Развитие библиографической компетентности на уроках литературного чтения в начальной школе

Дергачева (Тюрбеева) Анастасия Геннадьевна

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие библиографической компетентности. Раскрыты структурные компоненты данной компетентности. Обоснованы критерии сформированности основ библиографической компетентности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: библиографическая компетентность, младший школьник, литературное чтение, книга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие библиографической компетентности на уроках литературного чтения в начальной школе

А.Г. Дергачева,

студентка 5 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вяткинский государственный университет»

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент М.А. Коврова

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие библиографической компетентности. Раскрыты структурные компоненты данной компетентности. Обоснованы критерии сформированности основ библиографической компетентности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: библиографическая компетентность, младший школьник, литературное чтение, книга.

С каждым годом модернизация российского школьного образования, поиск новых образовательных моделей, ориентированные на всесторонне развитие образованной личности учащегося, особое значение в педагогической практике отечественных школ приобретает реализация компетентностного подхода. Изменения, которые происходят в школах на современном этапе, оптимизация обучающего процесса в начальных классах непосредственно связываются с разлитием личности детей младшего школьного возраста.

Развитие личности не может проходить без способности ориентироваться в потоке информационных знаний. Вследствие этого, возникает необходимость формирования у младших школьников библиографической компетентности, что является одной из актуальных проблем модернизации начального образования в России. Современные ученые и педагоги утверждают, что если у детей будет полноценно сформирована библиографическая компетентность, то они будут свободно ориентироваться в многообразии книжного мира.

Библиографическая компетентность – это качество личности, которое понимается в овладении учащимися знаний о структуре книги, гигиене чтения, об основных способах библиографической помощи, которые допускаются к детям данного возраста: картотека, книжные выставки, тематические и алфавитные каталоги, аннотированные каталоги [2].

Методические подходы к развитию библиографической компетентности у младших школьников нашли свое отражение в работах М.П. Воюшиной, H.H. Светловской, Г.В. Чулкиной, Т.Е. Соколовой, Н.И. Гендина, Н.Е. Колганова, С.А. Кислинской, С.А. Белоруссова.

Одной из главных современных тенденций стало усиление библиотечной работы с младшими школьниками, которая направлена на активное приобщение их к чтению. Неслучайно в рабочей программе по предмету литературное чтение присутствует раздел «Библиографическая культура». В нем очерчен круг знаний и умений, которыми должны обладать дети младшего школьного возраста: различать типы изданий, виды информации, элементы книги, ориентироваться в тематическом и алфавитном каталогах. Библиографические знания и умения являются составной частью программы по литературному чтению, главная цель которой – обучение восприятию художественного произведения и развитие речи учеников, для первоначального знакомства с библиографическими знаниями выделяются специальные библиографические уроки или фрагменты уроков литературного чтения.

Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению включают навыки, которые необходимы для качественной продуктивной деятельности по ориентированию в мире книг.

- учащиеся должны научиться работать с аппаратом книги.

- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги по заданной тематике в библиотеке.

- самостоятельно описывать документы, составлять библиографические списки.

- составлять краткую аннотацию на литературное произведение.

- пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом.

Основными методическими условиями по формированию библиографической компетентности можно назвать:

  • проведение отдельных библиографических уроков, с последующим закреплением и формированием умений через решение конкретных задач;
  • систематичное включение заданий направленных на отработку  поиска литературы;
  • применение занимательных заданий для формирования мотивации саморазвития;
  • общая работа учеников, учителя, библиотекаря и родителей [5].

Формирование библиографической компетентности находится в прямой зависимости от успеваемости ученика, но абсолютно не зависит от используемой в школе программы. В результате получается, что на уроках литературного чтения практически не происходит формирования библиографических знаний. Это можно объяснить тем фактом, что при разработке школьных программ цель по формированию библиографической компетентности не ставится, а предлагается формировать отдельные библиографические знания и умения [1].

Формирование у детей младшего школьного возраста основных библиографических знаний и умений происходит в игровой или творческой деятельности. В методике выделяют такие виды игровой ситуации: «ситуации-иллюстрации, ситуации-проблемы, ситуации-упражнения, ситуации-оценки». Формы проведения могут быть следующие: ролевые ситуации, игры-беседы, игры-путешествия, игры-импровизации, игры-драматизации [4]. Такие формы предполагают включение в урок изобразительной деятельности учащихся, конструирование имитационных упражнений, обследование/рассматривание предметов. В основе предложенных заданий лежит деятельностное умение учащихся ориентироваться в книжном мире, а значит, учащиеся самостоятельно смогут отыскать на полках или в каталоге необходимую книгу в библиотеке или книжном магазине или грамотно сформулировать свой поисковый запрос и обратиться к библиотекарю или продавцу книг.

Работа педагога по формированию библиографической компетентности должна начинаться с сообщения учащимся знаний о том, как нужно бережно обращаться с книгой, ее структуре, о способах библиографической помощи, доступных детям младшего школьного возраста.

Таким образом, формирование библиографической компетентности – есть часть общей системы начального образования, данный процесс затрагивает не только каждую школьную дисциплину, но и самостоятельную деятельность учащихся, и внеклассную работу в течение всего периода обучения детей в начальной школе.

Список использованной литературы:

  1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: (материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками) [Текст] / Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ка им. К.Д. Ушинского; сост. Г.В. Чулкина. - М., 2000. - Вып. 1. - 314 с.
  2. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» [Текст] / М.П. Воюшина. – М.: Академия, 2010. – 283 с.
  3. Воюшина, М.П. Структура и содержание системы формирования библиографический компетентности у младших школьников [Текст] / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции. – 2006. – С. 17-20.
  4. Кислинская, С.А. Критерии и методика выявления уровня сформированности библиографической компетентности у младших школьников [Текст] / С.А. Кислинская // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: материалы Первой Всероссийской научно-методологической конференции. – СПб., 2006. – С. 74-78.
  5. Кислинская, С.А. Формирование у младших школьников библиографической компетентности: кандидата пед. наук : 13.00.02 [Текст] / С.А. Кислинская. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2006. – 212 с.