«В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»

Камалова Виолетта Андреевна

«В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»

 

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Сущность

Обучение плановое, «запрограммированное». Программа обучения задаётся через предметность содержания, классно-урочную систему, тематическое планирование, планирование каждого урока. Предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Ориентируется в большей степени на память, а не на мышление. Мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер.

Учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. Обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.

Цели

Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

Содержание
материала

Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован педагогом

Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Формы обучения

Фронтальная и индивидуальная формы познавательной деятельности

Действует технология: «Думаю сам, делюсь с товарищами, сообщаю классу, слушаю других, делаю вывод

Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.

 

2. Заполнить таблицу «В чем особенности системы Л. В. Занкова; Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова?»

 

Система Л. В. Занкова

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Направленность

Общее, целостное развитие личности (знания, умения, навыки)

Развитие способов умственных действий

Цель обучения

Оптимальное общее развитие каждого ребенка

Формирование теоретического сознания и мышления, способов умственной деятельности (СУДов)

Задача обучения

Представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания

Формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности

Основные
принципы обучения

1. Высокий уровень трудности.

 2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация  взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе (учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя)

7. Развитие каждого учащегося класса

1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Суть технологии обучения

1. Урок имеет гибкую структуру.

2. На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации.

3. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

4. Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

 

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания

1. Особенностью урока этой является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов (знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии).

2. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся из общего и абстрактного как из своей единой основы.

3. Знания учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

4. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно

Результат обучения

Общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития.

Дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obuchenie_kamalova_v.a.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

«В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Сущность

Обучение плановое, «запрограммированное». Программа обучения задаётся через предметность содержания, классно-урочную систему, тематическое планирование, планирование каждого урока. Предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Ориентируется в большей степени на память, а не на мышление. Мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер.

Учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. Обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.

Цели

Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

Содержание
материала

Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован педагогом

Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Формы обучения

Фронтальная и индивидуальная формы познавательной деятельности

Действует технология: «Думаю сам, делюсь с товарищами, сообщаю классу, слушаю других, делаю вывод

Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.

2. Заполнить таблицу «В чем особенности системы Л. В. Занкова; Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова?»

Система Л. В. Занкова

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Направленность

Общее, целостное развитие личности (знания, умения, навыки)

Развитие способов умственных действий

Цель обучения

Оптимальное общее развитие каждого ребенка

Формирование теоретического сознания и мышления, способов умственной деятельности (СУДов)

Задача обучения

Представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания

Формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности

Основные
принципы обучения

1. Высокий уровень трудности.

 2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация  взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе (учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя)

7. Развитие каждого учащегося класса

1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Суть технологии обучения

1. Урок имеет гибкую структуру.

2. На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации.

3. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

4. Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания

1. Особенностью урока этой является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов (знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии).

2. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся из общего и абстрактного как из своей единой основы.

3. Знания учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

4. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно

Результат обучения

Общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития.

Дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.