ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Мустафаева Джеваир

Аннотация: важную роль в развитии зрительного восприятия следует отдать внеклассной работе, так как она позволяет соединять познавательное и занимательное, а также овладевать прочными знаниями.  По  мнению многих ученых эффективность работы заключается в том, что правильное взаимодействие учебной и внеклассной работы повышает эффективность обучения и воспитания учащихся. Следует отметить, что среди различных видов деятельности, используемых во внеклассной работе, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и ручной труд(конструирование), и отдают им предпочтение, как наиболее интересным и занимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ  УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Свириденко Ирина Анатольевна

к.ф.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования

Мустафаева Джеваир Сеидмустафаевна

магистрант кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»

Аннотация: важную роль в развитии зрительного восприятия следует отдать внеклассной работе, так как она позволяет соединять познавательное и занимательное, а также овладевать прочными знаниями.  По  мнению многих ученых эффективность работы заключается в том, что правильное взаимодействие учебной и внеклассной работы повышает эффективность обучения и воспитания учащихся. Следует отметить, что среди различных видов деятельности, используемых во внеклассной работе, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и ручной труд(конструирование), и отдают им предпочтение, как наиболее интересным и занимательным.

Ключевые слова: умственно отсталые дети, зрительное восприятие, изобразительная  деятельность, трудовая деятельность, внеклассная работа.

  Внеклассная работа – это одна из форм организации работы учащихся вне урока под руководством учителя или классного руководителя. Своими увлекательными моментами этот тип урока вызывает положительный настрой и, в какой-то мере, является двигателем мотивации учения. В отечественной педагогике большое количество ученых разрабатывали теорию внеклассной работы, однако учитель, работая в том или ином классе, сам придумывает и воплощает свои идеи, касающиеся подобного типа мероприятий. В чем же прелесть данного типа урока? Во-первых, она позволяет соединять познавательное и занимательное, а также овладевать прочными знаниями.

Внеклассная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее, развивающее действие.

Для усиления коррекционного потенциала в воспитательной работе в школе созданы все условия. Разработана система дополнительного образования. Имеется три основных направления:

1. Трудовое и профессиональное;

2. Эстетическое;

3. Коррекционно-оздоровительное.

Исследованием особенностей внеклассной воспитательной работы во вспомогательной школе занимались такие ученые и педагоги, как Г.М.Дульнев, М.Ф.Гнездилов, И.И.Данюшевский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, В.П.Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.П. Долгобородова, В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов и многие другие [4, с. 178].

Интерес и повышение уровня знаний, как известно, формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Можно сказать, что включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Известно, что процесс развития и формирования личности начинается с первых дней жизни, что создает благоприятные условия для раскрытия возможностей ребенка. Однако выявлению и раскрытию этих возможностей способствует, а именно внеклассная деятельность.

Особенности внеклассной работы состоит в том, что она проводится в коррекционной школе с определенными группами детей, которые не разделены по возрастам, только по группам: младшее звено и среднее звено.

Организация этого вида деятельности должна соответствовать потребностям и интересам участников этой работы. Задачей внеклассной работы является непосредственное развитие творческих способностей каждого ребенка или детского коллектива. Как было отмечено ранее, наилучших результатов достигается, если правильно построена урочная и внеклассная работа, эти виды деятельности должны быть между собой быть связаны и совершенствовать друг друга. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, которые интересуют детей. Вот этот момент, когда приходят внеклассные занятия. Замечено, что этот вид деятельности расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, а также способствует успешному изучению программного материала. Подготовка и проведение мероприятий требует, чтобы учащиеся сами проводили наблюдения, искали дополнительную литературу, ставили самостоятельно вопросы. Приобретенные знания в процессе этой работы оживляют уроки, делают их насыщенными по содержанию, а также ребенок заинтересован, чтобы его спросили. В отличие от общеобразовательного учреждения, дети в коррекционной школе не боятся высказывать свое мнение, они часто дискуссируют, зная, что их всегда поддержат их товарищи. Свои знания дети стараются использовать и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Они открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа – это стимул для детей, так как они по-другому смотрят на предмет и заинтересовываются основными вопросами. Стоит отметить положительную сторону различных видов занятий, так как они дисциплинируют учеников, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению точных наук. Как было отмечено ранее, внеклассная работа строится на добровольной основе, и если ребенок не хочет участвовать в мероприятиях, то не стоит его заставлять, так как это вызовет негативные чувства, и он навсегда потеряет интерес к этому предмету. Самое важное то, что инициатива должна присутствовать в работе учащихся и обязательное условие для работы вне урока. Содержание внеклассной работы может выходить за рамки школьной программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятия. Кроме этого, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов. На начальном этапе, когда дети приходят на первый урок к учителю, он предлагает примерную тематику и по результатам опроса составляется тематика внеклассных мероприятий.

Прежде всего, необходимо четко разграничить внеклассную работу от внеурочной, работа вне урока связана только с программой и является обязательной для учащихся. Внеклассная работа является необязательной для всех учащихся. Она основывается на добровольности, инициативе и активности учащихся 1-5 классов. Содержание ее может выходить за пределы учебной программы. Часто внеклассная работа является продолжением внеурочной, способствуя углублению и расширению получаемых учащимися получаемых учащимися сведений.

Во внеклассной работе ученики могут продолжать наблюдения, но уже специальной программе, значительно расширяет и углубляет знания, приобретенные по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала. При определении содержания внеклассных занятий в школе учитель обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Необходимо так же помнить, что учащиеся коррекционной школы имеют свои особенности развития и восприятия запросов [3, с. 243].

С целью обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, воспитанников в школе разработаны и оказываются образовательные услуги посредством дополнительных учебных занятий по трудовому обучению.

Главная задача внеклассной воспитательной работы коррекционной школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труда. Она решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Внеклассная работа, у которой четко поставлена цель и задачи, обеспечивает успешное формирование и развитие личности. Коррекция нарушений умственного и физического развития осуществляется не только на уроках, но и на занятиях типа «Клуб по интересам» [5, с. 145].

Зрительное восприятие играет огромную роль в познании учащимися с интеллектуальной недостаточностью окружающего мира. Следует отметить, что зрительное восприятие учеников с умственной отсталостью, которое характеризуется замедленностью восприятия объектов, трудностями восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в пространстве.

Рассматривать роль внеклассной работы в развитии зрительного восприятия, особое значение следует отвести внеклассной работе по ручному труду(конструктивной деятельности) и рисованию(декоративному рисованию). Исследования роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Соответственно и перцептивные образы формы приобретают новое содержание. Помимо дальнейшего уточнения контура предмета начинает выделяться его структура, пространственные особенности и соотношения составляющих его частей, на что ребенок раньше почти не обращал внимания.

Для школьников с недостатками умственного развития характерно неумение приспосабливать свое зрительно восприятие к измененным условиям. Зрительное восприятие играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира[2, с. 105].

Подводя итог, следует отметить, что внеклассная работа способствует развитию восприятия, представления, мышления умственно отсталых школьников, а также воздействуя на их чувства, эмоционально-волевую сферу – на всю личность ребенка. Также следует отметить, что на развитие зрительного восприятия наиболее активно воздействует ручной труд и рисование.

Список литературы

 1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: АКАДЕМИЯ, 2004. -  405 с.

 2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.

3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 210 с.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник для студентов педагогических училищ и колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 255 с.