Анализ работы на дистанционном обучении по предмету «Иностранный язык»

Марьина Любовь Николаевна

В статье описан опыт работы на дистанционном обучении в марте-июне 2020 г. в колледже кулинарного мастерства (СПб). Предмет - иностранный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_na_distantsionnom_obuchenii_po_predmetu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы на дистанционном обучении по предмету «Иностранный язык»

Весной этого года система образования столкнулась с необходимостью срочного и внезапного перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. Перед педагогами встала задача в кратчайшие сроки освоить систему дистанционного обучения и перейти на нее. Руководство нашего колледжа своевременно среагировало на ситуацию, создав на базе официального сайта колледжа удобный и оптимальный раздел «Дистанционное обучение», который на протяжении всего периода дистанционного обучения обновлялся и дополнялся, позволив как студентам, так и преподавателям работать в комфортной обстановке.

Кафедра иностранных языков колледжа провела большую работу, изучая на протяжении всего периода дистанционного обучения опыт российских и зарубежных преподавателей в области лингвистики, наши педагоги регулярно проходили обучающие вебинары и курсы на образовательных платформах. Для нас наиболее важным было сохранить как классические традиционные методы преподавания иностранного языка, так и возможность привнести в них современные технологии – адаптированные, отработанные, изученные и понятные не только преподавателям, но и детям с учетом того, что дистанционное обучение затянулось не на несколько недель, а на несколько месяцев, и стало практически базовым, выступив альтернативой устоявшемуся обучению.

Преподавание иностранного языка в дистанционном режиме усложнялось спецификой нашего образовательного учреждения и спецификой преподавания дисциплины, которая включает в себя обучение сразу четырем аспектам языка, при несоблюдении хотя бы одного из условий качество усвоения материала неизбежно бы снизилось. При этом мы не должны были забывать о человеческом факторе, принимая во внимание адаптацию детей к изменяющимся условиям, их способность воспринимать новые методы и способы обучения, их психологическое состояние и их работоспособность.

В процессе нашей работы мы использовали различные электронные ресурсы, платформы, приемы коммуникации со студентами. Мы ознакомились с платформами Юрайт, Академия, попробовали Zoom и WhatsApp, но наиболее эффективным и удобно реализуемым способом коммуникации оказалось использование нашего сайта в качестве ресурсной базы и обратная связь от студентов посредством электронной переписки по электронной почте. Использование других ресурсов вызывало технические затруднения (например, ZOOM подвисал), слабый отклик от детей, ряд платформ не содержал контента, который требуется в рамках реализации нашей учебной программы.

Мы видим, что появилось множество платформ, образовательных ресурсов, и решение, на чем остановиться, было непростое, но наша кафедра при выборе опиралась на доступность, узнаваемость, наполняемость, структурированность, соответствие учебным целям и задачам. Наш сайт соответствовал всем этим критериям. Раздел «Дистанционное обучение» регулярно пополнялся и обновлялся: на нем появились учебники в электронном виде, расписание, оценочные ведомости, своевременно обновлялась домашняя работа, доступ к которой был регулярным, сбоев в работе платформы выявлено не было. Кроме того, данный ресурс позволил нам в удобном формате объединить в своей работе различные электронные образовательные ресурсы, необходимые для полноценного обеспечения студентов учебными материалами и информацией.

На  протяжении дистанционного обучения мы использовали наши основные учебные пособия, представленные в разделе «Дистанционное обучение» сайта колледжа, а также такие электронные образовательные ресурсы, как https://learningapps.org, https://elllo.org, https://www.esl-lab.com, ZOOM и сайт youtube. Комплексное использование этих ресурсов позволило нам достичь нескольких целей: 1) развитие всех аспектов языка при обучении – письма, говорения, чтения, аудирования, 2) смена деятельности учащимися, 3) комбинирование стандартных методов работы с инновационными, 4) предоставление учащимся заданий, требующих от них различной степени технической оснащенности, что позволяло включиться в работу всем, независимо от их технической базы, 5) соблюдение контроля учебного времени в рамках дистанционного обучения, 6) минимизирование возможности студентами списать готовое домашнее задание, так как задания были разработаны педагогами нашей кафедры.

Наш опыт работы показал, что дистанционное обучение требует другой педагогики, так как автоматический перенос всех стандартных принципов обучения в данных условиях не работает, а новые правила пока еще не разработаны. В ходе работы у нас возникли вопросы, которые остались нерешенными: 1) работы студентами высылались не вовремя либо не высылались вовсе, 2) как оценивать работы учеников, так как мы не можем проверить, каким образом студенты выполняют задания. К слову сказать, данный вопрос активно обсуждается специалистами и разработчиками платформ, 3) дискомфорт у студента, которому приходится прыгать с одной платформы на другую, так как один преподаватель использует, скажем, ZOOM, а другой – Discord, 4) отсутствие у студентов печатных учебников, что, в совокупности с отсутствием у некоторых студентов технической возможности обучаться дистанционно, делало процесс обучения невозможным.

И, тем не менее, раздел «Дистанционное обучение» оказался наиболее удобным инструментом в период дистанционного обучения и может использоваться в случае возникновения похожей ситуации в будущем. В заключение хотели бы внести предложение: так как сайт колледжа хорошо зарекомендовал себя как устойчивый и удобный инструмент, полезно было бы дальнейшее развитие раздела «Дистанционное обучение», например, пополнение раздела «Учебники», а в перспективе – создание виртуальной библиотеки и по общеобразовательным, и по спец.предметам нашего колледжа, что обеспечит и педагогам, и детям постоянный доступ к учебникам. Это особенно важно с учетом того, что у нас своя специфика, которая не отражена на общих образовательных платформах.