Статья

Юдина Надежда Александровна

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давыдова Надежда Александровна

Институт непрерывного педагогического образования

 ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Научный руководитель Горбунова О. Ф.,

кандидат педагогических наук, доцент 

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. Негативный опыт общения с родителями для детей  может обернуться формированием у них пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребёнка.

Причины данных тенденций связанны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остаётся времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия  передачи  общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.

        Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. А. С. Спиваковская,  отмечает, что «родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому» [1]. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка [2]

        В большинстве исследований, посвящённых специфике развития ребенка в дошкольном возрасте, отмечается тот факт, что возрастает возможность детей следовать социальным нормам и правилам поведения. При этом существенная роль  в процессе освоения детьми  социально - выработанных норм и правил отводится влиянию родительского отношения.

        С целью выявления особенностей родительского отношения к детям  в современной семье нами было проведено эмпирическое исследование на базе дошкольного образовательного учреждения г. Абакана, Республики Хакасия. В исследовании  принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста и 30 родителей. Для выявления особенностей родительского отношения к детям  использовались следующие методы: опрос детей, проективная методика «Незаконченное предложение». Целью нашего исследования было выявление особенностей родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста  в современной семье.

Результаты опроса детей показали, что в воспитании своих детей родители используют такие методы, как: объяснение - 75%; уговор используют  - 39%; лишение какого-либо удовольствия - 25%.  18 % родителей отмечают, что  в качестве метода воздействия  используют наказания (ставят в угол, лишают удовольствия), иногда родители применяют угрозу, ругань, кричат на своих детей  (12%).  Среди прочих методов воспитания родители отметили такие как, «разговор по душам», «разговор на равных».

 В то же время большинство родителей (81%) отметили, что часто хвалят  своих детей; 14% респондентов сказали, что хвалят только тогда, когда  ребенок выполняет хорошо их поручения. Однако, как показал опрос,  есть семьи, где детей хвалят очень редко, либо не хвалят совсем (6,9%).

Анализ ответов детей  по данной методике показал, что  56% родителей наказывают  их: «за   плохое поведение», «за плохие слова», «непослушание». Отрицательный ответ дали 34% дошкольников, например: «меня никогда не наказывают, потому что я хорошо себя веду»; « я всегда маму слушаюсь». Иногда, за серьезные проделки,  наказывают своих детей 10% родителей.  На вопрос: «Какое наказание вам особенно запомнилось?» дети отвечали следующее: «поставили в угол» (37%); «били по попе» (28%); «били по голове» (13%); «кричали» (12%). И только 10% детей сказали о том, что родители их никогда не наказывают. Таким образом, в ответах детей мы видим, что родители нередко используют как метод воспитания  физические наказания детей.

Для уточнения полученных данных мы использовали проективную методику «Незаконченное предложение» для  детей и родителей. В нее мы включили 8 предложений, включающих какую-либо жизненную ситуацию,  которые нужно было закончить. Например, «если я не слушаюсь  и  капризничаю, то мама…», «когда я балуюсь, бегаю по квартире, то мама…». Данные ситуации были направлены на выявление методов наказания, которые используются родителями ребенка в семье. Ребенок должен был отвечать быстро, не задумываясь, что  позволяет получить правдивые и объективные ответы.

Сравнив варианты ответов детей и родителей, мы пришли к выводу о том, что в своих ответах родители давали несколько иные ответы, чем их дети.  Большинство из родителей в случае капризов, упрямства, баловства сына или дочери используют такие способы регуляции поведения детей, как объяснение и обоснование поступков ребенка. Например, в ситуации, когда ребенок балуется, бегает по квартире и кричит, подавляющее большинство родителей (81%) отметили, что они разговаривают с ним. Проиллюстрируем сказанное примером: «Строгим голосом прошу его больше так не делать»;  «Занимаю его делом». В другой ситуации, когда ребенок капризничает в магазине, требует игрушки или сладости, многие родители (67%) показали, что они  также используют метод объяснения: «объясняю, что куплю потом», «говорю, что выведу из магазина и будет стоять ждать меня на улице»; «объясняю, что нет денег». Когда ребенок отказывается идти в детский сад или убирать игрушки, (51%)   родители отвечали, что «разговаривают с ним и помогают убирать игрушки», «начинаю собирать вместе».  Только несколько родителей (17%) отметили, что ругаются, кричат и заставляют убирать игрушки. Из ответов детей мы выявили, что на данные ситуации родители реагируют несколько по-иному. Из ответов детей мы выяснили, что некоторые из  них  используют такие недопустимые формы воздействия на ребенка, как  «ставят в угол» (25%); «кричат» (25%); «ругаются» (13%).

     Сравнительный анализ ответов родителей и детей дает нам основание полагать, что родители не всегда искренни в своих ответах. Согласно  их ответов, в случае ненадлежащего поведения ребенка наряду с такими видами наказания как объяснение, переключение внимания, они используют и различные формы эмоционального и физического насилия: угрозы, крики,  шлепки, ругань. Мы учитываем субъективность ответов детей и недостаточную откровенность родителей, но даже эти результаты свидетельствуют о том, что отношение в семье строятся в основном на методах наказания.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об  искажении  опыта общения  родителей   и  детей. У  многих родителей  преобладает  авторитарная позиция по отношению к ребенку, характеризующаяся высокой  степенью  контроля и низкой  эмоциональной  близостью с  ним. Данный факт свидетельствует  о необходимости проведения специальной работы с родителями  воспитанников

Библиографический список

  1. Спиваковская  А.С. Как трудно быть родителями. – М.: Педагогика, 1986. - 160 с.
  2. Смирнова  Е. О. Детская психология: учебник для вузов. М. : ВЛАДОС, 2006. - 369 с.