статья "Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ

Манылова Елена Александровна

         Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с тяжелой умственной отсталостью.

         Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
        Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
        Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу.

Бусы

— Перебирать бусы;

— Нанизывать бусинки на нитку;

— Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
Пуговицы

— Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, буквы, цифры

— «Вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами;

— Разложить пуговицы: самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.
Бельевые   прищепки

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

— Цеплять прищепки к натянутой веревке;

— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику,  ветки к ёлочке  и т.д.)

— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».

Резинки   для   волос

— Надеваем и снимаем резинку на большой палец,

— На указательный,

— На средний,

— На безымянный,

— На мизинец.

         Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.
Пробки

— Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки);

— Разложить по цвету

— «Рисовать» цветы и т.д.

         Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Через игру в песок рождается и усиливается чувство доверия, принятия успешности, развивается мелкая моторика, а также решаются следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Педагог  получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
  2. В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения.
  3. В песочнице ребенок осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения.
  4. Учитель становится для ребенка проводником в освоении  умений,  навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

  Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

        Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.

Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу мелкий просеянный песок (либо манку или муку) на любой гладкой поверхности.

 Провести по песку пальцем. Получится яркая контрастная линия. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

        Дети всегда с большим удовольствием играют с водой. Это не только игровая деятельность, а один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение у детей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Учитель при организации игр с водой решает такие задачи:

      Вода самый щадящий и безвредный способ лечения, и поэтому способы лечения и укрепления здоровья при помощи воды начинают применять с рождения.  Игры с водой является наиболее эффективным оружием борьбы и преодоления тревожности, различных фобий и других накапливаемых негативных психологических состояний.

 

Вывод:

Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

многофункциональность;

экономическая выгода;

общедоступность.