особенностях их выращивания. Принцип активности и сознательности. Один из методов, стимулирующих активность и сознательность – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания. Чем они больше осознают общие цели и задачи тем сознательнее подойдут к учению и тем активнее будет относиться к объекту рисования. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи. Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимопонимания и заинтересованности учащихся в преодолении трудностей. Принцип научности: Все сведения сообщаемые учителем при объяснении предмета должны быть научно доказаны. Перед уроком учителю надо подумать какие сведения он будет сообщать, как доказать школьникам истинность объясняемого материала, посредством каких рисунков ученики должны проверить на практике достоверность и необходимость соблюдения закона. Очень важна точность терминологии. Научность обучения требует от учителя хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.

                                                            26

    Системность и последовательность. На уроках изо учащиеся должны овладеть системой знаний умений и навыков по этому предмету.  Прежде чем объяснить законы смешения цветов, их знакомят со спектром, с понятиями теплые холодные цвета. Выполнению рисунков предметов сложной формы предшествует рисование простых предметов.  Требуется от учителя логическая связь нового материала с пройденным предыдущим.  В этом большую помощь учителю окажут учебные планы и программы. Наглядность. Источником познания являются предметы и явления. На уроках рисования всегда нужен наглядный материал. Рисование с натуры – само по себе метод наглядного обучения. Принцип наглядности требует поднесения материала в понятном и доступном виде. Например, чтобы рассказать детям о горизонте. Они могут, глядя в окно, встать присесть и понаблюдать как будет меняться расположении линии горизонта. Основные средства наглядности – рисунки и таблицы, гипсовые модели, слепки скульптур, модели из проволоки и картона, рисунки методической последовательности, репродукции картин, кинофильмы, приборы цветовой круг, слайды. Каждый педагог сам изготавливает методические пособия. Педагогический рисунок – является прекрасным методом наглядного обучения. Принцип доступности основан на учете возрастных особенностей. Не посильность или излишняя легкость решения учебных задач снижает познавательную активность, тормозит развитие интеллекта, ослабляет интерес к учебе. Правильно определенная посильность способствует ускорению их общего развития. Обучение опирается на уровень развития ребенка. от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Прочность в усвоении материала. Она во многом зависит от сознательности выполнения учебных заданий, посильности и от активности учащихся на уроках. Усвоение материала будет прочнее если учитель все время будет опираться на ранее изученный.  При объяснении исходить из того, что фактически учащиеся видели, слышали, знают и умеют. Всякое новое основывается на старом.

                                                                    27

      Неизвестное на известном, трудное на том что уже стало легким. Успешное обучение школьников основам изобразительной грамоты требует как теоретических знаний так и графических навыков. Слабое знание законов перспективы сказывается на грамотности рисунка. Чтобы добиться прочного усвоения знаний педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков, методы и приемы объяснения.

                                                               

                                                                   28                                            

    Анализ и самоанализ проведённого урока – непременное звено подготовки к следующему. Назначение такого анализа – раскрытие резервов эффективности деятельности. Существует много схем анализа урока, применимых в различных дидактических ситуациях.

    Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Она состоит из двух этапов: планирование системы уроков по теме и планирование каждого конкретного урока.

    Планирование системы уроков по теме, или тематическое планирование, должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образования, а также учебного плана. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.

    Поурочное планирование. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта, или планирование поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развернутой, которая наиболее приемлема для них. План для учителя — это опора, руководство к действию. Он не должен сковывать учителя: при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План составляется так, чтобы по возможности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным таким образом, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока, затем подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока.

    При использовании технических средств необходимо проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстрируемого с ученических мест в классе. При показе опытов и демонстраций следует их заранее выполнить, зафиксировав затрачиваемое время, добиться хорошей воспроизводимости опыта и достаточной видимости для всех учащихся. Для хорошей видимости опытов надо использовать подставки, дополнительное освещение, указатели, фоновые и затеняющие экраны и т.п.

    Примерная структура плана-конспекта к уроку:

    1. дата проведения, название темы урока, тип урока, вид урока;

                                                        29

    2. цель урока; образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;

    3. оснащение урока средствами наглядности, дидактическим материалом, техническими средствами обучения, оборудованием;

    4. структура урока по этапам с указанием распределения времени;

    5. содержание учебного материала в продуманной последовательности и с указанием применяемых основных методов обучения и видов деятельности школьников;

    6. домашнее задание с указанием характера и объема, инструктаж к нему;

    7. список литературы для учителя и для учащихся.

    Отдельно следует продумать и даже набросать вариант распределения записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выделить в плане-конспекте красным карандашом.

    Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока: лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Дать домашнее задание во время звонка — это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в начале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика: еще не изучили новый материал, а уже дают по нему задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. Наиболее приемлемым является предъявление домашнего задания и инструктаж к нему после того, как учащиеся восприняли новый материал и готовы услышать задание для домашней работы. Предъявление домашнего задания должно проходить в развернутой форме на основе инструктажа по выполнению работы дома, с обязательным показом по развернутому учебнику, какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить.

    Важным моментом при планировании урока является учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.

    В план-конспект следует включать перечень вопросов для контроля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество,

                                                              30

     чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.

    Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который помимо плана-конспекта вкладывается различный дидактический и дополнительный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в конверте накапливается довольно много дидактического материала, который можно с успехом использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе.

    Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление учеников с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ ее перспектив, на будущие результаты.

    Анализ проведенного урока. После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения  урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выражению В.Ф. Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним: все, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанализировать свою работу с позиций приобретенного опыта, сделать выводы.

    В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих вопросах:

    1) Была ли достигнута цель урока?

    2) Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмотренным при планировании? Как удалось разрешить возникшие проблемы?

    3) Какие были допущены ошибки и просчеты, неудачные действия? Чем они были вызваны? Как их можно было избежать? Каким образом теперь можно исправить ситуацию?

                                                                     31

    4) На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать? Чем это можно объяснить? А каким образом следовало отреагировать на вопросы или действия учеников?

    Учителю можно рекомендовать для анализа и самоанализа урока развернутую схему. В данном случае приведем схему Т. А. Ильиной с незначительными изменениями и сокращениями

    Общая структура урока. К какому типу относится данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены основные элементы урока и правильно ли определена дозировка времени?

    2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме получили отражение на уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, внимание, познавательный интерес)? Имела ли место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

    3. Осуществление развития в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития учащихся? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

    4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добросовестного отношения к труду, учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя. Соблюдение основных принципов дидактики. Соблюдались ли в ходе урока основные принципы дидактики: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность.

                                                             32

    5. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод ознакомления с новым материалом? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? В полной ли мере использовались средства наглядности? Достигли ли демонстрации поставленных целей? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы закрепления знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место постепенное нарастание степени самостоятельности при выполнении упражнений? Рационально ли были выбраны методы и средства контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос и письменный контроль? Была ли организована работа над ошибками? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?

    6. Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение организующей деятельности учителя на уроке и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся при выполнении ими самостоятельной работы и др.)? Какие приемы использовались для организации работы учащихся? Достиг ли учитель контакта с классом и с отдельными учащимся? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде учителя, его прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?

    7. Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски и со слов учителя, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру учебного труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке? Какие приемы поддержания дисциплины использовал учитель? Все ли из них были адекватными? Достигли ли они цели? Если нет, то почему? Каково было отношение учащихся к предмету и учителю?

    8. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на ход занятий окраска стен, панелей, учебных столов? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Рассажены ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? Каково место данного урока в недельном расписании и в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествовавшая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

                                                              33

    Некоторые специальные задачи. В ряде случаев учителю необходимо проанализировать свой урок с точки зрения той научной проблемы, над которой работает школа, или в связи с решением педсовета, методического объединения. Этими специальными задачами могут быть следующие: соблюдение единства требований к ведению ученических тетрадей; культура речи учащихся; освоение новых технических средств обучения; обеспечение межпредметных связей; обеспечение индивидуального подхода к учащимся.

    Разумеется, учитель может проводить анализ урока лишь по некоторым его аспектам и использовать для этого другие схемы, но этот анализ ему особенно необходим в начале своей работы.

                                                                   34

    Самоанализ урока изобразительного искусства

    Учитель: Сизоненко Людмила Анатольевна

    Класс: 6

    Тема: Бумагопластика: техника торцевания.

    Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков + практикум).

    Характеристика классов:

    В классе 12 учащихся. Наблюдается средний уровень развития художественно-творческих способностей. Тем не менее, дети любят рисовать и заниматься творческим трудом, стремятся к тому, чтобы при выборе лучших работ их рисунки попадали на выставку или в методическую копилку учителя. Огорчаются, если что-то не получается в рисунке, стремятся выполнять рисунки аккуратно, с опорой на знания изобразительной грамоты.

    Общая характеристика урока:

    В начале урока ведущими являлись словесные методы: рассказ и объяснение учителя, наглядные: (слайды, работы учащихся, кроссворд) и их демонстрация – наглядный показ. Широкое использование демонстраций было направленно на включение первой сигнальной системы учащихся на этапе восприятия учебного материала. Творческая самостоятельная работа в парах была направлена на развитие художественно-творческих способностей детей. Метод сравнения дал возможность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы торцевания. Продумывала выбор метода проведения каждого отдельного этапа в зависимости от его содержания и поставленных целей и задач.

    Цели урока: Познакомить учащихся с техникой торцевания на бумаге, изучить ее и воплотить свои творческие замыслы в своих трудах;

    Выполнить узоры в технике торцевания;

    Познакомить с историей изобретения бумаги;

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к труду, прививать любовь к красоте, созданной руками человека.  

                                                           35

    Задачи: Формировать умения и навыки учащихся при использовании художественного материала – бумага;

    Познакомить с историей изобретения бумаги;

    Выполнить узоры в технике торцевания;

    Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;                                                            

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к труду, прививать любовь к красоте, созданной руками человека.  

    Учитель на уроке:

    На данном уроке я постаралась реализовать поставленные цели и задачи урока: познакомила учащихся с техникой торцевания, с ее видами.

    Структура урока соответствовала данному типу, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.

    План урока:

    1.  Организационный момент – 1 мин.

    2.  Вводный этап, постановка проблемного вопроса, определение темы урока – 3мин.

    3.  Первичное усвоение – 2мин.

    4.  Беседа об истории бумаги – 3мин.

    5.  Физкультминутка  – 2 мин.

    6.  Рассказ о торцевании – 5мин.

    7.  Самостоятельная творческая деятельность – 23 мин.

    8.  Итог урока – 2мин., выставление оценок.

    9.  Рефлексия – 2мин.

    10. Домашнее задание – 1 мин.

                                                        36

    11. Уборка рабочего места – 1 мин.

    Для данного урока была выбрана одна из форм организации коллективной изобразительной деятельности, а именно работа в парах. Эта форма предполагает, что возможно совместное выполнение одной работы, где дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывая пожелания друг друга.

    Среди наглядного материала была представлена последовательность выполнения торцевания, которая является основным элементом данной техники.

    На уроке в определенной последовательности сочетались словесные, наглядные и практические методы преподавания, которые позволили учесть специфику изложения учебного материала, последовательность выполнения работы в практической части урока, а также возрастные особенности и способности детей в данном классе. При проведении урока старалась создать тёплую атмосферу взаимопонимания через такие приемы, как интонация голоса, логическое ударение.                                                        

    В логической последовательности урока познакомила с новой техникой бумагопластики, демонстрируя основные этапы изготовления торцовок.

    Для проведения практической части урока заранее были подготовлены шаблоны композиций, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся. В начале практической работы учащиеся выполнили кратковременные упражнения на освоение техники торцевания, а уже потом приступили к выполнению своей композиции.

    Одним из требований к учащимся было соблюдение последовательности выполнения работы. В ходе практической работы демонстрировались правильно начатые работы учащихся, обращалось внимание на последовательность в работе и выразительность в выборе цвета, что позволило активизировать и стимулировать их деятельность на уроке.

    На завершающей стадии урока при оценке работ учитывались следующие критерии: выразительность, оригинальность композиции.

    При закреплении нового материала учащимся были заданы вопросы:

    - Чему мы учились на уроке?

     - Что нового и интересного узнали?

                                                                   37

    При подведении итога урока учащиеся демонстрировали свои работы и рассказывали, что получилось в работе, чему следует научиться.

    В конце урока учащимся было дано домашнее задание: найти материал о видах бумагопластики.

    Вывод:

    Считаю, что приобщению учащихся к творческой деятельности способствовала особая эмоциональная атмосфера урока, которая создавалась показом работ учащихся, интересными данными из истории бумаги, поэтическим материалом, раскрывающими отдельные моменты содержания урока. Были четко продуманы оборудование и материалы, необходимые на уроке для учителя и учащихся, технические средства, «заготовки- композиции» для практической работы.  Была проведена работа над усвоением и закреплением учащимися нового материала. Коллективные работы получились достаточно выразительные и оригинальные. Всем учащимся очень понравился итог урока, потому что они увидели результаты своего труда.

    Использование на уроке компьютера позволило не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

    Все виды занятий изобразительным искусством отличаются друг от друга рядом особенностей, но имеют одно общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к действительности, учат восхищаться красотой.

                                                            38

    Список литературы

    1. http://nsportal.ru
    2. http://www.bibliotekar.ru
    3. https://cribs.me
    4. https://infourok.ru
    5. Петруленко П.М. «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы», Издательство «Белый ветер», 2011г.
    6. Ванюшкина Л. «Современный урок. Мировая художественная культура», Издатель: "ИПЦ "КАРО", 2009г.