Статья "Профессиональная готовность будущего учителя в работе с педагогически запущенными детьми"

Александра Владимировна Новицкая

Готовность будущего учителя к воспитательной работе имеет определенную структуру. В данной статье представлены такие компоненты, как  мотивационно- ценностный, когнитивно-мировоззренческий, деятельностно-поведенческий и личностный.

 

Целью статьи является анализ уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей в работе с педагогически запущенными детьми, как показателя уровня сформированности профессиональной готовности в работе с данной категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского

Кафедра

Педагогики и социального образования

Направление подготовки 050100.68

Педагогическое образование

«Высшее образование»

СТАТЬЯ

Тема «Профессиональная готовность будущего учителя в работе с педагогически запущенными детьми»

Подготовила:

студентка 2 курса магистратуры

по направлению «Высшее образование»

Новицкая А.В.

Научный руководитель:

проф. Ядвиршис Л.А.
Проверила:

проф.  Ядвиршис Л.А.

Брянск 2015

Профессиональная готовность будущего учителя к работе с педагогически запущенными детьми

Постановка проблемы:

 На современном этапе развития педагогических и психологических наук большое значение приобретает профессиональная  подготовка будущих учителей в высшей школе. Требования относительно профессиональной подготовки современного учителя  в высших учебных заведениях отображены в  законе образования РФ.

Над проблемой подготовки будущих учителей в разных отраслях профессионального образования работали А. Бойко, О. Беда, Л. Кондрашова, А. Кузьминский, С. Литвиненко, А. Линенко, О. Мороз, В. Сластенин, Л. Хомич и др.

Профессиональную подготовку в общем понимании трактуют как совокупность психологических и моральных качеств личности, объем знаний, умений и навыков, овладение которыми дает возможность специалистам обеспечить образование детей в соответствии с требованиями Государственного стандарта [2].

Сегодня, учитывая условия жизни детей, мы наблюдаем спад у учащихся интереса к учебной деятельности, ухудшение дисциплины. Система воспитательной работы образовательных учреждений не дает желаемого результата, растет количество трудновоспитуемых, педагогически запущенных детей.

Кроме того выбор темы нашего исследования обусловлен потребностями развития педагогической теории и практики в условиях динамических процессов обновления общества и связан со следующими обстоятельствами:

— во-первых, с возрастанием социальной значимости подготовки педагогических кадров, с повышением требований к подготовке учителя в вузе;

— в-вторых, с возрастанием роли профессиональной компетентности учителя в работе с социально запущенными детьми, умеющего оценить их проблемы, помочь им успешно социализироваться;

— в-третьих, с необходимостью разработки содержания социально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов к работе с социально запущенными детьми.

Проблема педагогической запущенности проанализирована в работах М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, В.Н. Мясищева, А.А. Невского, Р.В. Овчаровой и др. Под педагогической запущенностью исследователи понимают устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Предотвращение возникновения и распространения данной ситуации предопределяет потребность в подготовке соответствующих квалифицированных кадров. Анализируя научные источники по проблеме подготовке студентов-педагогов к работе с педагогически запущенными детьми, мы обратили внимание на тот факт, что труды научных работников отражают в основном знаниевый компонент подготовки молодых специалистов. Исследователи мало уделяют внимания аспекту формирования самостоятельной, творческой, активной личности студентов, что, на наш взгляд, очень важно для построения продуктивного процесса воспитания школьников.

Основное изложение текста

Готовность будущего учителя к воспитательной работе имеет определенную структуру, в составе которой мы выделили мотивационно- ценностный, когнитивно-мировоззренческий, деятельностно-поведенческий и личностный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент занимает ведущее место в структуре профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе, поскольку мотив является побудительной причиной любого действия, решающим элементом поступка. Именно через мотив информация всех побудителей человеческого поведения получает выход, реализуется в практических действиях.

Когнитивно-мировоззренческий  компонент готовности будущего учителя к воспитательной  работе характеризуется совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления воспитательного процесса.  Научные педагогические знания являются определенным образом упорядоченной и организованной системой знаний-ценностей, которая создает основу для творчества в целостном педагогическом процессе, содействует развитию педагогической культуры вообще и рефлексивной культуры в частности.

Подготовка будущего учителя к практической деятельности требует обеспечения процесса перехода от теории к практике,  другими словами – превращения знаний в умения и навыки. Учитывая это, в структуре готовности будущего учителя к воспитательной работе важное место занимает деятельностно-поведенческий компонент.

Личностный компонент готовности будущего учителя к воспитательной работе характеризует его профессиональную направленность, личностные профессионально значимые качества, которые помогают положительно влиять на учеников, характеризует личностные качества специалиста. Значимость целостного изучения профессионально-личностного развития студентов очевидна: «без личности не может быть профессионала, а без профессионального самоутверждения не может быть самодовольной личности» [4].

Мы считаем, что готовность будущих учителей будет достигнута в том случае, если:

  • у студентов сформирована прочная теоретическая база в работе с педагогически запущенными детьми;
  • студенты умеют принять приобретенные знания в практической деятельности с данной категорией детей;
  • студенты владеют различными диагностиками выявления детей с педагогической запущенностью, методиками профилактики и коррекции педагогической запущенности;
  • студенты владеют эмпатическим отношением к избранной профессии, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, обладают целеустремленностью и настойчивостью в достижении поставленной цели.

Формулировка цели статьи

Целью статьи является анализ уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей в работе с педагогически запущенными детьми, как показателя уровня сформированности профессиональной готовности в работе с данной категорией детей.

С целью определения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей в работе с педагогически запущенными детьми будущим педагогам была предложена диагностика.

Работа проводилась со студентами 4 курса, (специальность: психологи и социальные педагоги) и 2 курса (специальность: психологи и социальные педагоги) курса. 4 курс был выбран экспериментальным, 2 – контрольным. Экспериментальная группа студентов состоит из 10 человек, контрольная – из 15. Для реализации поставленной цели использовалась диагностика уровня профессиональной компетентности при подготовке студентов к работе с педагогически запущенными детьми Н.Б. Кузнецовой. В данной диагностике определены три уровня сформированности  три уровня сформированности профессиональной компетентности студентов: Репродуктивный (непродуктивный) уровень, адаптативный (частично-поисковый) уровень, творческий (воссоздающий) уровень.
       Для диагностики каждого компонента компетентности нами предлагается три типа заданий, которые позволяют определить уровень ее сформированности.

Задания для определения репродуктивного уровня компетентности:
1) Назовите одного из ученых, занимающихся проблемой педагогической запущенности детей.
2) Раскройте содержание следующих понятий: «педагогическая запущенность», «отклонение от нормы», «социализация».
Задания для определения адаптативного уровня компетентности:
1) Представьте, что Вам нужно рассказать о профилактике педагогической запущенности: а) родителям, воспитывающим ребенка с педагогической запущенностью; б) своим товарищам. Приведите фрагменты текстов Вашего выступления. Чем они будут различаться?
2) Приведите пример наличия у ребенка педагогической запущенности.
Задания для определения творческого уровня:
1) Спрогнозируйте те новообразования в структуре развития ребенка, которые могут появиться при несвоевременном оказании коррекционной помощи.
2) Определите причины нарушений в поведении ребенка.
При опросе выяснилось, что у Антона направленность интересов в наибольшей степени на трудовую и спортивную деятельность (посещает секцию волейбола). Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в основном вне школы. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет.

Результаты диагностики экспериментальной группы показали, что 1 студент (10%) относится к творческому (воссоздающему) уровню сформированности профессиональной компетентности в работе с педагогически запущенными детьми, 2 студента (20%)  относятся к адаптивному (частично-поисковому) уровню и 7 студентов  (70%)  относятся к репродуктивному (непродуктивному) уровню.

Результаты диагностики контрольной группы показали, что 2 студента (13%) относятся к творческому (воссоздающему) уровню сформированности профессиональной компетентности в работе с педагогически запущенными детьми, 4 студента (27%)  относятся к адаптивному (частично-поисковому) уровню и 9 студентов  (60%)  относятся к репродуктивному (непродуктивному) уровню.

Результаты диагностики представлены в таблице.  

Таблица 1

Количество студентов(%)

Уровень сформированности компетентности

Репродуктивный

Адаптивный

Творческий

Экспериментальная группа

70

20

10

Контрольная группа

60

27

13

На диаграмме полученные данные выглядят следующем образом.

                                                                                                   Диаграмма №1

Уровни сформированности профессиональной компетентности будущих учителей в работе с педагогически запущенными детьми


На диаграмме видно, что и у контрольной и у экспериментальной групп преобладает репродуктивный уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей в работе с педагогически запущенными детьми.

Для учащихся с творческим уровнем сформированности компетентности в работе с педагогически запущенными детьми характерно:  хорошо развитые рефлексия и самоанализ, студент критичен к результатам своей деятельности, владеет разнообразными методическими приемами.

Нами были проанализированы работы студентов с творческим уровнем сформированности профессиональной компетентности в работе с педагогически запущенными детьми. В основном все задания были выполнены, особых трудностей не возникло. Замечание заключается в том, что студентам еще достаточно сложно полно обосновывать свою точку зрения. Чтобы решить данную проблему, мы считаем, что на семинарских занятиях необходимо задействовать больше заданий творческого характера, направленных на логическое рассуждение и обоснование.

Для учащихся с адаптивным уровнем сформированности компетентности в работе с педагогически запущенными детьми характерно:  воспроизведение имеющихся знаний в свободной форме. Студент излагает основной смысл концепций, теорий, может опускать несущественные моменты, пользуется синонимичными понятиями, с легкостью приводит примеры, адаптирует содержание информации к контингенту аудитории. Студенты данной группы полностью или частично не справились с заданиями творческого уровня. Это говорит о том, что студенты не хотят или не умеют творчески мыслить. Умение работать в коллективе (микрогруппе) сформировано слабо. Для решения данной проблемы предлагаем в образовательный процесс больше групповых заданий, направленных на сплочение коллектива и формирование творческих навыков.

Для учащихся с репродуктивным уровнем сформированности компетентности в работе с педагогически запущенными детьми характерно:  

студент правильно излагает основные положения различных концепций, теорий, но испытывает трудности в установлении межпредметных связей и актуализации нужных знаний, действует по определенной схеме, образцу, ориентируясь на предложенные методические рекомендации. Испытывает трудности при возникновении нетипичных ситуаций. Данная группа студентов выполнила задания первого уровня (теоретического характера), с заданиями адаптивного уровня студенты справились частично. Это говорит о том, что студентам теоритические знания достаточно трудно применить на практике. А с заданиями творческого уровня студенты вовсе не справились. Для решения данной проблемы мы предлагаем каждого студента с репродуктивным уровнем сформированности профессиональной компетентности включать в проблемные дискуссии на лекционных и семинарских занятиях, в активную работу в микрогруппах, предлагать задания практического и творческого характера.

Выводы

Следовательно, результаты диагностирования подтверждают необходимость формирования у студентов профессиональной готовности в работе с педагогически запущенными детьми. Перспективы следующей работы заключаются в реализации разработанной нами программы изучения данной категории детей с учетом включенных в нее заданий поискового и творческого в рамках  дисциплин «Социальная педагогика» и «Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей и подростков». Наша задача – сделать процесс изучения педагогически запущенных детей активным, интересным, и, главное, продуктивным. На наш взгляд, данная программа будет этому способствовать через включение каждого из студентов в активную групповую и коллективную деятельность, через применение метода дискуссии на лекционных и семинарских занятиях, через установление эмоционального контакта между участниками образовательного процесса,  через включение в образовательный процесс заданий поискового, творческого, практического характера.

                                                       Литература

  1. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Рожков М.И. и др.- М., 2001.
  2. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками - М., 2000.
  3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10.
  4. Морозов М.Р. Педагогические условия подготовки будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками, имеющими протестное поведение. Диссертация к.п.н., 2004.
  5. Профилактика отклоняющегося поведения. / Сост. Гериш A.A., Тростонецкая Г.Н. М., 2002.
  6. Юричка Ю.П. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе с трудными подростками. — Магнитогорск, 2000.