ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАНЕЦ КОНТЕМПОРАРИ» В ВУЗАХ.

Беликова Татьяна Владимировна

Рассматривается проблема преподавания в высших учебных заведениях дисциплины «Танец контемпорари» в связи с недостаточным обеспечением этого курса учебно-методическим инструментарием. Проанализировано учебное пособие Д. И. Шарикова «Сontemporary dance в балетмейстерском искусстве», определены его преимущества и недостатки, а также учебные программы танца контемпорари французских педагогов. Для создания программы по преподаванию танца контемпорари предложено использовать опыт французских педагогов-хореографов с учетом особенностей отечественной хореографической педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belikova_tatyana.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Belikova T. V. PROVIDING THE COURSE «CONTEMPORARY DANCE» WITH LEARNING AND TEACHING MATERIALS AT THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS.

The article deals with the issue of teaching the course "Modern dance" in higher education in connection with the insufficient provision of the course of educational and methodological tools. The author analyzes the textbook “Modern dance in the ballet art”  by D. I. Sharikov and points out its advantages and disadvantages. The article also discusses the educational programs of modern dance of French teachers. To provide training programs of modern dance, it is proposed to use the experience of French choreographers, teachers, taking into account the peculiarities of domestic choreographic education.

Key words: contemporary dance, methodological tools, methods of teaching, choreographers.

Беликова Т. В., магистр РГПУ им. А. И. Герцена, кафедра хореографического искусства, г. Санкт-Петербург: E-mail: tanja_belikova@mail.ru

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАНЕЦ КОНТЕМПОРАРИ» В ВУЗАХ.

Рассматривается проблема преподавания в высших учебных заведениях дисциплины «Танец контемпорари» в связи с недостаточным обеспечением этого курса учебно-методическим инструментарием. Проанализировано учебное пособие Д. И. Шарикова «Сontemporary dance в балетмейстерском искусстве», определены его преимущества и недостатки, а также учебные программы танца контемпорари французских педагогов. Для создания программы по преподаванию танца контемпорари предложено использовать опыт французских педагогов-хореографов с учетом особенностей отечественной хореографической педагогики.

Ключевые слова: танец контемпорари, методический инструментарий, методика преподавания, хореографы.

Постановка проблемы. Развитие танца контемпорари за рубежом и его популяризация в последние годы в конкурсных танцевальных проектах, мастер-классах усилили интерес любительских хореографических коллективов, студий, а также специализированных школ, училищ, высших заведений хореографического образования к работе с произведениями в этом направлении.

Учитывая востребованность профессионального подхода к работе с танцем контемпорари, студенты-хореографы как будущие преподаватели профессиональных дисциплин стремятся не только к углублению знаний по истории и методики выполнения этого хореографического направления, но и к овладение балетмейстерского практики, поскольку главной целью освоение танца контемпорари является создание собственного хореографического стиля, что в будущем обеспечит молодому хореографу конкурентоспособность на рынке труда, а следовательно, и собственную художественную независимости создание уникального творческого проекта.

Отечественная балетмейстерская школа имеет сформированную систему, которая построенная на опыте известных балетмейстеров классической и народной хореографии, но их методы и формы обучения не предусматривают создание новых движений, так как классическая, так и народная хореография лексически канонизированы и имеют целью, прежде всего воспитание высокого исполнительской культуры и сохранения исторически сложившейся системы движений и лучших образцов хореографического искусства, не являющихся основополагающим для танца контемпорари, который предполагает постоянное обновление и переосмысление сути танца. Именно поэтому молодым хореографам, освоивших школу классического танца, сложно почувствовать вольность движения своего тела и ментально «выйти за рамки» традиций отечественной хореографической педагогики. Итак, актуальным вопросом является создание методического инструментария для преподавания танцаконтемпорари в вузах (в этом случае инструментарий (от лат. іnstrumentum — орудие для работы) — совокупность педагогических методических и технических приемов, направленных на приобретение необходимых технических навыков).

Еще одной проблемой отечественной педагогической системы является то, что каждое высшее учебное заведение работает по своим программам, не имея единого методического референционного инструментария. Приказы Министерств не предоставляют программы по хореографическим дисциплинам. Областные учебно-методические центры, которые повышают квалификацию специалистов — преподавателей танца, также не получают таких программ. Даже если единой общей методики контемпорари не существует, преподавателю все же необходимо овладеть широким учебно-методическим инструментарий для обеспечения точного и модулированного процесса обучения, что предоставит будущему хореографу не только тренированный, мобильный и скоординированный телесный аппарат, но и свободу поиска нового движения, новых форм современного танца.

Примером может служить западная европейская хореографическая педагогика, в контексте которой сформировались основные формы и методы работы, что с модернистской и эволюционной точек зрения не влияют только на развитие ответственности за творческую деятельность будущего хореографа, но и способствуют открытости для познания мира, усвоению средств адаптации, поскольку эстетическое пространство танца контемпорари содержит множество стилей, которые образуют современную хореографию. Показательным результатом такой практики является творчество хореографов С. Гийем (Sylvie Guillem), О. Нахарина (Ohad Naharin), М. Мерзуки (Mourad Merzouki) и др., которые постоянно создают новую пластику, приемы, просматривая свои предыдущие идеи. Так, учитывая развитие музыкального и изобразительного искусства, танцевальной моды, они трансформируют пластический язык, каждый раз придавая ему актуальности.

В России такая форма творчества еще не получила распространения, поскольку инновационные формы реализации балетмейстерской мысли танца контемпорари обусловили разрыв между теоретическими исследованиями (художественных философии, эстетики) и практикой его создания. Кроме того, содержание профессиональных дисциплин, которые сейчас преподаются в вузах, не развивает навыков поиска новых движений и приемов их создания, заставляя студента самостоятельно осмысливать двигательные возможности своего тела. Тому в отечественной хореографической педагогике следует начать разработку новых или усовершенствовать существующие методы преподавания современного танца.

Цель статьи — определить пути разработки методического инструментария для преподавания танца контемпорари в вузах на примере французской хореографической педагогики.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблематика профессиональной подготовки будущих хореографов освещалась в исследованиях Г. Березовой, Т. Благовой, Л. Бондаренко, К. Василенко, С. Забредовского, Л. Ивлевой, С. Легкой, Т. Пуртовой, Ю. Станишевского, А. Таракановой, Т. Ткаченко, Л. Цветковой и др. Методические аспекты преподавание непосредственно современного танца исследовано в трудах В. Баскакова, А. Гиршона, В. Панферова, О. Плахотнюк, С. Полякова, Д. Шарикова, В. Никитина, Н. Шереметьевской. Но проблема разработки методического инструментария для преподавания танца контемпорари в вузах отдельно не рассматривалась.

Изложение основного материала исследования. Сейчас имеются разработки программы преподавания танца контемпорари, в частности Д. Шариков в учебнике " Сontemporary dance в балетмейстерском искусстве» достаточно аргументированно связывает исторический процесс неоклассического и постмодерного балета с методикой и практикой современного балетмейстерского искусства и танца контемпорари. Исследовать проблематику введения танца контемпорари в вузах, он адекватно оценивает современное состояние практической деятельности хореографов: "преподавание техники contemporary dance в балетмейстерской практике происходит только как практические репрезентации; отдельных созерцаний за мастерами-хореографами из-за рубежа, переработка пластики и техники, которые использовались на международных семинарах по балету, а также заимствование современных выразительных балетных форм» [2, с. 10]. Но предложенный учебник в полной мере раскрывает содержание балетмейстерского практики относительно создания непосредственно лексики контемпорари. Объединение в одном курсе трех профессиональных дисциплин: «Современного танца», «Импровизации» и «Искусства балетмейстера», — по нашему мнению, не является обоснованным: они разные по программным целям и задачам. С педагогической точки зрения, не хватает согласованности между предложенными этапами обучения и перечнем элементов классического и современного танцев, позиций, положений тела, что затрудняет видение эволюционного процесса обучения. Кроме того, Д. Шариков не предлагает экспериментировать во время уроков с техникой или композицией, наоборот, подчеркивает, что занятия с “Сontemporary dance” следует строить на канонизированной системе выразительных средств хореографического искусства, учитывая строгость форм [2, с. 54]. Такой подход противоречит сути практики танца контемпорари, поскольку революционность современного танца связана, несомненно, с многообразием форм, возникающих на сцене. Итак, несмотря на разнообразие форм, и приемов танца контемпорари, сложно определить основу для его полноценного функционирования как профессиональной дисциплины и создать программу для украинских вуз хореографического направления. Поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных специалистов, поскольку за пределами России он частично вступил признаков курса для преподавания.

Немало экспериментов в области современной хореографии осуществляли французские педагоги, благодаря чему изобретен общий методический инструментарий по преподаванию танца контемпорари.

В контемпораре часто констатируют урон двигательной живости позвоночного столба, связанной со злоупотреблением положениями расслабленного тела. Результатом является преобладание движений рук, сухая и нечеткая жестикуляция, недостаточное внимание к движениям ног, — для экспрессивности они так или иначе нуждаются в мышечной силе. Фундамент и лексика танца контемпорари обедняются. Итак, одним из направлений разработки методического инструментария для преподавания контемпорари в вузе есть пропорциональное распределение работы студента с различными частями тела. Педагог должен обращать внимание на работу всех частей тела, одновременно предпочитая те, которые меньше всего использует студент во время своей работы. Например, преподаватель может предоставить ученику время для того, чтобы применение и углубление нового технического материала происходили методом эксперимента под время занятий техникой или выполнения творческих заданий. Необходимость эксперимента заключается в том, чтобы ощущение смысла движений исполнителем происходило автономно. Такую качественную индивидуализацию как важную составляющую современного танца и эстетике контемпорари следует культивировать на протяжении всего обучения на начальном этапе: в таких условиях танцор телесно и ментально готовится к реализации своего выбора. Таким образом, он имеет перспективы для дальнейшего обучение.

По нашему мнению, такой проект не отстаивает методов ни устойчивого академического обучения, технически совершенное тело, ни воспитания глубокой телесной чувствительности. Первоочередной задачей является поиск баланса между свободой творческого поиска преподавателя контемпорари, которая заключается в необходимости передать студентам знания, больше чем собственные эстетические преференции.

Обращаясь к опыту французской педагогической школы, следует обратить внимание на эксперимент по методике преподавания контемпорари К. Ваенер (Karin Waehner). В 1982 г. она совершила первый официальный эксперимент по преподаванию контемпорари в Ля Рошели, предложив собственную программу, к которой готовилась с 1953 года. Цель этой программы — создание методов обоснованного и эволюционного преподавания контемпорари, которое бы заключалось в поиске видоизменений и трансформаций танца в зависимости от тенденций его развития.

Сформирована французскими педагогами-хореографами методика преподавания танца контемпорари не является ни единственной, ни доминирующей. Важными являются взносы Е. Ж. Далькроза (Emile Jaques Dalcroze), Ф. Дельсарта (François Delsarte) и Г. Лабана (Rudolf Laban), которые можно реализовать в новой трактовке с дополнительным использованием правильно осознанной кинезиологии.

Для преподавания танца контемпорари в вузах целесообразно разработать педагогические подходы и методический инструментарий, наполнить их логическим содержанием, соблюдая принцип от простого к сложному. Кроме того, следует учитывать фактор их адаптации к отечественной организации хореографически-педагогической деятельности. Ценностью российского высшего хореографического образования является овладение танца как качественного продукта, который имеет культурную ценность, основательную методично структурированную основу и учитывает ментальность нации. Поэтому этика государственной хореографического образования должна предусматривать постоянное внимание, как к сохранению художественного наследия, так и к созданию новых культур, одновременно отражает историю, жизнеспособность и обновления каждой дисциплины. Постоянная или временная наличие других форм работы с хореографией (традиционной, современной, исторической или светской) в вузе также являются существенными художественными, гуманитарными и социальными факторами обогащение хореографической культуры, поскольку это эффективно способствует преодолению культурных барьеров, распространение общего влияния хореографического искусства на культурное просвещение населения.

Выводы. Итак, проблема определения учебно-методического инструментария для преподавания танца контемпорари в высших учебных заведениях России является насущной. Сейчас существует одно научно-обоснованное учебное пособие Д. Шарикова, но он не является совершенным, поскольку противоречит сути контемпорари, ведь ученый больше основывается на канонизации системе преподавания классического и модернового танцев, которые имеют устойчивую систему движений и не предусматривают постоянного обновления. Для создания программы преподавания контемпорари в России целесообразно использовать доработок французских педагогов-хореографов, которые экспериментируют во время занятий, образующего баланс между свободой творческого поиска студента и преподавателя, и отстаивают эволюционность, благодаря чему программа должна постоянно обновляться в зависимости от тенденций развития танца контемпорари. С учетом этого необходимо разработать педагогические подходы к преподаванию контемпорари и адаптировать их к отечественной преподавательской деятельности.

Перспективы дальнейших исследований. В дальнейших исследованиях желательно предложить и обосновать педагогические подходы и методический инструментарий к проведению занятий по танцу контемпорари.

Список использованной литературы

 

1. Кокто Же. Портеты-воспоминания. 1900-1914 / ж. Кокто.  — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. — 240 с. Выпуск 54. 2016 263

2. "Contemporary dance" в балетмейстерском искусстве: учение. посиб. / авт.-уклад. Д. И. Шариков. — Киев : Киму, 2010. — 173 с. — ISBN 978 - 966-8299-75-9.

3. Alexander F. M. L'Usage de soi / F. M. Alexander ; trad. Éliane Lefebvre. — Bruxelles : Contredanse, 1996. — 128 p.