ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ВЫПУСК V. Методические указания для преподавателей по дистанционному обучению

Веселова Мария Николаевна

Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь

Д. Девей

В современных условиях образования, особенно в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) в целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVOD 19), возникает необходимость в применении дистанционных форм обучения. Это ставит преподавателя перед адаптацией основной профессиональной образовательной программы и учебно-методической документации к новым формам передачи знаний, умений и практического опыта.

Дистанционная форма обучения, как и очная, должна соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к освоению профессий и специальностей среднего профессионального образования. От того, насколько преподаватель сумеет актуализировать учебно-методическую документацию к дистанционному обучению, будет зависеть эффективность образовательного процесса.  Для этого необходимо следовать современным тенденциям и технологиям, применять новые методики педагогической деятельности.

Данные методические указания по дистанционному обучению нацелены на помощь преподавателю в подготовке к учебным занятиям и их реализации с применением информационных технологий, различных возможностей и способов онлайн взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_do.doc914 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Методист, преподаватель   Веселова М.Н.

Редактор:  

Зам.директора по УМР – Сереброва Ю.И.

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

        Поздравляем с началом нового учебного года. Желаем творческих успехов и профессиональных побед.

        Надеемся, что методические рекомендации окажут помощь в Вашей педагогической деятельности.

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ        6

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ        6

2.1. Чат-занятия        7

2.2. Веб-занятия        7

2.3. Телеконференции        7

2.4. Телеприсутствие        8

2.5. Самостоятельная работа        8

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ        8

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ        10

4.1. Критерии оценивания дистанционного обучения        10

4.2. Список рекомендуемой литературы, Интернет-источников для подготовки студента        13

5. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ        13

5.1. Работа на платформе «Академия-медиа 3.5»        13

5.1.1. Регистрация. Личный кабинет        14

5.1.2. Разделы главной страница «Академия-Медиа 3.5»        16

5.1.3. Работа с учебными материалами и программами        16

5.1.4. Управление курсами и группами        17

5.1.5. Формирование отчетов        18

5.1.6. Задания и ответы        19

5.2. Работа в программе Skype        22

5.2.1. Регистрация в Skype        22

5.2.2. Создание списка контактов в Skype        23

5.2.3. Звонки в Skype        24

5.2.4. Конференц­звонок в Skype ………………………….………………………………………………………………………………….28

5.2.5. Отправка сообщений в Skype        25

5.3. Работа на платформе Zoom        26

5.3.1. Регистрация в Zoom        26

5.3.2. Добавление контактов        27

5.3.3. Организация конференции        28

5.4. Использование Google Forms для дистанционного обучения        31

5.4.1. Работа с Google Forms        31

5.4.2. Создание документа с Google Forms        32

5.4.3. Создание анкеты с Google Forms        35

5.4.4. Создание теста с Google Forms        36

5.4.5. Отправка формы        36

5.4.6. Просмотр ответов        37

5.5. Использование социальной сети ВКонтакте для дистанционного обучения        37

5.5.1. Начало работы в ВКонтакт        37

5.5.2. Добавление друзей        38

5.5.3. Общение через Мессенджер        38

5.5.4. Создание группы        38

5.5.5. Создание мероприятия        41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        42


Введение

Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь

Д. Девей

В современных условиях образования, особенно в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) в целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVOD 19), возникает необходимость в применении дистанционных форм обучения. Это ставит преподавателя перед адаптацией основной профессиональной образовательной программы и учебно-методической документации к новым формам передачи знаний, умений и практического опыта.

Дистанционная форма обучения, как и очная, должна соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к освоению профессий и специальностей среднего профессионального образования. От того, насколько преподаватель сумеет актуализировать учебно-методическую документацию к дистанционному обучению, будет зависеть эффективность образовательного процесса.  Для этого необходимо следовать современным тенденциям и технологиям, применять новые методики педагогической деятельности.

Данные методические указания по дистанционному обучению нацелены на помощь преподавателю в подготовке к учебным занятиям и их реализации с применением информационных технологий, различных возможностей и способов онлайн взаимодействия.


1. Теоретические основы дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это процесс организации образовательной деятельности с применением электронных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, электронных платформ и других интерактивных средств, обеспечивающих взаимодействие обучающегося и преподавателя на расстоянии.

Первая форма дистанционного обучения была известна в Европе в конце XVIII века, и была связана с появлением доступной почтовой связи. Такое обучение называлось «корреспондентским». Обучающиеся по почте получали материалы, а затем отправляли  научную работу или сдавали экзамены доверенному лицу. В России корреспондентское обучение появилось в конце XIX века. Начиная с 50-х гг. XX века благодаря радио и телевидению дистанционное образование привлекло большие аудитории. Однако у обучающихся не было возможности получать обратную связь.

В 1969 году появился Открытый Университет Великобритании – первый университет дистанционного образования, доступный за счет невысокой цены и ненужности часто посещать аудиторные занятия.

В конце 1980-х широкое распространение персональных компьютеров открыло новые возможности для дистанционного обучения. В 1990-х его стали внедрять Международная ассоциация «Знание» и Современная гуманитарная академия.

30 мая 1997 года в России вышел приказ Минобразования № 1050, запустивший эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Сегодня благодаря доступности компьютеров и Интернета дистанционное обучение распространилось повсеместно и стало простым для освоения.

Цель дистанционного обучения:

- повышение доступности образовательных услуг для обучающихся,

- расширение сферы основной деятельности образовательного учреждения;

- повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;

- предоставление возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и позволяет:

  • осуществлять обучение большого количества человек на расстоянии, создавая единую образовательную среду;
  • экономить (на поездку до места) и самостоятельно планировать время;
  • использовать электронные формы обучения, находясь в любом месте;
  • применять современные образовательные средства, электронные библиотеки и ресурсы;
  • снизить материальные и эмоциональные затраты на организацию процесса обучения.

Основными принципами организации дистанционного обучения являются:

- принцип интерактивности, предполагающий постоянные контакты всех участников учебного процесса на расстоянии с помощью электронной информационно-образовательной среды (в том числе, электронная образовательная платформа, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, онлайн уроки и др.);

- принцип адаптивности, благодаря которому можно использовать современные учебные цифровые образовательные ресурсы, легко усваиваемые новым поколением обучающихся;

- принцип гибкости, позволяющий обучающимся работать в подходящем для них темпе и в удобное время, в том числе, в периоды невозможности посещения занятий (неблагоприятные погодные условия, болезни, карантин и др.);

- принцип объективности, согласно которому оцениваются только результаты выполненных обучающимися заданий.

2. Основные формы дистанционного обучения

В процессе дистанционного обучения используются следующие организационные формы учебной деятельности:

- чат-занятия (лекция, консультация, практика, научно-исследовательская работа, самостоятельная работа);

- веб-занятия (видео-трансляция, лекция-презентация, лабораторная работа, практическое занятие, контрольная работа, тестирование, учебная практика и др.)

- телеконференции (конференция, круглый стол, семинар, практическое занятие),

-телеприсутствие (любой вид учебного занятия).

При этом асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) позволяют передавать и получать учебные материалы в удобное время для каждого участника образовательного процесса (электронная почта, форумы, социальные сети, электронные платформы и др.).

При применении синхронных сетевых технологиях (онлайн-обучение) обмен информацией происходит в реальном времени и требует непосредственного участия обучающихся в образовательном процессе в реальном времени (чаты, видео-конференции и др.)

2.1. Чат-занятия

Чат-занятия — дистанционные занятия, которые проводятся с применением чат-технологий. С помощью чата в режиме онлайн  могут проводиться консультации, общение с преподавателем и между обучающимися во время лекций, подготовка научно-исследовательских проектов, организовываться самостоятельная работа студентов. Для организации чатов применяются социальные сети, электронная почта, мессенджеры WhatsApp, Viber и другие электронные способы связи.

Во время чата все участники имеют одновременный доступ к информации. Тем самым у них есть возможность публично делиться своим мнением, задавать вопросы. Благодаря данной форме организации учебного занятия информация становится общедоступной, что помогает преподавателю сокращать время на ее распространение и повторение. Обучающийся может легко восстановить упущенные сведения через чат или вернуться к ним в любое время.

2.2. Веб-занятия

Веб-занятия — дистанционные занятия, проводимые с помощью средств Интернета. Так можно организовать на расстоянии видео-трансляцию, лекцию-презентацию, лабораторную или практическую работу, контрольную работу, тестирование, учебную практику. Для проведения веб-занятий применяются специализированные электронные образовательные и социальные платформы, социальные сети, электронные формы и веб-форумы.

Во время веб-занятий участники имеют возможность получать необходимую информацию, находясь в любом месте с доступом к сети Интернет. Кроме того, обучающиеся могут самостоятельно спланировать время выполнения заданий или обратиться к пройденному материалу в виде презентации, видео- или аудиозаписи. Веб-занятия позволяют преподавателю сделать информацию доступной для изучения или выполнения заданий в необходимый промежуток времени, не дублировать ее в индивидуальном порядке. Конечно, дистанционные веб-занятия, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, но использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает их более наглядными и запоминающимися. При этом нет необходимости конспектировать материал, т.к. информация всегда доступна на веб-странице.

2.3. Телеконференции

Телеконференция — дистанционное занятие, проводимое в рамках определенной темы и рассчитанное на онлайн общение преподавателя и обучающихся. Для него используются специальные электронные платформы, позволяющие взаимодействовать всем участникам учебного процесса. Телеконференции помогают осуществить коллоквиумы, круглые столы, семинарские или практические занятия, провести онлайн-конференцию.

Во время них каждый участник учебного процесса имеет возможность поучаствовать в «живом» диалоге, выступить с докладом, задать или ответить на вопросы. При этом другие собеседники могут наблюдать за ним через видео-трансляцию.

2.4. Телеприсутствие

Телеприсутствие — новая форма дистанционного занятия, с помощью которой создается впечатление полноценного посещения урока в реальном режиме. Она осуществляется благодаря робототехнике. Обучающийся, находясь дома за компьютером, может вести диалог, слышать и видеть преподавателя и других студентов при помощи робота, на котором находится монитор. При этом педагог также видит и слышит всех своих учеников, словно они находятся в классе. Данная форма дистанционного обучения позволяет воссоздать учебное занятие в реальном режиме, не выходя из дома, но пока она находится на стадии эксперимента и требует довольно больших материальных вложений для ее реализации.

2.5. Самостоятельная работа

Образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий  предусматривает значительную долю самостоятельной работы обучающихся, методическое и дидактическое обеспечение данного процесса, а также регулярный контроль знаний обучающихся со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:

- работа с электронным учебником;

- просмотр видео-лекций;

- прослушивание аудио-файлов;

- компьютерное тестирование;

- выполнение практических заданий;

-подготовка докладов, рефератов и иных письменных работ;

-изучение печатных и других учебных и методических материалов.

3. Требования к организации процесса дистанционного обучения

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), образовательная организация может применять при реализации образовательных программ среднего профессионального образования электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (далее – дистанционное обучение).

Дистанционное обучение может осуществляться как самостоятельная форма освоения образовательной программы или как часть образовательного процесса на период введения ограничительных мер. В соответствии с указом Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVOD 19)», приказом Министерства Просвещения № 104 от 17.03.2020 г. в «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой короновирусной инфекции на территории РФ», письмом Министерства Просвещения РФ № 5Д -161/04 от 08.04.2020 г. «Об организации образовательного процесса» дистанционное обучение было введено на период ограничительных мер и действия режима самоизоляции (карантина) с целью установления единых подходов к образовательной деятельности и обеспечения усвоения обучающимися образовательного минимума содержания образовательных программ в соответствии с графиком учебного процесса.

При дистанционном обучении работа осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Образовательная организация самостоятельно определяет применение электронных ресурсов, приложений и цифровых платформ, которые допускаются в образовательном процессе. Педагогические работники при этом актуализируют методические материалы и организуют процесс освоения рабочей программы, используя дистанционные образовательные технологии, своевременно консультируя обучающихся и регулярно оценивая их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.

Образовательная организация также самостоятельно определяет требования к проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей контингента обучающихся.

При осуществлении дистанционного обучения:

1. Все преподаватели и обучающиеся должны иметь доступ к сети Интернет и быть на связи друг с другом согласно расписанию занятий.

2. Преподаватели обязаны своевременно выкладывать задания, использую электронные технологии. Студенты обязаны своевременно выполнять задания в указанные сроки.

3. Классные руководители обязаны осуществлять контроль учебной активности и успеваемости обучающихся, оперативно реагировать на проблемы, касающиеся организации учебного процесса, консультировать студентов по организационным вопросам дистанционного обучения.

4. Форма и технологии проведения занятий определяются преподавателями самостоятельно в зависимости от целей урока. Занятия проводится через социальные сети, электронные платформы, мессенджеры и др. с использованием видео-, аудио- связи, чатов, письменного (устного) общения.

5. При размещении заданий преподавателю следует учитывать объем учебной нагрузки, рассчитанный на проведение одного урока.

6. Преподаватель обязан предоставлять обучающимся ссылки на учебную литературу, электронные тексты, презентации для подготовки к занятию, а также темы и задания для самостоятельного изучения.

7. При проведении практических занятий и лабораторных работ в дистанционной форме преподавателю необходимо опираться на теоретический материал, а также учитывать объем и сложность задания в условиях дистанционного обучения.

8. После предоставления обучающимися выполненного задания, преподавателю необходимо проверить его и огласить оценки с применением  электронных технологий.

9. Промежуточная аттестация и текущий контроль могут проходить как в устной форме (в режиме онлайн) в форме собеседования, ответов на вопросы, сообщения по теме, защиты творческой или исследовательской работы, так и в письменной форме (в режиме оффлайн и онлайн) в форме изложения, сочинения, диктанта, письменной работы, тестового задания, контрольной работы и т.д. При этом преподаватель устанавливает временные рамки для выполнения задания.

10. Все занятия дистанционного обучения фиксируются преподавателем в листах посещаемости, а затем данные заполняются в учебных журналах и сдаются завучу площадки.

4. Методическое сопровождение дистанционного обучения

Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые должны обеспечивать доступный для обучающихся процесс освоения образовательной программы.

Оно должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний); дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

В комплект методических разработок преподавателя по дистанционному обучению  должны входить:

-рабочая программа учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики;

-календарно-тематическое планирование, выполняемое в соответствии с планом учебного процесса;

-актуализированные для дистанционного обучения методические рекомендации по выполнению студентами практических/лабораторных работ;

-актуализированные для дистанционного обучения методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной работы;

- актуализированный для дистанционного обучения комплект контрольно-измерительных материалов,

- актуализированная для дистанционного обучения программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике, контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям;

- актуализированная для дистанционного обучения программа государственной итоговой аттестации (в том числе, методические рекомендации по выполнению студентами выпускной квалификационной работы; методические рекомендации по выполнению студентами курсовой работы (проекта));

- актуализированный для дистанционного обучения план и конспект занятия;

- актуализированные для дистанционного обучения дидактические средства: печатные и цифровые источники (например, электронный вариант учебного пособия, электронные файлы лекций, ссылки на файл, веб-страницу или каталог, электронный глоссарий и др.), аудио- и видеоматериалы (презентации, аудио-лекции, учебные видеофильмы и др.).

4.1. Критерии оценивания дистанционного обучения

Важным этапом дистанционного обучения является оценивание выполнения заданий студентами. Для этого преподавателем должны быть разработаны критерии и шкала оценивания в зависимости от поставленных целей и задач промежуточного и итогового контроля, выбранных видов и форм.

Критерии оценивания включают результаты освоения студентом знаний, умений, практического опыта по изучаемому материалу и формулируются в словесной форме. Шкала оценивания прописывается в балловом эквиваленте и является суммой баллов, полученных студентов за выполненные задания.

Если формой промежуточной аттестации не предусмотрена оценка, то выставляется «зачтено» или «не зачтено».

Критерии оценивания устной формы контроля

При использовании устной формы контроля во время работы на электронных платформах, с помощью видеоконференций и др. критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка "5" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, ответ обучающийся дает самостоятельно.

Отметка "4" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены одна – две не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Отметка "3" выставляется, если ответ не полный, несвязный; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Отметка "2" выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценивания письменной формы контроля

При использовании письменной формы контроля во время работы в социальных сетях, чатах, по электронной почте и др. необходимо обращаться как к критериям оценивания, так и шкале оценки. Критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка «5» на письменном опросе выставляется, если студент набирает 9-10 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, логично и структурированно выстраивает ответ, высказывает и обосновывает свое мнение.

Отметка «4» выставляется, если студент набирает 7-8 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, но допускает незначительные ошибки, не всегда логично, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

Отметка «3» выставляется, если студент набирает 5-6 баллов из 10 и не демонстрирует знание основных понятий, не умеет проанализировать основные проблемы по изучаемой теме, отвечает нелогично и не может обосновать свое мнение.

Отметка «2» выставляется, если студент набирает менее 4 баллов из 10 и не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет логично отвечать на вопросы, высказать и обосновать собственное мнение.

Шкала оценивания

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

Отметка о сдачи промежуточной аттестации

 «5» отлично

9-10 балла (90% и более)

+

«4» хорошо

7-8 баллов (88-77%)

+

«3» удовлетворительно

5-6 баллов (73–53%)

+

«2» неудовлетворительно

4 – 1 балл (менее 53%)

-

Критерии оценивания без бально-рейтинговой системы

При сдаче студентом зачета оценка не выставляется. Преподаватель отмечает только степень усвоения студентом материала.

Зачтено выставляется, если обучающийся знает предмет, умеет использовать полученные знания и умения для объяснения поставленных вопросов. При этом он может допускать ошибки, но непринципиального характера. «Зачтено» соответствует количеству баллов, набранных на оценку «3» – «5».

Не зачтено – выставляется, если студент слабо ориентируется в материале или совсем не владеет им, не может применить знания и умения при решении поставленных задач, допускает большое количество ошибок и искажает теоретические или практические данные. «Не зачтено» соответствует количеству баллов, набранных на оценку «2».

Шкала оценивания

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

Отметка о сдачи промежуточной аттестации

Зачтено

9-10 балла (90% и более)

+

Зачтено

7-8 баллов (88-77%)

+

Зачтено

5-6 баллов (73–53%)

+

не зачтено

4 – 1 балл (менее 53%)

-

Например,

Критерии оценивания по промежуточной аттестации ОГСЭ.01 Основы философии

Номер задания

Критерии оценивания

Количество баллов за задание

Максимальное количетсов баллов

Задания с 1 по 30

Студент демонстрирует уверенное знание основных понятий философии, философских направлений, ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, понимает социальные и  этические  проблемы

1

30

Студент допускает незначительные ошибки, умеет анализировать философские проблемы, но не раскрывает их актуальность в современном мире, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

0,8

 Студент не демонстрирует знание основных категорий философии, показывает несвязанные знания основных философских учений, не умеет проанализировать философские проблемы и рассмотреть их актуальность, высказывает и обосновать свое мнение нелогично.

0,5

Студент не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет высказать и обосновать собственное мнение.

0

Шкала оценки выполнения работ

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

Отметка о сдачи дифференцированного зачета

 «5» отлично

27-30 балла (90% и более)

+

«4» хорошо

22-26 баллов (71-89%)

+

«3» удовлетворительно

13-21 баллов (50- 70%)

+

«2» неудовлетворительно

менее 12 баллов (менее 50%)

-

4.2. Список рекомендуемой литературы, Интернет-источников для подготовки студента

В список литературы, рекомендуемой для подготовки студента необходимо включить основные источники, дополнительные источники, Интернет-ресурсы, электронные версии печатных изданий, электронную библиотеку.

Основные источники – это актуальные учебные пособия, учебники, имеющиеся в наличии в образовательном учреждении и изданные не позднее 5 лет.

Дополнительная литература – это учебники, методические рекомендации, первоисточники, журналы, статьи любого года издания, необходимые для более глубокой подготовки студента.

Интернет-ресурсы – это электронные учебники, статьи, первоисточники, которые студент может найти по ссылке в Интернете.

Электронные версии печатных изданий – это электронные учебники или иная литература,  с которой студент может познакомиться через электронный файл. Его студент может найти по ссылке в Интернете или получить от преподавателя через электронные способы связи и общения.

Электронная библиотека – это банк электронной литературы. С ней можно познакомиться на соответствующем сайте, выбрать здесь необходимый источник и изучить его в режиме онлайн.

5. Методика организации дистанционного обучения с помощью различных электронных ресурсов

Дистанционное обучение осуществляется с применением различных электронных технологий в зависимости от формы занятия. Среди них можно выделить электронные платформы, социальные сети, мессенжеры и др.

5.1. Работа на платформе «Академия-медиа 3.5»

Среди инновационных разработок для российского профессионального образования можно выделить информационную платформу «Система электронного обучения (СЭО) «Академия-Медиа».

«Академия-Медиа» – это комплекс для организации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях на базе современных IT-технологий, в том числе в дистанционном режиме.

Электронная платформа позволяет удаленно работать с цифровыми образовательными материалами, использовать сетевое взаимодействие для организации учебного процесса, а также для обмена педагогическими материалами, анализировать и оценивать результаты работы обучающихся.

Преимущества «Академия-Медиа» заключаются в том, что она:

-предоставляет доступ к интерактивному учебному контенту;

-позволяет осуществлять электронное обучение, управляя учебным процессом;

-обеспечивает комплексное хранение и систематизация образовательных результатов;

-предоставляет возможность быстро проверять результаты учебной работы обучающихся по группам, отслеживать их успеваемость, посещение платформы;

-позволяет формировать авторские учебные материалы и утверждать их экспертами;

-дает доступ для мониторинга учебных результатов региональными и федеральными органами управления образованием;

-осуществляет непрерывное сетевое взаимодействие между образовательными организациями для обмена педагогическими практиками и методическими материалами;

СЭО «Академия-Медиа» для обучающихся дает возможность самостоятельно выбирать темп и место работы, демонстрирует понятные оценки личных достижений, позволяет многократно повторять задания.

Учебные материалы включают следующие компоненты электронного учебно-методического комплекса:

  • электронный учебник (теоретический материал с интерактивными ссылками);
  • демонстрационные материалы (дополнительные теоретические материалы в формате видео, слайдов и др.);
  • интерактивные практические задания;
  • контрольно-оценочные средства (тестовые задания, вопросы).

Работа с платформой «Академия-Медиа 3.5» в образовательном процессе осуществляется с помощью роли «Преподаватель» и «Студент». Для этого необходимо пройти регистрацию в системе через роль «Администратора», который направляет на электронную почту ссылку для входа.

5.1.1. Регистрация. Личный кабинет

Для тех, кто впервые приступает к работе в «Академия-Медиа 3.5» на странице регистрации необходимо указать контактную информацию, пароль подтвердить свои действия. В дальнейшем достаточно будет просто перейти по ссылке на Главную страницу курса.

Рис. Страница входа в «Академия-Медиа»

На Главной странице своего Личного кабинета пользователь сможет  увидеть доступные ему информационные системы в зависимости от роли. В правом верхнем углу располагаются разделы Календарь, Справка, Профиль, а также Выход из системы.

Рис. Личный кабинет пользователя

В разделе Профиль можно отредактировать наименование образовательной организации, юридический адрес, страну, ФИО и должность, контактную информацию (e-mail, телефон), загрузить свою фотографию. Если есть необходимость, здесь также заменяется старый пароль на новый.

Рис. Раздел Профиль

В разделе Календарь можно спланировать образовательные события и мероприятия или просмотреть прошедшие.

Рис. Раздел Календарь

Чтобы создать семинар, вебинар, встречу нажмите на кнопку Добавить событие. Здесь необходимо  заполнить поля, выбрав тип мероприятия, его дату и время, а также вставить краткое описание: Для сохранения события кликните по кнопке Добавить.

Рис. Добавление события

Событие будет отображаться в виде текстовой страницы в поле даты проведения.

В разделе Справка есть возможность получить краткую информацию по работе с системой.

5.1.2. Разделы главной страница «Академия-Медиа 3.5»

Главная страница «Академия-Медиа 3.5» в зависимости от роли пользователя содержит список разделов:

  • Учебные материалы;
  • Управление группами;
  • Управление курсами;
  • Отчеты;
  • Рабочая программа;
  • Об учебном курсе.

Если тот или иной раздел не доступен для пользователя, он будет неактивным.

5.1.3. Работа с учебными материалами и программами

При выборе функции Учебные материалы открывается доступ к содержанию электронного учебно-методического комплекса, который состоит из тематических глав теории и контрольных заданий.

Рис. Учебные материалы

В роли «Преподаватель» есть возможность просмотреть и сохранить рабочую учебную программу курса в формате .pdf. Для этого необходимо выбрать раздел Рабочая программа, далее Об учебном курсе

Рис. Рабочая программа, Об учебном курсе

5.1.4. Управление курсами и группами

В разделе Управление группами отображается список учебных групп, прикрепленных к курсу, а также здесь можно свернуть или развернуть список студентов, входящих в группу, включая неактивных пользователей.

 

Рис. Список учебной группы

Раздел Управление курсами позволяет осуществить настройки доступа студентов к различным разделам курса. Для этого необходимо в пункте Группы и Студенты  раскрыть список и выбрать необходимый вариант, поставив напротив него галочку. Затем нажать кнопку Сохранить.

 

Рис. Раздел Управление курсами

Кроме того, здесь можно отметить разделы курса, которые необходимы для прохождения. Для этого следует кликнуть по кнопке Показать и в раскрывшемся списке отметить те разделы, изучение которых планируется. Свой выбор нужно подтвердить кнопкой Сохранить.

Рис. Выбор курса

5.1.5. Формирование отчетов

В разделе Отчеты можно сформировать результаты групп и студентов. В зависимости от роли пользователя здесь будет отображаться разное количество возможностей.

Для формирования отчета достаточно войти в раздел, выбрать необходимую группу с помощью флажка, указать период времени и нажать Сформировать.

Рис. Выбор параметров для формирования отчета

Рядом с группой и фамилией студента вы увидите результаты его работы. 

Рис. Отчет о результатах работы групп с цифровыми учебными материалами

 

Кроме того, можно сформировать отчет о результатах работы студентов учебных групп с материалами конкретной темы курса, увидеть данные о времени работы и полученных оценках (в процентах) по итогам выполнения контрольных заданий (оценочных средств).

Для этого необходимо в разделе Отчеты выбрать нужную тему и группу. Затем нажать кнопку Сформировать. 

 

Рис. Формирование отчета о результатах работы с материалами курса

Аналогичным образом можно сформировать отчет о средних результатах работы группы. С помощью него можно посмотреть учебные результаты различных групп и студентов, время их работы с материалами курса.

Рис. Отчет о средних результатах работы группы

Отчет об активности пользователей показывает информацию о том, когда студент приступил к прохождению курса, сколько времени было затрачено в целом. Для него необходимо указать временной период и нажать Сформировать.

 

Рис. Отчет об активности пользователей

5.1.6. Задания и ответы

На главной странице платформы рядом с названием курса можно видеть информацию об общем количестве заданий и ответов.

Рис. Задания и ответы

Здесь есть возможность добавить свое задание, кликнув по кнопке Добавить задание. В открывшемся окне необходимо выбрать тип задания (на оценку или без нее).

Рис. Тип задания

В новой форме заполните поля: тип задания (выпадающий список), название, группа, преподаватель, раздел/темы. Опишите само задание. Загрузите файл, если это необходимо. Укажите, когда студент может сдать задание (ответить позже, отредактировать свой ответ, прикрепить файл), установив галочку.

Рис. Добавление задания

После того, как задание будет готово, нажмите кнопку Сохранить. 

Задание можно также отредактировать или удалить, если нажать на кнопку с тремя кружочками и выбрать здесь нужную опцию.

Созданное задание будет отображаться в личном кабинете студента в разделе Задания.

Чтобы просмотреть ответы, необходимо кликнуть по кнопке Ответы рядом с названием курса. Если задание на оценку, в графе оценка выставьте баллы. Затем подтвердите свое действие кнопкой Сохранить оценку. После этого она буде доступна для просмотра студенту.

Если задание выполнено неверно, можно вернуть его на доработку, нажав соответствующую кнопку. В открывшемся окне можно ввести комментарий и нажать Сохранить. Результаты выполнения заданий отправятся в отчеты по курсам.

Рис. Выставление оценки за задание

5.2. Работа в программе Skype

Skype – это популярная программа для обмена текстовыми или голосовыми сообщениями, который может осуществляться как с помощью компьютера, так и мобильного приложения. Преимущества данной программы заключаются в удобной и быстрой связи с обучающимися или обучающихся друг с другом в режиме онлайн, обмене виде-, аудио-файлами, электронными документами при нахождении в любом месте с наличием сети Интернет, в том числе с телефона. Здесь также есть возможность организовать групповое мероприятие совершенно бесплатно.

5.2.1. Регистрация в Skype

Для начала установите на свой компьютер программу Skype по ссылке http://www.skype.com/intl/ru/download/skype/windows/ После того, как программа будет установлена, нужно в нее войти. Кликаем кнопку Пуск  – Все программы и далее Skype.

Перед вами появится окно Добро пожаловать в Skype. Прежде всего, вам потребуется зарегистрироваться в программе. Кликните ссылку У вас нет логина?

Рис. Вход в программу Skype

В открывшемся окне Создать нового пользователя Skype, заполните строку Полное имя. Затем выберите Skype имя, иначе говоря, ваш ник, под которым вас будут видеть пользователи программы. В следующую строку введите пароль. Далее поставьте галочку рядом со строкой Да я прочитал(а) и принимаю Лицензионное соглашение конечного пользователя, Условия обслуживания Skype и положение о конфиденциальности Skype.

Рис. Регистрация в Skype.

Нажмите кнопку Дальше>. И затем заполните необходимые поля: Электронной адрес, Страна, Город. Теперь можно нажать кнопку Войти.

5.2.2. Создание списка контактов в Skype

Совершить бесплатный звонок вы можете только в том случае, если ваш собеседник тоже зарегистрирован в Skype. Для этого вам потребуется создать список контактов. На главной странице программы в разделе Контакты нажмите кнопку Добавить абонента. В открывшемся окне введите в строку поиска Skype имя, адрес электронной почты или полное имя пользователя.  Нажмите кнопку Поиск. Через некоторое время программа выдаст результаты. Нажмите кнопку Добавить Skype контакт.

Рис. Добавление контакта

Появится новое приложение Послать привет с указанием имени пользователя, которого вы хотите добавить в контакт. Нажмите кнопку ОК.

Строка с именем добавленного контакта появится на главной странице. Если ваш адресат в это время находится в сети, то ваш Skype адрес появится у него на главной странице. Как только он нажмет кнопку Добавить, вы тоже окажетесь в списке его контактов.

Если пользователь находится в программе, то рядом с его именем будет стоять галочка. Если пользователь отсутствует – знак вопроса.

5.2.3. Звонки в Skype

Чтобы совершить бесплатный звонок в Skype, нужно находятся в сети. Выберите в списке контактов нужный адрес и нажимаем кнопку Позвонить в виде зеленого кружочка с трубкой телефона внизу окна. В Skype вы можете общаться сколько угодно, так как это совершенно бесплатно. После окончания разговора кликните по красной кнопке с трубочкой.

Вы также можете осуществлять видеозвонки, ЕС есть веб-камера. В меню Инструменты выберите команду Настройки.  В открывшемся окне кликните слева раздел Настройка видео. В правой части поставьте галочку рядом с пунктом Включить Skype­видео.  Ниже в пункте Автоматически принимать видео выберите, кого вы сможете видеть во время звонка (например, Только людей из моей записной книжки). Рядом в пункте Показывать мое видео, отметьте, кто сможет видеть вас (например, Только люди из моей записной книжки). Нажмите кнопку Сохранить.

Рис. Видео-звонок

Теперь в списке контактов можно выбрать адресата и нажать кнопку Позвонить.  5.2.4. Конференц­звонок в Skype

В программе Skype есть возможность сразу пообщаться с несколькими обучающимися, например, для проведения семинара или группового общения. Эта функция называется конференц­звонок. Для этого в меню Позвонить кликните команду Начать конференц-звонок. В открывшемся окне Начать Skype конференц-звонок выберите абонентов, с которыми будете происходить разговор. Щелкните по нужным именам и нажмите кнопку Добавить. Вы можете включить до 9 участников. Чтобы отменить добавление абонента кликните по кнопке Удалить. Когда весь состав будет в сборе, нажмите кнопку Старт.

После завершения конференции щелкните по кнопке Закончить конференц-звонок в виде трубки в красном кружочке, а затем подтвердите это действие кнопкой ОК.

Рис. Конференц-звонок в Skype

5.2.5. Отправка сообщений в Skype

В Skype можно не только позвонить, но и написать сообщение. Для этого в списке контактов выберите нужного абонента. Щелкните по его имени правой кнопкой мыши и выберите команду Начать чат или нажмите кнопку в строке имени абонента. В раскрывшемся приложение в нижнем левом углу вы увидите поле для ввода сообщения. Заполните его нужным текстом. Затем нажмите кнопку Отправить чат-сообщение рядом с полем ввода текста.

Рис. Чат-сообщения 

 

5.3. Работа на платформе Zoom

Zoom — это онлайн сервис для организации видеоконференций, вебинаров, групповых чатов. Данная платформа позволяет общаться посредством видео- и/или аудио-связи на удаленном расстоянии.

Преимущество сервиса Zoom в том, что он прост для работы, позволяет обмениваться текстами, аудио- и видео-файлами, совместно работать над каким-либо проектом или организовать деятельность группы участников одновременно, проводить конференции, вебинары и мастер-классы.

5.3.1. Регистрация в Zoom

Для начала необходимо перейти на сайт zoom.us. Нажмите Зарегистрируйтесь бесплатно. 

 

Рис. Система Zoom

Затем введите дату своего рождения и кликните Продолжить.

Рис. Ввод данных

В новом окне укажите адрес электронной почты и нажмите Регистрация. 

Затем вам нужно будет зайти на свою электронную почту и подтвердить регистрацию, перейдя по ссылке Активировать учетную запись. В открывшемся окне заполните окно регистрации, указав свои данные. Нажмите кнопку Продолжить. Далее система предложит вам перейти к конференции, либо к своей учетной записи. Выберите – Перейти к учетной записи. 

Рис. Перейти к учетной записи

Здесь вы сможете зайти в раздел Профиль и ввести необходимую о себе информацию.

Рис. Регистрация

5.3.2. Добавление контактов

Следующим шагом будет добавление контактов участников. Для этого кликните в главном меню на Контакты, а затем нажмите на знак «+» и выберите Добавить контакты. Введите адреса электронной почты участников конференции и снова кликните Добавить контакт. После этого адресаты получат на свою почту уведомление с просьбой зарегистрироваться в Zoom и скачать приложение.

Рис. Добавление контактов

5.3.3. Организация конференции

Чтобы организовать конференцию, зайдите в личный кабинет и выберите раздел Организовать конференцию. В открывшемся окне кликните по кнопке Конференция, затем Новая конференция.

 

Рис. Организации конференции

После этого система по умолчанию запускает конференцию с видео и звуком. Убедитесь в том, что у вас подключены динамики и микрофон. Если вы хотите отключить видеорежим, кликните Остановить видео внизу экрана.

Рис. Остановить видео

Чтобы пригласить участников на конференцию, выберите на панели инструментов Управлять участниками, а затем Пригласить и укажите адреса их электронной почты.

Рис. Пригласить участников

Выбранные адресаты получат ссылку доступа к конференции по почте. После того, как они примут приглашение и перейдут по ссылке, вам необходимо будет открыть им доступ. Для этого в правой колонке нажмите на кнопку Принять.

Чтобы отвечать на вопросы участников письменно, откройте чат. Нажмите на кнопку Чат на панели управления. Справа откроется окно для ввода сообщений и просмотра чата участников.

Рис. Чат

Для отправки ответа определенному участнику кликните по кнопке Кому и выберите в раскрывшемся списке необходимого адресата.  

Чтобы во время конференции была возможность показать презентацию, необходимо кликнуть по кнопке Демонстрация экрана.

 

Рис. Демонстрация экрана

Если вам необходимо во время доклада чертить схемы или что-то записывать, то кликните по разделу Доска сообщений. Здесь будут доступны такие функции, как рисование, текст, ластик и др. После настройки этих опций нажмите на кнопку Совместное использование.

 

Рис. Доска сообщений

Если вы хотите заранее спланировать конференцию, кликните на раздел Запланировать.

Рис. Запланировать конференцию

В открывшемся окне укажите: тему конференции, дату и время начала конференции, длительность мероприятия, часовой пояс, идентификатор конференции (его можно создать автоматически или задать свой код). Затем установите пароль для конференции для защиты от незарегистрированных участников. С помощью него адресаты смогут войти в ваше мероприятие.

Если необходимо, подключите видеоизображение у себя и/или участников. Укажите, на каком устройстве будет использоваться звук (телефон, компьютер или оба варианта). В конце нажмите кнопку Запланировать.

Рис. Запланировать конференцию

Теперь вам останется только пригласить участников. Для этого зайдите в раздел Конференции и нажмите кнопку Копировать приглашение. Далее эту ссылку разошлите по адресам электронной почты участников. Через нее они смогут зайти на мероприятие.

Рис. Приглашение участников

5.4. Использование Google Forms для дистанционного обучения

Google Forms – это один из сервисов, относящихся к облачному хранилищу Google Drive. Он позволяет в режиме онлайн создавать различные документы, используя готовые шаблоны.

Google Forms имеют ряд преимуществ. Они позволяют:

  • оформить онлайн-регистрацию на мероприятие;
  • организовать страничку для сбора Email-адресов;
  • провести онлайн-исследование, тестирование;
  • создать анкетирование;
  •  провести голосование;
  • собрать обратную связь после проведения мероприятия.

5.4.1. Работа с Google Forms

Для работы с Google Forms необходимо иметь почтовый ящик Gmail. На странице почты необходимо открыть Приложения Google и выбрать раздел Формы. 

Рис. Раздел Формы

Перед вами откроется страница с возможными видами форм: документы, таблицы, презентации, формы тестирования или анкетирования.

 

Рис.Виды форм

Выбрав вид Документы, вы сможете создать документ Word в режиме онлайн. Вид Таблицы помогает работать с файлом Excel. Презентации – с Power Point.

5.4.2. Создание документа с Google Forms

Зайдем, к примеру в раздел Документы. Чтобы создать файл, вам необходимо на открывшейся странице нажать на кнопку с плюсом. Перед вами откроется стандартная форма Microsoft Office Word. 

 

Рис. Форма Документы

Для создания документа здесь можно выбрать масштаб страницы, стиль текста, шрифт, размер шрифта, отформатировать текста, создать нумерованный или маркированный список, вставить изображение или ссылку. Чтобы было возможно вносить изменения в документ, необходимо отметить режим Редактирования в виде кнопки с карандашом в правом верхнем углу.

Когда документ будет готов, его можно будет сохранить на сервисе, распечатать, скачать или отправить по электронной почте, опубликовать в Интернете, выбрав раздел Файл. 

 

Рис. Опция Файл

Кроме того, вы можете настроить возможность просмотра вашего документа для других пользователей. Для этого необходимо нажать на кнопку Настройки доступа. В открывшемся окне введите название своего файла и кликните по кнопке Сохранить. 

 

Рис. Настройки доступа

Затем введите адрес электронной почты пользователя, для которого вы хотите открыть доступ. Если необходимо, напишите сообщение и нажмите на кнопку Отправить.

 

Рис. Настройки доступа

Теперь ваш документ сможет изучить адресат. Он может внести комментарии и исправления в документ, которые отобразятся в левом столбике. Кликнув по окну с комментарием, вы сможете вписать ответ. Затем подтвердите свое действие кнопкой Ответить. Адресат сможет прочитать ваш текст, как только откроет документ.  

Рис. Комментарии к документу

Если вы не хотите, чтобы ваш документ просматривал кто-либо еще, то в разделе Настройки доступа выберите пункт Доступно только вам. 

Аналогичным образом можно создавать документы в формате Excel и Power Point.

5.4.3. Создание анкеты с Google Forms

Теперь попробуем сформировать анкету в режиме онлайн. Данная форма может понадобиться для проведения опроса обучающихся или родителей. Для этого нужно выбрать раздел Формы и в открывшейся странице снова нажать на кнопку «+». Перед вами откроется окно Новой формы. Чтобы задать ее название, просто кликните по надписи и введите свой текст.

Рис. Новая форма

В первой строке вам необходимо будет ввести описание анкеты. Далее в строке «Вопрос без заголовка» ввести текст вопроса. Форму ответа вы можете задать, кликнув по команде рядом и выбрав Текст (если необходимо просто ввести какое-то предложение), Один из списка (если необходимо выбрать один вариант ответа), Несколько из списка (если необходимо выбрать несколько вариантов), Сетка (если необходим множественный выбор на соответствие), Дата или Время (если необходимо указать ответы в данном формате). Кроме того, вы можете добавить в вопрос изображение, кликнув слева по иконке с картинкой. В открывшемся окне нажмите на кнопку Добавить, чтобы выбрать файл с компьютера или перетащите его мышкой. Чтобы загрузить картинку из Интернета, нажмите на раздел Фото, введите в строку поиска название изображения и кликните по понравившемуся варианту.

Рис. Добавление изображения

Аналогичным образом в вопрос можно вставить видео, выбрав команду Добавить видео или указать новый раздел, кликнув по команде Добавить раздел. 

В нижнем левом углу окна формы передвиньте бегунок в команде Обязательный вопрос. В данном случае, анкету не смогут отправить, если какой-то из пунктов будет пропущен.

Если вам необходимо отменить вопрос, нажмите на Корзину внизу окна формы.

Форму можно отформатировать, кликнув по иконке с изображением палитры в правом верхнем углу. Здесь вы можете выбрать картинку для верхнего колонтитула, цвет текста и фона, стиль шрифта.

5.4.4. Создание теста с Google Forms

Тест создать можно аналогичным образом, как и анкету. Но для него вам необходимо задать правильные ответы.

Для этого в окне вопроса вам нужно кликнуть по команде Ответы, затем поставить галочку напротив верного ответа и указать количество баллов. Далее подтвердите свое действие кнопкой Готово. 

Рис. Правильные ответы

5.4.5. Отправка формы

Когда форма будет готова, в правом верхнем углу нажмите кнопку Отправить. В открывшемся окне укажите тему анкеты, введите адреса электронной почты получателей и кликните кнопку Отправить. 

 

Рис. Отправка формы

Вы также можете выбрать способ отправки с помощью ссылки. Для этого нажмите на кнопку со скрепкой. В открывшемся окне вы увидите длинный URLадрес своей страницы, чтобы его сократить, поставьте галочку рядом с командой Короткий URL. Затем скопируйте ссылку и отправляйте ее адресату.

Рис. Отправка URL

5.4.6. Просмотр ответов

Когда адресаты заполнят анкеты или выполнят тест, вы сможете просмотреть результаты в разделе Ответы. Но для этого не забудьте в этом разделе перевести бегунок вправо. Здесь же вы можете вывести все результаты в виде таблицы, кликнув по иконке с изображением сетки.

Руководство по Google Forms

Рис. Принимать ответы

5.5. Использование социальной сети ВКонтакте для дистанционного обучения

Для дистанционного обучения можно также использовать всем знакомую социальную сеть ВКонтакте. Она позволяет осуществлять общение с обучающимися и родителями, давать задания, выкладывать лекции, презентации или видео, обмениваться  учебными материалами.

5.5.1. Начало работы в ВКонтакт

Если у вас еще нет странице ВКонтакте, для начала необходимо ее создать. Перейдите по ссылке https://vk.com/ Здесь вам придется пройти регистрацию. Введите свое имя, фамилию, дату рождения, номер телефона. И нажмите кнопку Получить код. На ваш номер телефона придет код подтверждения, с помощью которого вы сможете успешно завершить процедуру регистрации.

Рис. Регистрация в ВКонтакт

Далее вы сможете оформить свою страницу. Для этого необходимо войти в раздел Моя страница, нажать кнопку Редактировать и ввести данные о себе. После заполнения страницы не забудьте нажать кнопку Сохранить. 

Здесь можно также загрузить свою фотографию. Для этого необходимо нажать на строку Обновить фотографию и в открывшемся окне Выбрать файл, затем загрузить файл с компьютера и подтвердить свое действие кнопкой Сохранить и продолжить.

5.5.2. Добавление друзей

Чтобы у вас под рукой всегда был список контактов, вы можете добавить на свою страницу друзей. Для этого необходимо зайти в раздел Друзья и нажать на кнопку Найти друзей.

Рис. Поиск друзей

Затем  в строке поиска введите запрос, найдите среди раскрывшегося списка нужно адресата и нажмите кнопку Добавить в друзья. После того, как пользователь подтвердит ваше предложение, он появится в списке ваших друзей.

5.5.3. Общение через Мессенджер

Вы можете общаться здесь индивидуально с каждым студентом, используя раздел Мессенджер. В строку поиска введите имя адресата. Он появится из списка ваших контактов. В открывшемся поле введите текст. Затем нажмите кнопку Отправить в виде самолета.

Рис. Отправка сообщения

5.5.4. Создание группы

Удобнее общаться с группой обучающихся. Для этого ее необходимо сначала создать. Выберите раздел Сообщества. Далее кликните по кнопке Создать сообщество.

Рис. Раздел Сообщества

В открывшемся окне выберите Группа по интересам. 

Рис. Группа по интересам

Теперь заполните необходимые поля: название группы, тематику (например, образование, можно выбрать из открывающегося списка), тип группы (открытая или закрытая, это говорит о том смогут ли ее просматривать другие пользователи), если есть, укажите сайт. После этого подтвердите действие кнопкой Создать сообщество. 

Рис. Создать сообщество

На главной странице созданной группы вы можете добавить ее описание, загрузить фотографию группы. Далее вам нужно будет пригласить в нее пользователей. Для этого кликните по кнопке Пригласить друзей и в открывшемся окне выберите имена участников из ваших контактов или найдите их через поиск. Рядом с их именем нажмите на ссылку Выслать приглашение.

Рис. Страница группы

После того, как группа будет создана, вы сможете выкладывать здесь информацию для обучающихся или вести с ними переписку.

Чтобы выложить лекцию, презентацию или задание в группе, вам необходимо на стене страницы в поле Напишите что-нибудь ввести текст. К нему можно добавить фотографию, видеозапись, аудиозапись или отдельный файл, выбрав соответствующую иконку под полем ввода текста. Когда запись будет готова, нажмите кнопку Опубликовать.

Рис. Создание надписи на стене группы

Все участники группы получат оповещение в Уведомлениях о любой информации, которая будет выложена на стене. Они смогут добавить свои вопросы или ответы ниже под записью, а также прикрепить файлы, кликнув по иконке Комментарии. До тех пор, пока комментарии не будут добавлены к записи, вы сможете отредактировать ее, кликнув по галочке рядом и выбрав пункт Редактировать. Здесь вы можете также выбрать опцию Удалить запись.

Рис. Редактирование и удаление записи

5.5.5. Создание мероприятия

В разделе Сообщества вы также можете создать свое мероприятие, например, мастер-класс, круглый стол или конференцию. Для этого выберите в открывшемся окне опцию Мероприятия. Далее заполните информацию о событии: введите его название, выберите тематику (например, презентация), тип (закрытая, открытая), укажите дату и время начала, адрес проведения и кликните по кнопке Создать сообщества. Перед вами откроется главная страница мероприятия, где вы можете внести необходимую информацию о нем, загрузить фотографии, выложить записи на стене. Аналогичным образом вам необходимо выбрать опцию Пригласить друзей, чтобы добавить участников мероприятия. Они получат напоминание о предстоящем событии в своих уведомлениях.

Рис. Создание мероприятия


Заключение

Дистанционное обучение является перспективной формой образовательного процесса и может осуществляться как в рамках очных, так и заочных занятий. Оно дает больше доступности и свободы в учебном процессе. Но при этом требует технического оснащения и адаптации учебно-методических материалов для эффективного обучения.

Дистанционное обучение – это динамичный процесс. Оно находится под воздействием различных факторов внешней среды, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому задания для дистанционного обучения нуждаются в постоянной доработке, а требования по оформлению могут меняться и дополняться.

В зависимости от целей и методик содержание и формы дистанционного обучения отличаются в различных образовательных учреждениях. Однако необходимым остается наличие результатов освоения дисциплины, подлежащих проверке, форм и сроков контроля, заданий для контроля, критериев оценивания, рекомендуемой литературы, без чего не сможет обойтись ни один преподаватель.

В конечном итоге такая схема может гарантировать соответствие цели изучения учебной дисциплины прогнозируемым результатам, что и является эффективным показателем качества дистанционного образования.