Курсовая работа "Роль семьи в воспитании эстетических качеств младших школьников"

Хачина Татьяна Анатольевна

Актуальность исследования. Множество обсуждаемых в обществе проблем, вязанных с особой значимостью художествнено-эстетического воспитания, говорит об актуальности и практической важности исследования данного феномена.

Необходимо отметить, что недостатки и просчеты в нравственном воспитании обусловлены обостряющимися жизненными противоречиями в общественной среде.

Актуальность нашего исследования в социально-педагогическом аспекте определяется необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в российском обществе средствами воспитания. Социальный заказ на него отражен в таких государственных документах об образовании, как Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников и других. В качестве основной задачи ставится воспитание образованной, духовно богатой, высоконравственной личности, уважающей культуру и традиции своего и других народов[1].



 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании эстетических качеств младших школьников


Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретическая основа развития эстетических качеств в современной семье        6

1.1 Педагогические взгляды на развитие эстетических качеств младшего школьника        6

1.2 Роль  семейного воспитания в развитии эстетических качеств школьников        9

Глава 2. Эмпирическое исследование развития эстетических качеств младших школьников        16

1.1 Диагностическое исследование уровня развития эстетического воспитания у младших школьников        16

1.2 Содержание работы по развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста в рамках семьи        27

Заключение        32

Список использованных источников        34

Приложение 1        37

Введение

Актуальность исследования. Множество обсуждаемых в обществе проблем, вязанных с особой значимостью художествнено-эстетического воспитания, говорит об актуальности и практической важности исследования данного феномена.

Необходимо отметить, что недостатки и просчеты в нравственном воспитании обусловлены обостряющимися жизненными противоречиями в общественной среде.

Актуальность нашего исследования в социально-педагогическом аспекте определяется необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в российском обществе средствами воспитания. Социальный заказ на него отражен в таких государственных документах об образовании, как Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников и других. В качестве основной задачи ставится воспитание образованной, духовно богатой, высоконравственной личности, уважающей культуру и традиции своего и других народов[1].

В научно-практическом аспекте актуальность нашего исследования обусловлена проявлением в последние годы разноплановых и альтернативных по направленности научных исследований по проблемам воспитания подрастающего поколения и необходимостью целостного осмысления современных основ художественно-эстетического воспитания детей на основе систематизации различных подходов и выработки современных стратегий в воспитательной работе.

Неоценимым вкладом в педагогическую науку явилась историко-культурная теория художественно-эстетического воспитания, в системе педагогической деятельности разработанная в трудах Л.С. Выготского, Г.С. Виноградова, В.А. Возчикова, С.Ф. Анисимова, В.И. Кузнецова, А.Ф. Никитина и др. В этих исследованиях духовность сводится к нравственности.

К проблемам теоретической и прикладной педагогики в области эстетического воспитания обращались М.К. Акимов, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, А.И. Довгун, И.Ф. Харламов, М.Т. Яновская и др.

Вопросам нравственно-эстетического воспитания младших школьников посвятили свои труды Н.В. Архангельский, И.А. Каирова, К.В. Макарова, Л.И. Матвеева, Л.Э. Пасмурова, Л.А. Регуш, А.Г. Яковлева и др.

В последние десятилетия защищен ряд докторских диссертаций по проблеме эстетического и нравственного воспитания (И.В. Бабурова, Н.М. Борытко, И.А. Пархоменко, В.М. Пустовалов, Н.П. Шитякова), в которых рассматриваются пути решения данной проблемы в условиях формирования в обществе различных систем ценностей.

Безусловно, самую роль в воспитании нравственных и эстетических качеств играет семья ребенка. Семья выполняет роль первого и главного в жизни ребенка агента воспитания и сохраняет свое ведущее положение в конкурентных условиях воспитательного воздействия внесемейных референтов (дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, среда сверстников и т.д.). Семья - могучее воспитательное средство. Велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.

Вместе с тем, проблема семейного воспитания детей в течение многих лет является одной из ведущих среди исследовательских направлений ряда научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, правоведения и др. В последние десятилетия вопросы, связанные с воспитанием детей в семье, становятся все более актуальными. Кроме того, эстетическое воспитание детей связано с эстетических воспитанием семьи, в которой ребёнок воспитывается. Развитию эстетических представлений способствуют: беседы с родителями, чтение книг, сказки, просмотр мультфильмов, занятия по рисованию, просмотр картин и других художественных произведений.

Цель исследования –  исследовать роль семейного воспитания в развитии художественно-эстетического воспитания  детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс нравственно - эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – семейное воспитание как  главный факторов развития эстетического воспитания у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания детей

2. Изучить семейное воспитание и его влияние на формирование эстетических качеств младших школьников

3.Провести диагностическое исследование развития эстетического воспитания у младших школьников

4. Разработать и провести методическую работу по развитию  эстетического воспитания детей

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

– теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативно-правовой базы, программных документов образовательных учреждений; конкретизация; синтез; обобщение.

– эмпирические: беседа, содержание которой определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина, А.М. Чернышова) и методика «Дорисовывание фигур».

База исследования: МБОУ «СОШ» № 8, г. Норильск, 1б класс (22 человека, 15 девочек, 7 мальчиков).

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


Глава 1. Теоретическая основа развития эстетических качеств в современной семье

1.1 Педагогические взгляды на развитие эстетических качеств младшего школьника

Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», деятельность которой строится на основе внутренне принятой общественной морали и чувстве совести. Результат нравственно-эстетического воспитания материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.[2]        

Неоценимый вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания внесла  Куревина О.А. Она придавала большое значение действенному началу в эстетическом воспитании и подчеркивала, что как его содержание, так и методы должны быть направлены на развитие творческой активности и культурных потребностей подрастающего поколения. Исключительно важную роль Куревина О.А. отводила искусству. В то же время она связывала эстетическое воспитание с трудовым и физическим воспитанием, с научным и техническим образованием. Она была убеждена, что эстетическое воспитание помогает развивать универсальные способности человека, необходимые ему для того, чтобы и окружающую жизнь и самого себя сделать красивыми.[3] 

Но, несмотря на ясное понимание всей важности эстетического воспитания как необходимого компонента в процессе разностороннего развития личности школьника, в первые революционные годы главным все же было вооружение народа знаниями. Молодой республике в кратчайший срок были необходимы специалисты для различных отраслей народного хозяйства, и эстетическое развитие личности считалось бесполезной тратой времени, средств и сил. И в дальнейшем школа ориентировалась на развитие мышления, ума, передачу знаний. Основной упор делался на расширение умственного кругозора, на достижение высокого уровня образованности. В 50-60-е годы XX века ориентация на разрыв науки и искусства усиливается – возникает своего рода культ естественно-математических наук. Задачи обучения и образования стали отделяться от воспитательных задач. Эстетическому воспитанию школьников отводилась роль второстепенного развлекательно-досугового занятия. Практически оно было удалено из учебного процесса, занимая около 5% учебного времени. В массовой практике забота об эмоциональной стороне преподавания отсутствовала. Легче добиться рассудочности, интеллектуальности, чем эмоциональности, а главное – связи чувства и интеллекта.

Таким образом, с конца 20-х годов XX века в школах начинается процесс рационального изучения предметов эстетического цикла. Такое отношение к эстетическому воспитанию, к преподаванию предметов эстетического цикла в школах сохраняется в некоторой мере и до сих пор. Процесс эстетического воспитания ориентирован на эстетическое и художественное просветительство. Школьная система эстетического воспитания традиционно оставляет для учебного изучения лишь три основных искусства – музыку, литературу и изобразительное искусство.[4]

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

-          чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

-          знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

-          умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

В современных условиях ввиду очень быстрых научно-технологических, культурных, бытовых изменений эффективность воспитательной системы должна оцениваться не только по объёму транслируемых подрастающему поколению знаний, умений, навыков, но и по тому, как подрастающее поколение подготовлено самостоятельно действовать и принимать решения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Поэтому процесс эстетического воспитания школьников должен носить деятельный характер – необходимо формировать личность, не только способную воспринимать, чувствовать, переживать в жизни и искусстве прекрасное и обладающую эстетическими знаниями, но и способную реализовывать их в самостоятельной практической деятельности. В связи с этим сегодня наблюдается процесс коренного переосмысления традиционных взглядов на проблему художественно-эстетического воспитания школьников, пересматривается теория становления и развития эстетической культуры учащихся.


1.2 Роль  семейного воспитания в развитии эстетических качеств школьников

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка.

В справочно-энциклопедических источниках анализировались понятия «семья» и «семейное воспитание», так как большинство авторов справочно-энциклопедических статей упоминает их в тесной связке друг с другом.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова слово «семья» имеет два значения: 1) группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе; 2) организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами[5].

Примечательно, что слово «семейный» Ушаков трактует как прилагательное: связанное с жизнью в семье, либо как принадлежащее семье (семейное достояние), или как семейного человека («имеющий семью, не одинокий»). Словосочетание «Семейное воспитание» им нигде не упоминается.

В толковом словаре С. И. Ожегова слово «семья» представлено несколькими значениями (группа живущих вместе близких родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами; группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида), а словосочетание «семейное воспитание» отсутствует во всех изданиях (1949-1992). Словарь объясняет лишь понятие «воспитание» («навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни») и понятие «воспитать» («путем систематического воздействия, влияния сформировать» характер, навыки»)[6].

«Толковый словарь обществоведческих терминов» расширяет понятие семьи и определяет ее как «группу людей, соединенных узами родства (по браку, крови и т.п.) и выполняющую определенные социальные функции (репродуктивные, воспитательные, экономические, коммуникативные, регулятивные и рекреативные). Семья - категория историческая»[7].

В педагогическом энциклопедическом словаре семья определяется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений»[8].

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают[9].

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или иных черт характера, свойств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования. Однако родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и свойства влияют на развитие ребенка, на формирование его как личности.

Н.Д. Тищенко отмечает, что на семью возлагается выполнение важнейших функций: социально-экономических, медико-санитарных, социально-демографических, социально-психологических. Важнейшей естественной функцией семьи является воспроизводство и продолжение человеческого рода. В этом отношении ее роль всегда остается стабильной: несмотря на различные кризисы, семья будет существовать до тех пор, пока на Земле живет человечество[10].

Основная функция семьи – воспитательная, которая реализуется в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей взрослых членов в отцовстве и материнстве, отношениях с детьми, их воспитании. Благодаря воспитательной функции семья обеспечивает подготовку молодого поколения к будущей самостоятельной жизни в условиях конкретного социума. В то же время семья является сферой первичного социального контроля, то есть ее задание заключается в моральной регламентации членов семьи в разных сферах жизнедеятельности, а также регуляции ответственности и обязанностей в отношениях между супругами, родителями и детьми.

С этим связана социально статусная функция семьи – предоставление своим членам определенной социальной защиты, воссоздания социальной структуры. Кроме того, семья выполняет функцию духовного общения, направляя личностное развитие своих членов, их духовное взаимообогащение, а также эмоциональную функцию, обеспечивая психологическую защиту, эмоциональную поддержку своих членов[11].

Именно от родительско-детских отношений зависит успешность присвоения растущей личностью социально значимых ценностей и установок, развитие ее эмоциональной сферы, осознания сущности семейных и более широких социальных ролей.[12]

Таким образом, следует подчеркнуть, что семья является образующим, связующим элементом каждого общества. Именно через семью в силу ее двойственной природы реализуется связь естественного и социального, то есть обеспечивается переход от биологического к социальному посредством включения индивида в процесс обучения и воспитания.

По сравнению с другими методами воспитания, семейное воспитание имеет ряд преимуществ и достоинств: благоприятный эмоционально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, постоянный пример взрослых, духовную связь и преемственность поколений, усвоение моральных и нравственных норм посредством системы семейных ценностей и традиций, стереотипов поведения и общения. В семье ребенок приобретает все необходимые навыки, которые позволяют ему успешно интегрироваться в общество.

Современное семейное воспитание, как отмечает Т.В. Курагина,  основывается на принципах гуманистической педагогики:[13]

‒ креативности, то есть свободного развития способностей детей;

‒ гуманизма, суть которого сводится к признанию личности в качестве абсолютной ценности;

‒ демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

‒ гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

‒ ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:

‒ физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;

‒ нравственное – стержень отношения, формирующий личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

‒ интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

‒ эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

‒ трудовое воспитание – закладывает основы будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.

Эти компоненты дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют специфику:

‒ влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

‒ выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:[14]

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья - институт, который по своей сути является первой социальной средой ребенка, в значительной степени предопределяет его дальнейший жизненный путь. Помимо целеустремленного, осознанного воспитания, осуществляемого родителями, существенное влияние на ребенка оказывает также и  психологическая атмосфера семейной жизнедеятельности. Причем в процессе взросления ребенка эффект от такого влияния постепенно накапливается, отражаясь в структуре его личности. Вследствие этого можно заключить, что практически не существует ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который бы не зависел от тех или иных факторов семейного воспитания в настоящем и в прошлом.


Глава 2. Эмпирическое исследование развития эстетических качеств младших школьников

1.1 Диагностическое исследование уровня развития эстетического воспитания у младших школьников

Целью исследования является выявить уровень развития эстетических качеств и  восприятия у младших школьников (констатирующий этап исследования).

Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи констатирующего этапа исследования:

1.        Изучить особенности предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности, а также особенностей освоения определённых эстетических категорий (таких, как «прекрасно», «безобразно», «красота» и других);

2. Выявить особенности развития художественно-эстетического восприятия у школьников;

3. Выявить и сравнить уровень творческого воображения у детей;

4.  Разработать  проект с целью развития эстетических качеств у детей посредством изобразительной деятельности (в домашних условиях).

Данное исследование проводилось с детьми в рамках МБОУ «СОШ» № 8, г. Норильск, 1б класс (22 человека, 15 девочек, 7 мальчиков).

В исследовании приняли участие 22 ребенка младшего школьного возраста (15 девочек, 7 мальчиков).

Исследование проводилось во внеурочное время (в рамках классного часа) с помощью применения двух  основных  методик:

1) Беседа «Интервью с художником» (состоит из двух заданий с различными направлениями)

2) Игра «Дорисовывание фигур»

Исследование проводилось в три этапа: 1) беседа с учителем, 2) проведение методик, 3) анализ полученных результатов и оформление рекомендаций учителю.

Далее, представим каждую методику  по  отдельности.

1) Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина, А.М. Чернышова).

Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи  в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

 Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация  эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы  (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на  картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался?

А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления. Затем все ответы анализируются и оставляется протокол  полученных данных с расстановкой баллов (от 0 до 5):

0 баллов -  не ответил

1 балл  - очень мало

2 балла  -   мало

3 балла  - средняя оценка

4 балла – достаточно

5 баллов – полные ответы, много.

Затем, высчитывается средний балл и присваиваются категории  (относительно представлений об эстетических  категориях и некоторых видах и жанрах искусства – отдельные протоколы).

Интерпретация среднего балла:

0-1,5 б.– низкий уровень

1,5- 3,5 б. – средний уровень

3,5 - 5 б. - высокий уровень

2) Методика: «Дорисовывание фигур»

Цель  методики – определить уровень развития творческого воображения, способность создавать новые образы, степень творческой наклонности детей.

Материал: 10 карточек с рисунками размера  А5 с небольшим фигурками неопределённой  формы, которые нужно  дорисовать (на каждой карточке -  10 одинаковых фигурок), набор карандашей (простых и цветных).

Ход исследования.

Детям говорят: «Сейчас мы будем дорисовывать волшебные фигурки. Они волшебные потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка или образ- на ваш  выбор, какие Вы захотите!»

Затем детям раздают листки с фигурами. На работу детям дается полчаса. После того, как дети дорисовали фигурки,  у каждого ребёнка  воспитатель  спрашивает «Как называется твоя   картинка? Какие фигурки ты выбрал? Что это? Почему ты  выбрал эти фигурки?» Ответы ребёнка  записываются, последовательно на каждую из десяти фигурок.

Если же ребенок не понимает инструкцию и не хочет рисовать по правилам (обводит фигурку, рисует что-то рядом и не использует фигуру и т.д.), то экспериментатору  можно попробовать нарисовать на отдельном листе квадрат или круг, и показать, как эти фигуры  можно превратить в дом, солнце, машину и т.д. Затем следует снова попросить ребёнка проделать то же самое уже с тестовыми фигурами. В дальнейшем ходе исследования помощь и демонстрация уже не применяются. Нежелание ребёнка дорисовывать может быть  вызвано  плохим настроением или отсутствием склонности к  творчеству и изобразительной  деятельности.

Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов.

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).  Критерий носит название «критерий Фишера».

Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

Низкий уровень – при таком уровне ребёнок не понимает задачу, он либо рисует что-то свое, либо рисует беспредметное изображение. Иногда для 2-3фигурок  из  10дети  с низки уровнем могут рисовать  схематичные  фигуры, примитивные образы, шаблоны.

Средний уровень.  Ребёнок может дорисовывать фигуры,  но  без каких-то дополнительных деталей. У такого ребёнка может встретить часто встречающиеся  фигуры или образы.

Высокий уровень  творческого  воображения. Такие дети рисуют уникальные рисунки с деталями, могут нарисовать 1-2 примитивных, но  это редко. Предложенная фигурка в общей картинке является второстепенной деталью, что отражает очень высокую степень  развития творческого  воображения у ребёнка.

Результаты диагностического интервью (1 методика).

Ниже представлен протокол по двум направлениям игровой ситуации «Интервью с художником».

Каждому ребёнку присвоен свой номер:

Игорь Т. – 1

Маша К. – 2

Рома Л. - 3

Оксана Т. – 4

Ира Р.- 5

Иван Ф. – 6

Оля Ф. –  7

Ангелина Т.  – 8

Виолетта М. – 9

Кирилл  М. -  10

И т.д.

В приложении 1 представлены протоколы проведения двух методик.

По результатам первой таблицы мы видим, что в данном классе детей наблюдается средний уровень развития представлений об эстетических категориях. Только 4  ребёнка смогли дать развернутые ответы на поставленные вопросы, дать  пояснение к определениям «красота», «прекрасно»  и  «безобразно», что  говорит о высоком уровне их эстетического воспитания. У 30%  детей  был выявлен низкий уровень эстетического воспитания. Наглядно результаты первой части методики представлены на рисунке 1:

Рисунок 1- Уровень эстетического воспитания у детей

Однако  по  результатам второй части методики мы видим, что детей, разбирающихся в жанрах живописи и имеющих первичные представления об искусстве гораздо больше.

Представим графически результаты  анализа представлений детей младшего школьного возраста о  некоторых видах и жанрах искусства:

Рисунок 2 - Уровень развития представлений о некоторых видах и жанрах искусства у детей

Высоким уровнем знаний облают 8 детей, средним  - 30%, низким  - 30%. Дети хорошо  различают, что такое  натюрморт, пейзаж или портрет, явно проявляют интерес  к искусству, живописи.

Суммируя результаты обеих частей методики «Игровое  интервью», мы можем сделать вывод, что большинство детей имеют средний и высокий уровень развития представлений о видах  и жанрах искусства и живописи. Проявляя интерес к живописи и разбираясь в картинках, дети все жене могут охарактеризовать их эстетическими категориями. Возможно, это связано с недостаточно развитым словарным запасом детей. В целом мы выявили средний уровень  развития художественно-эстетического  воспитания у детей исследуемой группы.

Восполнить недостатки данного воспитания и пополнить словарных запас эстетическими категориями можно посредством изобразительной деятельности, творческих заданий, общением с художниками, чтением художественной литературы, походом в галереи и т.д. Все это возможно в рамках семейного воспитания.

Результаты методики «Дорисовывание фигур».

 Ребятам было предложено дорисовать следующие фигуры (см. рис. 3):

Рисунок 3  - Методика «Дорисовывание фигур»

Среди фигур, которые дети сумели увидеть и дорисовать, были: зайчик, солнце, лицо, кружок, птица, шкафчик,  цветочек,  велосипед  и зайчик.

Представим  результаты методики в следующих таблицах (см. таблицы 1  и 2  ниже).

  Таблица 1 – Протокол  исследования уровня развития творческого воображения детей

№ ребёнка

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

-

-

+

2

+

-

-

3

-

+

-

4

-

-

+

5

-

+

-

6

-

-

+

7

-

-

+

8

-

-

+

9

-

+

-

10

-

-

+

11

-

-

+

12

-

+

-

13

-

-

+

14

-

-

+

15

-

+

-

16

-

-

+

17

-

-

+

18

-

-

+

19

-

+

-

20

+

-

+

21

-

-

+

22

-

+

-

В исследуемой группе с низким уровнем развития только 2 ребенка, 7 ребят со средним развитием, и  13 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

Для подтверждения результатов был применён критерий Фишера, результаты представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Подсчет коэффициентов методики «Дорисовывание фигурок»

Уровни воображения

Количество детей

%

Критерий Фишера

1. Высокий

13

60

6,3

2. Средний

7

30

3,8

3. Низкий

2

10

2,1

Полученные результаты показывают, что творческое воображение развито достаточно у детей исследуемой группы.   Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Дети с высоким уровнем развития творческого воображения часто рисуют ординальные рисунки, используют предложенные фигурки для зарисовки  более  крупных и сложных картинок, делая  их второстепенными деталями своих изображений.

4 ребёнка  из исследуемой группы нарисовали очень оригинальные рисунки (см. рисунок 4): велосипед, зайчика, цветок и птицу.

Рисунок 4 – Наиболее оригинальные рисунки детей в исследуемой  группе

Мы можем видеть, что воображение у этих детей переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Это является залогом эффективного развития и художественно-эстетического восприятия.

Более наглядно  результаты методики «Дорисовывание фигур» представлено на рисунке 5:

Рисунок 5 – Уровень развития творческих способностей

При этом стоит отметить, что 7 детей при рисовании выбирали цветные карандаши, что говорит о внутреннем желании ребёнка развиваться в творческом направлении.

Таким  образом, творческие способности имеют больше половины детей,  то есть они склонны к изобразительной деятельности и  стремятся развивать свое художественно-эстетическое  воспитание. Мы выявили лишь недостаточный уровень развития представлений об эстетических категориях. Это означает, что в семье родители уделяют недостаточно внимания развитию эстетических представлений у детей. Далее, нам следует разработать программу для развития эстетического восприятия и поддержания уже  имеющегося уровня художественного и эстетического  воспитания детей младшего школьного возраста.

Данная программа должна включать в себя различные методики: игры, беседы, тесты, занятия по изобразительному искусству.  Нельзя  концентрироваться только на чем-то одном, но упор следует делать на расширение словарного запаса посредством  эстетических категорий и эпитетов (например, «красота», «природа», «прекрасно», «восхитительно», «великолепно»,   «безобразно», «гадко», «неприметно»  и  т.д.).  Обязательно  дети  должны познавать новые категории посредством  сравнительной деятельности и наглядных или демонстрационных  методов, а также в рамках изобразительной  и любой другой творческой деятельности. В этом должны помогать родители ребенка.

Элементами программы для занятий в домашних условиях могут стать:  экскурсии в художественные  галереи, чтение литературных книжек, просмотр картин, художественных произведений, общение непосредственно с художниками. Кроме работы  с детьми, в программе следует предусмотреть работу методического характера с преподавателями школы,  а  также родителями данных детей.

1.2 Содержание работы по развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста в рамках семьи        

Задачи работы:

  1. Создать условия для развития художественного и эстетического восприятия у младших школьников;
  2. Повысить уровень профессионального мастерства учителей;
  3. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей в семье, развития художественно-эстетического восприятия.
  4. Повышения уровня вовлеченности родителей в развитии эстетического воспитания школьника.

Исходя из задач, поставленных перед коллективом школьного образовательного учреждения, были  созданы условия для развития художественного и эстетического восприятия у ребят.

Комплексная работа по теме проекта включает в себя следующие  направления (рис. 6)

        

Рисунок 6 -  Комплексная работа по развитию художественно-эстетического воспитания у детей  

Рассмотрим также каждый элемент комплексной работы по развитию художественно-эстетического воспитания у детей  младшего школьного возраста по отдельности.

Мы уже отмечали, что эстетика повседневной жизни играет важную роль.

Беседы с родителями.

Родители должны часто говорить с детьми об основных эстетических категориях, включать в рассказы и сказки такие понятия, как «красота», «прекрасный мир», «красивый», «красочный» и т.д. При совершении проступков с ребенком надо обсуждать то, как он поступил, как надо было сделать, как он может улучшить свое поведение и т.д., т.е. надо анализировать поступки ребенка вместе с ним. У ребенка необходимо поддерживать его стремление к изобразительной деятельности, интерес в живописи, культуре. По возможности - посещение музеев, памятников в городе, театральных представлений для детей, просмотр мультиков и сказок, которые содержать элементы эстетического воспитания. При необходимости родители должны обращаться к помощи учителей школы. Некоторые категории действительно очень сложно объяснять, поэтому родители должны демонстрировать их в своих поступках, ежедневных беседах.

Работа  с детьми (Игры и разминки).

Возможно проведение домашних занятий с детьми.

Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо продолжать осваивать цветовое богатство красок. Дети младшего школьного возраста уже  хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов. Для этого можно проводить ряд  бесед, мини-уроков по изучению цветов с  использованием карточек и разноцветных книг. Активное освоение холодной и теплой  гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи, повысить уровень  эстетического восприятия. Так, мама может попросить ребенка изобразить «холодную зиму», «теплое лето» и т.д.

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Игра «Скажи художник» (на развитие эстетических  категорий у детей)

Цель игры -  формирование навыков восприятия  и ассоциативного мышления, овладение языка художественного-описательного (эстетического) характера.

Воспитатель или родитель называет различные предметы,  природные явления, события: «Ты скажи, скажи художник, а какого цвета … дождик» (снег, зима, лето, осень, небо и т.д.).

Можно также построит игру противоположным  образом  с помощью вопросов: «Что бывает голубым, желтым, зелёным?»

Обязательно надо заранее заготовить карточки с изготовлением ответов-картинок.

Игра «Каракули»

Цель  игры  -  развитие этетического восприятия, творческого воображения.

Взрослый или  сам ребёнок  рисует на листе  бумаги с закрытыми глазами. После этого дети начинают анализировать полученные «каракули» и искать сходства с определенными предметами или явлениями.

Можно устроить соревнования – кто  более красочно опишет предметы красивыми эпитетами и категориями.

Упражнение

На данной картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай  узоры для других бабочек, чтобы каждый  был неповторим и прекрасен! Раскрась их!

Рисунок 7 – Дополнение к  упражнению

Работа с воспитателями – направлена на работу с родителями, приобщению семьи к воспитательному процессу с целью развития именно эстетических качеств:

  1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития школьников.
  2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
  3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал». Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.
  4. Беседа с родителями на тему «Эстетика – этика будущего». Цель – рассмотрение роли эстетического воспитания для школьника.


Заключение

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Мы оценили роль семьи в формировании основ для эстетического воспитания школьников, выделили, что эстетическое воспитания тесно связано с художественным воспитанием. Крайне важно, чтобы основы становления эстетических качеств ребенка закалывались именно в рамках семьи. В школу ребёнок приходит уже с определенным набором понятий и определений, которые он узнает от родителей, бабушек и дедушек и т.д.

Одно из задач в рамках практической части являлась разработка и проведение комплекса занятий для родителей и детей,  направленных на развитие эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках домашнего воспитания.

Для решения поставленных задач было проведено эмпирическое исследование, которое  состояло из основных этапов:

1. Изучить особенности предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности, а также особенностей освоения определённых эстетических категорий (таких, как «прекрасно», «безобразно» и других);

2. Выявить особенности развития художественно-эстетического восприятия у младших школьников;

3. Выявить и сравнить уровень творческого воображения у детей;

4.  Разработать  проект мероприятий с целью развития художественного и эстетического воспитания детей посредством разнообразной деятельности.

В практической части работы мы использовали две методики для диагностики уровня развития художественно- эстетического воспитания и творческого воображения:  игровая беседа «Интервью с художников» из двух этапов, содержание которой определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина, А.М. Чернышова) и методика «Дорисовывание фигур». Методики были проведены с детьми 1б класса МБОУ «СОШ» № 8 в г. Норильск во время классного часа.

Результаты диагностики позволили определить, что творческие способности имеют больше половины детей среди исследуемой группы,  то есть они склонны к изобразительной деятельности и  стремятся развивать свое художественно-эстетическое  воспитание. Мы выявили лишь недостаточный уровень развития представлений об эстетических категориях. Это означает, что в семье родители уделяют недостаточно внимания развитию эстетических представлений у детей. Далее, нами была  разработана программа мероприятий для развития эстетического восприятия и поддержания уже  имеющегося уровня художественно-эстетического  воспитания детей младшего школьного возраста.  

Данная программа состоит их комплексной работы с детьми,  воспитателями и родителями, содержит в себе: игр, бесед, тренингов, посещением музеев, выставок и других мероприятий. Упор мы предложили сделать на расширении словарного запаса ребят эстетическими категориями  (на это направлен ряд  мероприятий,  игр).

Таким образом, развивающая предметная среда школы, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое  планирование работы педагогов  с родителями смогут поддержать, а при необходимости – и повысить,  уровень художественно-эстетического воспитания у младших школьников.


Список использованных источников

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. М.,2010.- 112с.
  2. Абдуллаева М. Семья как основа эстетического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 599-600.
  3. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания / А.И. Безлюдный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 4-43.
  4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие школьников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2007. – 448 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  6. Бурмистрова Л.В., Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Гуманитарное образование, духовно- нравственное и патриотическое воспитание до- школьников и младших школьников средствами русского языка и отечественной культуры. М.: Моск. инновац. сеть «Пушкинское слово», 2006.- 133 с.
  7. Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011.- 344 с.
  8. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности  педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. М.,2007. – 214 с.
  9. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г. Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114 с.
  11. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2011.  – 319 с.
  12. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.
  13. Муромцева О.В.: Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. -  404 с.
  14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148 с.
  15. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №2 (13).
  16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – С. 341
  17. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 377 с.
  18. Ромаданова И.Н. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема // В сборнике: Ученые записки сборник научных трудов и статей. Под редакцией Л.А. Вицюк. Москва-Белореченск, 2014. - С. 113 свободный, дата обращения 25.10.2017].
  19. Составные компоненты содержания семейного воспитания / Т.В. Курагина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - № 1. - С. 77.
  20. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека / Н.Д. Тищенко // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2011. - № 2. - С. 111-117
  21. Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://  ushakova-slovar.ru/description/semia/69200. –Дата обращения  – [Доступ свободный, дата обращения 25.01.2015]
  22. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - СПб.: Лань,1999. – С. 381.

Приложение 1

       Таблица 1- Протокол общения полученных данных обследования детей на выявление представлений о некоторых эстетических категориях

Показатель для фиксации

Порядковый номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии

0

1

2

0

3

2

2

3

1

4

3

Многообразие (смог назвать несколько эстетических категорий)

0

1

2

1

3

2

2

2

4

3

2

Обобщённость (понимание категорий, их  соотношение)

1

1

3

1

3

1

2

2

3

3

2

Адекватность (точность)

1

2

3

1

3

1

2

2

2

2

3

Проявление интереса, активность

1

2

3

1

3

1

3

4

1

4

1

Эмоциональные проявления при ответах

1

1

3

1

4

2

4

4

2

5

4

Самостоятельность

2

1

4

1

4

2

3

4

1

4

4

Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы

1

1

3

2

4

2

3

4

1

4

4

Средний показатель баллов

1

1

3

1

3

2

3

4

2

4,5

3,5

         Продолжение таблицы 1

Показатель для фиксации

Порядковый номер испытуемого

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии

0

1

2

0

3

2

2

3

1

4

3

Многообразие (смог назвать несколько эстетических категорий)

0

1

2

1

3

2

2

2

4

3

2

Обобщённость (понимание категорий, их  соотношение)

1

1

3

1

2

1

2

2

3

3

2

Адекватность (точность)

1

2

3

2

3

1

3

2

2

2

3

Проявление интереса, активность

1

2

3

1

3

1

3

4

1

4

1

Эмоциональные проявления при ответах

1

1

3

2

4

2

4

4

2

5

3

Самостоятельность

2

1

4

1

4

2

3

4

1

4

3

Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы

1

1

3

2

4

2

3

4

1

4

4

Средний показатель баллов

1

1

3

2

3

2

3,5

4

2

4,5

3

           

         Таблица 2- Протокол общения полученных данных обследования детей на выявление представлений о некоторых видах и жанрах живописи, искусства

Показатель для фиксации

Порядковый номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии

1

1

2

0

3

2

4

3

1

3

Многообразие (смог назвать несколько произведений, жанров, авторов)

1

1

0

1

4

2

4

2

3

3

Обобщённость (понимание терминов, их  соотношение)

1

1

3

3

3

1

2

2

3

3

Адекватность (точность)

1

2

3

1

3

1

2

0

2

1

Проявление интереса, активность

2

2

3

1

3

1

4

5

1

4

Эмоциональные проявления при ответах

1

1

3

1

4

2

4

4

2

5

Самостоятельность

1

1

4

1

4

2

3

4

1

4

Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы

1

2

3

2

4

2

3

5

1

5

Средний показатель баллов

1

1

3

1

4

2

4

4

3

4,5

             Продолжение таблицы 2

Показатель для фиксации

Порядковый номер испытуемого

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии

1

1

2

0

3

2

4

3

1

3

Многообразие (смог назвать несколько произведений, жанров, авторов)

1

1

0

1

4

2

4

2

3

3

Обобщённость (понимание терминов, их  соотношение)

1

1

3

3

3

1

2

2

3

3

Адекватность (точность)

1

2

3

1

3

1

2

0

2

1

Проявление интереса, активность

2

2

3

1

3

1

4

5

1

4

Эмоциональные проявления при ответах

1

1

3

1

4

2

4

4

2

5

Самостоятельность

1

1

4

1

4

2

3

4

1

4

Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы

1

2

3

2

4

2

3

5

1

5

Средний показатель баллов

1

1

3

1

4

2

4

4

3

4,5


[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. М.,2010.- 112с.

[2] Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №2 (13).- С. 91

[3] Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2011.  – 319 с.

[4] Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011.- С.118

[5] Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://  ushakova-slovar.ru/description/semia/69200. – [Доступ свободный, дата обращения 25.10.2017].

[6] Ожегов.ру. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/index.html. Дата обращения  – [Доступ свободный, дата обращения 25.01.2015].

[7] Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - СПб.: Лань,1999. – С. 381.

[8] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – С. 341.

[9] Ромаданова И.Н. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема // В сборнике: Ученые записки сборник научных трудов и статей. Под редакцией Л.А. Вицюк. Москва-Белореченск, 2014. - С. 113.

[10] Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека / Н.Д. Тищенко // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2011. - № 2. - С. 111.

[11] Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания / А.И. Безлюдный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 4-43.

[12] Абдуллаева М. Семья как основа эстетического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 599-600.

[13] Составные компоненты содержания семейного воспитания / Т.В. Курагина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - № 1. - С. 77.

[14] Морозов В.В. Теория и методика воспитания в семье в  21 веке / В.В. Морозов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 20. - С. 283.