Российские учителя и их практические задачи по цифровой трансформации

На данных мониторинга цифровой трансформации охарактеризованы практические задачи учителей, связанные с цифровой трансформацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_4.docx205.88 КБ

Предварительный просмотр:

Материал 4

Российские учителя и их практические задачи по цифровой трансформации

В августе-сентябре 2020 года эксперты Высшей школы экономики провели этап первого среза мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в форме опроса. В анкетировании приняли участие администраторы, руководители общеобразовательных организаций, учителя, а также учащиеся 9-11 классов из 52 субъектов Российской Федерации. В рамках мониторинга оценивались различные области цифровой трансформации школ, в том числе использование цифровых сервисов и информационных систем в учебном процессе и административной работе.

Важным показателем степени цифровой трансформации общеобразовательной организации является применение информационных технологий в практической деятельности. Согласно полученным данным, 78% школ-участниц мониторинга подключены к электронному журналу/дневнику, а каждая пятая школа имеет собственную электронную систему сбора и хранения данных об обучающихся (помимо электронного журнала) (26%).

Анализ результатов опроса руководителей показал, что электронным журналом/дневником в своей управленческой деятельности пользуется подавляющее большинство представителей школьной администрации – 88%. По мнению школьных руководителей и администраторов, учителя чаще учеников и родителей пользуются электронным журналом/дневником. Примечательно, что большинство учеников тоже несколько раз в неделю и чаще используют электронный формат дневника, но реже, чем учителя. Это может быть обосновано тем, что для учителей работа с журналом/дневником является функциональной обязанностью.

Практически все опрошенные учителя используют в своей работе те или иные цифровые сервисы и информационные системы. Нормативно регулируемое использование электронного журнала/дневника лидирует в этом списке, однако и оно не является 100-процентным (эта доля составляет 95%). При этом учителя фиксируют в электронном журнале/дневнике или других внутришкольных системах учета различные параметры. В первую очередь речь идет о реализации базовых функций журнала/дневника: контроль посещаемости (90% опрошенных), оценка учебных достижений (88%) и информирование о домашних заданиях (86%). Кроме того, среди учителей распространенной практикой оказывается фиксация в электронном журнале/дневнике состояния здоровья учеников (29%), внеучебных достижений (24%), а также информации о проведении мероприятий (22%).

Спектр использования собственных устройств во время уроков учителями достаточно широк. Чаще всего это поиск информации, обучающие программы и приложения, однако при выборе категории «Другое» учителями по большей части упоминается работа с электронным журналом/дневником и связь с родителями обучающихся (рисунок 1).

Рисунок 1 – Облако слов по задачам, решаемым учителями с помощью собственных пользовательских устройств (телефон, планшет, ноутбук и т.д.) во время уроков, записанных в категорию ответов «Другое».

В то же время электронный дневник достаточно активно используется школьниками в образовательном процессе: 69% учащихся отметили, что пользуются им несколько раз в неделю и чаще. По-прежнему некоторые не пользуются электронным дневником, доля таких ответов – около 11%. Больше половины (59%) учащихся отметили, что их родители или родственники регулярно (несколько раз в неделю и чаще) просматривают электронный дневник.