Сингапурская система

Лебедева Елена Юрьевна

Вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №167»

Черепухина Ольга Александровна

Учитель английского языка, высшая квалификационная категория

ФГКОУ СОШ №167

(эссе, практикум, Сочи, заезд 20 июля – 28 июля 2015 года)

Использование структур Сингапурской технологии  в условиях реализации ФГОС

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Урок по Сингапурской методике
  2. Обучающие структуры Сингапурской технологии
  3. Обучающая структура “Teambuilding”
  4. Обучающая структура “Rally Robin”
  5. Оценивание на уроках с использованием обучающих структур Сингапурской технологии
  1. Заключение

  1. Введение

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.

Новый Федеральный Государственный  образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Согласно этому в основу построения содержания, способов и форм образовательного процесса должен лечь  системно - деятельный подход. Таким образом, наш двадцать первый век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

-          формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-          развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-          формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-          были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-          реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования.

2.1 Урок по Сингапурской методике

Применение обучающих структур сингапурской методики, в основе которых лежит групповая форма работы и работа в парах, дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности и создания психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся.

Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остается за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более интересным и успешным.

Сингапурская система задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. Целью Сингапурского метода обучения является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.

Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.

Одним из важнейших эффектов данной методики является эффективная мотивация обучающихся.

Современный урок по Сингапурской методике — это:

-          урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

-          урок, содержащий разные виды деятельности;

-          урок, на котором ученику комфортно;

-          урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;

-          урок развивает у детей креативное мышление;

-          урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

-          урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.

Сингапурские обучающие структуры основываются на следующих принципах:

  • равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
  • графические схемы для визуализации очередности ответов,  мнений и понятий;
  • обеспечение сменного состава пар и групп;
  • использование речевых клише;
  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

2.2 Обучающие структуры Сингапурской технологии

В Сингапуре существует более 250 обучающих структур, в нашей стране пока используются около 20. Вот названия  и описание некоторых из них:

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

ЗУМ ИН (Zoom In) - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

КЛОК БАДДИС (Clock buddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

ХАЙ ФАИВ (High Five) - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.

2.3 Обучающая структура “Teambuilding”

Я бы хотела подробнее остановиться на двух образовательных структурах, которые часто использую в своей практике. Это «Teambuilding» и «Rally Robin».

Традиционный урок, как правило, предполагает фронтальный опрос для активизации введенной лексики и отработки навыка использования различных грамматических структур. Такой вид работы обычно занимает около пяти минут, в зависимости от количества опрашиваемых. Например, учащимся 4 класса необходимо повторить Past Simple и рассказать, что они ели на завтрак вчера.

Это же задание, при использовании структуры «Teambuilding» будет выглядеть следующим образом:

  1. Все обучаемые (1 минуту) обдумывают или записывают, что они ели на завтрак вчера в виде списка.
  2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника  в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик), и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3.  Центральный треугольник подписывается «Everybody» (15-30 сек)
  3. Каждый  рассказывает о своем завтраке по кругу, остальные участники группы знаком (большой палец вверх, вниз) показывают, ели ли они то же самое. Если все участники команды поднимают большой палей вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если выполняют трое – в часть под номером 3, двое -  во второй треугольник и т.д. (1 минута)
  4. Фронтальная работа, учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике и просит одного из участников группы сообщить всему классу: «Один (двое, трое) из нас….(пили чай)». Учитель корректирует предложения при необходимости.  Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1 мин).
  5. Выбор  слогана команды, исходя из общих предложений, (1 минута)

            Вся работа займет также, около пяти минут.

Использование данной структуры позволяет достичь:

  • полного вовлечения всех обучаемых,
  • равного участия,
  • учета всех типов/стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (складывание листа, жесты).

  Обычная работа на уроке - ответ на вопрос учителя, благодаря этой структуре,  становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.

2.4 Обучающая структура “Rally Robin”

Для использования структуры «Rally Robin», когда каждый по очереди отвечает в парах, необходим инструмент, который называется “Manage mat” – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде.

При работе с данной структурой используется следующий алгоритм действий.

  1. Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание.  Используется таймер. (Например, учащимся нужно рассказать о какой- либо достопримечательности).
  2.  Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы рассказать о достопримечательности партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Пусть учащиеся не читают ответ со своего листа, а рассказывают.

Начинает партнер А, включатся таймер.

3. По окончании времени, необходимо попросить партнера В сказать своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А должен ответит «Thank you».

4. Учитель просит нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Не забывайте этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.

5. Теперь очередь 30 секунд говорить ученику В. Когда он расскажет, партнер А скажет ему:  «Мне понравилось слушать тебя». Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.

6. Дальше ученики А и В, под №1 и№2 в команде, сообщают партнёрам «по лицу» информацию друг о друге в третьем лице. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Ученики №1 и №2 ответят: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем товарище».

  Попросим одного-двух учеников под №3 или №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.

7. Очередь А и В под №3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд, Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя снова» - «Мило с твоей стороны говорить это» “I’ll be glad to talk to you again” – “It’s kind of you to say that”

8. В дополнении, можно дать задание записать какие достопримечательности нравятся ученику в команде, сидящему наискосок (о ком они слушали от партнера по лицу на шаге 7)

В результате каждый в команде:

  1. обдумывает и записывает, какие достопримечательности ему нравятся, и кратко описывает свою любимую достопримечательность (5мин);
  2. рассказывает то, что записал (30 сек);
  3. слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);
  4. говорит о любимой достопримечательносте соседа партнеру напротив (30 сек);
  5. слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин).     Итого около 10 минут.

Использование структуры «Rally Robin» дает:

  • полное вовлечение всех обучаемых в учебную деятельность;
  • равное участие;
  • возможность освоения учащимися правил речевого поведения, использования речевых клише;
  • создание ситуации для развития умения слушать.

2.5 Оценивание на уроках с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и  общую вовлеченность учащихся. Отметки же можно выставлять следующим   образом;

  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться.  Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу. Кроме того, когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

  1. Заключение

Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению.

Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.

Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Использование Сингапурской методики:

  • не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
  • обеспечивает социализацию;
  • дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
  • позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;
  • отвечает требованиям всех стилей обучения.

Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

Но все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться.

Литература:

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2.        Преобразование обучения для XXI века. – Программный офис реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан».-108 с.

3.        David L. DeVries, Keith J. Edwards. Teams-Games-Tournament in the social studies classrooms: effects on academic achievement, student attitudes, cognitive believes and classroom climate/ - Center for Social Organization of Schools, The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland.- 55c., 1974, http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED093884.pdf

4.        Shlomo and Yael Sharan. Group Investigation Expands Cooperative Learning. – The Association for Supervision and Curriculum Development, 1989, http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_sharan.pdf

5.        Robert E. Slavin. Research on Cooperative Learning: an International Perspective. – Scandinavian Journal of Educational Research, Vol.33, No.4, 1989, http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0031383890330401#preview

6.        Elliot Aronson. Jigsaw in 10 Easy Steps. -  http://www.jigsaw.org/steps.htm

7.        Дэвид В.Джонсон, Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. -  http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf  

8.        Крузе-Брукс О.А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. -  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, http://www.rusnauka.com/13.DNI_2007/Istoria/21261.doc.htm


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Элементы  Сингапурских технологий

 в реализации  системно-деятельностного подхода в обучении» 

(учитель Васюкова С.В.)

Цель: формирование представления о Сингапурской методике преподавания.

Задачи:

- ознакомить с основными структурами  Сингапурской  технологии;

 - показать  на практике  универсальность  применения  одной из структур.

Представьте ситуацию с выбором платья в магазине. Примеряя понравившийся  наряд, мы нередко обнаруживаем, что нам не подходят его фасон, цвет, длина. Примерно то же самое происходит в тот момент, когда мы пытаемся «примерить» ту или иную технологию к своему предмету…

Проблема использования эффективной методики преподавания в школе является  значимой и актуальной, а учитель находится в постоянном творческом поиске новых средств обучения.

В основе так называемой сингапурской системы (она разработана в школах Сингапура и  распространяется методистами  компании Educare Cooperative Limited) лежат коммуникативность и сотрудничество. Школьный урок выстраивается, как из детских кубиков. В Сингапуре используется не менее 250 разнообразных модулей. В 2007 году международная компания IMD пришла к выводу: сингапурские школы дают образование, которое лучше, чем в других странах, отвечает требованиям глобальной экономики.«Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова,– считает руководитель Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Однако в Восточной Азии их довели до технологии».

Специалисты из Сингапура, создавая  данную систему, взяли лучшее из имеющегося в России и  пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное обучение, система Выготского, они  сами это признают.

Методисты из Сингапура действуют последовательно: они нумеруют всё – от используемых преподавателями модулей до парт  и даже самих детей. На каждом  школьном столе установлена бирка с номером, либо лежит листок  бумаги, на котором указаны номера сидящих учеников: 1, 2, 3, 4…Тот, кто сидит рядом с цифрой 1, должен приучиться к тому, что на этом уроке он «номер один». Есть  и другой вариант – поделиться на четные и нечетные номера. Дети не весь урок занимаются  под номерами. Это только один из его элементов. Номера используются в тот момент, когда учителю нужно   распределить между учащимися задания и рационально использовать  время. А когда дети подготовили ответы и начали отвечать, педагог обращается к ним только по имени.

Ключевое понятие, которое  ученикам и учителям следует уяснить, приступая к занятиям по модулям сингапурской системы, заключается в непривычном для общеобразовательной школы  слове «партнер». С еще более непривычными уточнениями: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу  (тот, что сидит рядом). На занятии используется не вся методика, а только определенные структуры: они помогают раскрепостить детей, вовлечь всех в происходящее. Пользуясь  старыми  методиками, я бы опросила по физике всего двух-трех человек. Сейчас  же трудятся все: групповая работа  сочетается с индивидуальной.

Перечислю некоторые из 250 структур сингапурской системы, с учетом которых учитель может сконструировать урок или часть урока. Все названия структур, по требованию компании «Educare», даются по-английски.

Структура Simultaneous Round Table:

• Учитель задает вопрос и дает время поду-

мать.

• Каждый ученик пишет ответ на своем листке.

• По команде ученики одновременно переда-

ют листочки по кругу.

• Ученики продолжают записывать ответы и

передавать листочки по кругу.

Структура Single Round Robin:

• Учитель задает вопрос и дает время поду-

мать.

• Четыре ученика в команде по очереди отве-

чают по одному разу.

Структура Timed Pair Share:

• Учитель задает вопрос и дает время поду-

мать.

• Учитель говорит, кто начинает первым и

сколько времени дается каждому ученику для

ответа.

• Два ученика отвечают на вопрос по очере-

ди в течение данного времени.

Структура Continuous Round Robin:

• Учитель задает вопрос и дает время поду-

мать.

• Четыре ученика в команде по очереди отвеча-

ют по кругу, пока учитель не остановит процесс.

Cтруктура Stir The Class:

• Учитель задает вопрос или тему и дает вре-

мя подумать.

• Ученики записывают как можно больше

ответов в течение заданного времени и про-

черчивают линию после своего последнего от-

вета.

• Дети встают, поднимают руку и находят

пару.

• Ученики прочитывают ответы друг другу,

ставят галочку, если у них этот ответ есть, и за-

писывают  новые идеи после линии. 

Хочется обратить внимание еще на один интересный момент в данной системе: все обучающие структуры учат работать в команде, учат слушать и слышать членов группы. Так, например, после обсуждения вопроса по обучающей структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) учитель редко спрашивает ученика, что он думает по данному вопросу, чаще вопрос звучит так: «Что сказал твой партнер по лицу?» или «А как думает твой партнер по плечу?»

На первый взгляд, обучающие структуры, предложенные сингапурскими педагогами, очень сложны и непонятны, но для тех учителей, кто знаком с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, будет приятно узнать знакомые методы и приемы. 

Структура  ЭЙ АР ГАЙД (A/R Guide), в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ), напоминает упражнение, часто используемое на стадии вызова ТРКМЧП.
Обучающие структуры, где ученик взаимодействует с учеником, создают безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду, а там, где происходит взаимодействие ученика и учебного материала, после обработки материала есть возможность установить связи, порефлексировать. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

        Предлагаю ознакомиться  с одним из приемов (структур), имеющим много общего с советским  приемом «Вертушка». Этот прием универсален: применим к любому предмету школьного курса, на любом этапе урока, помогает формировать навыки само- и взаимооценки, внедрять  в учебный процесс системно-деятельностные  методы  обучения, организуя индивидуальную, парную и групповую формы  работы. 

Класс делится на группы по 4 человека. Каждому участнику присваивается номер (на столе лежит указатель с номерами), выдается фломастер своего цвета и карточка с заданиями. Задания  пронумерованы.  В карточку вписывается Ф.И. ученика (своим цветом). Каждый член группы записывает ответ только на свой вопрос (первый номер – на 1 вопрос, второй номер – на 2 вопрос  и т.д.) и  передает карточку соседу по часовой стрелке (против часовой стрелки).Затем передает карточку снова до тех пор, пока к нему не вернется своя карточка (заполненная полностью, т.е. с ответами на все вопросы). Учитель предлагает оценить ответы: правильный – знаком «+», неправильный - знаком « - «. Таким образом, для правильной оценки требуется знание всей темы, а не отдельных ее моментов. Карточки сдаются учителю для подведения итогов. Учащиеся  обсуждают спорные моменты сначала в группах, а затем совместно с учителем.

Данный прием позволяет организовать работу в парах по принципу «левое плечо» - «правое плечо», «лицо в лицо», «перекрестно» (по диагонали).

Групповая работа – не новость  для российской школы. Но, с другой стороны, мы в России никогда не добивались того, чтобы каждый член группы, отвечая, вносил  в ответ что-то свое. Чаще всего оказывалось: девочка-отличница  говорит, а все остальные пассивны, слушают. Здесь каждому участнику дается задание, он его  выполняет, и потом вся группа делится своим мнением. Дети учат-ся взаимодействию. Они обучают друг друга и тем самым экономят  время учителя.

Приложения

Задание 1 (на этапе актуализации  знаний)

1) Что тяжелее: 1 кг пуха  или 1 кг гвоздей?

2) Крутой – круче

     Лучший – лучше

     Высокий – выше

     Длинный - …


3) Поссориться с умным человеком  также трудно,  как  помириться  с  …

4) Если мне сейчас 20 лет, а моей маме 40, то это меньше  ровно  в 2 раза. Так почему, когда мне было 5 лет, моей маме не было10?

Ф.И.____________________

Задание 2 (на этапе изучения новой темы)

Просмотр видеоролика «Молния» + работа с текстом

Молния

Красивое и небезопасное явление природы — молния — представляет собой искровой разряд в атмосфере.

Уже в середине XVIII в. исследователи обратили внимание на внешнее сходство молнии с электрической искрой. Высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрофорной машины. На это указывал М. В. Ломоносов, занимавшийся изучением атмосферного электричества.

Ломоносов построил «громовую машину» — конденсатор, находившийся в его лаборатории и заряжавшийся атмосферным электричеством посредством провода, конец которого был выведен из помещения и поднят на высоком шесте. Во время грозы из конденсатора можно было извлекать искры. Таким образом, было показано, что грозовые облака действительно несут на себе огромный электрический заряд.

Разные части грозового облака несут заряды разных знаков. Чаще всего нижняя часть облака (обращенная к Земле) бывает заряжена отрицательно, а верхняя — положительно. Поэтому если два облака сближаются разноимённо заряженными частями, то между ними проскакивает молния.

Однако грозовой разряд может произойти и иначе. Проходя над Землёй, грозовое облако создаёт на её поверхности большой индуцированный заряд, и поэтому облако и поверхность Земли образуют две обкладки большого конденсатора. Напряжение между облаком и Землёй достигает нескольких миллионов вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле. В результате может произойти пробой, т.е. молния, которая ударит в землю. При этом молния иногда поражает людей, дома, деревья.

Гром, возникающий после молнии, имеет такое же происхождение, что и треск при проскакивании искры. Он появляется из-за того, что воздух внутри канала молнии сильно разогревается и расширяется, отчего и возникают звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков, гор и других объектов, создают длительное многократное эхо, поэтому и слышны громовые раскаты.

1) Может ли произойти разряд (молния) между двумя одинаковыми шарами, несущими равный одноимённый заряд?

2)Молния — это…

3) Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Какого знака заряд будет иметь поверхность Земли в этом месте?

4)Какова причина происхождения грома, возникающего после молнии?

Ф.И.______________________

Задание 3 (на этапе закрепления, рефлексия)

Каждый участник группы записывает основные качества на карточке, затем после работы с текстом отмечает совпавшие ответы. (5 правильных ответов – отметка «5»,  4 правильных ответа – «4» и т.д.)

Какими основными качествами должен обладать современный директор школы?

Памятка для руководителя

Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие:

  • Компетентность
  • Коммуникабельность
  • Внимательное отношение к подчиненным
  • Смелость в принятии решений
  • Способность творчески решать проблемы

Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь следующие черты менеджера-лидера:

  • Доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен.
  • Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
  • Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.
  • Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.
  • В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
  • Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
  • Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
  • Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой.
  • Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
  • С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
  • Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: