Главные вкладки

    Программа работы родительского клуба «Здоровая семья»

    Кузьмина Алена Петровна

    Пояснительная записка

               Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

               В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. (А. Н. Острогорский)

               Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

                В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

                Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

                 Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

                  Именно это послужило толчком создания клуба «Здоровая семья» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

                   Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

               Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

                 Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.

                 Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно прежде всего с родителями детей раннего возраста.

                 Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

                 Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

                 Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

                 Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

                  Работа родительского клуба «Здоровая семья» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого: создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

    • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
    • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;

    — популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

    Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

    • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
    • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
    • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
    • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
    • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_roditelskogo_kluba_zdorovaya_semya.docx39.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок»

    Городского округа «город Якутск»

    СОГЛАСОВАНО

    Старший воспитатель МБДОУ д/с № 30

    ___________ /Винокурова А.Г./

    «_____»____________20_____г

    Программа работы родительского клуба

    «Здоровая семья»

            

    Педагог-психолог: Кузьмина А.П.

    Якутск

    Наименование программы

             «Здоровая семья»» программа родительского клуба в условиях ДОУ

    Цель программы

    • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
    • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша.

    Задачи программы

    • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
    • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
    • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
    • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
    • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

    Направление деятельности программы

    • Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников.
    • Трансляция положительного опыта семейного воспитания.
    • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

    Сроки реализации программы

                 Учебный год (с сентября по апрель)

    Участники программы      

                 Родители детей раннего возраста (вновь прибывшие)

    Ожидаемый результат

    • Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;
    • повышение уровня педагогических знаний и умений;
    • активизирование позитивного мышления, помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
    • устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.

                                                            1. Паспорт программы

    Пояснительная записка

               Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

               В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. (А. Н. Острогорский)

               Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

                В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

                Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

                 Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

                  Именно это послужило толчком создания клуба «Здоровая семья» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

                   Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

               Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

                 Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.

                 Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно прежде всего с родителями детей раннего возраста.

                 Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

                 Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

                 Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

                 Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

                  Работа родительского клуба «Здоровая семья» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого: создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

    • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
    • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;

    — популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

    Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

    • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
    • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
    • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
    • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
    • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

    Тематический план-программа

    Время проведения

    Тема встречи

    Этапы

    Ответственные

    Сентябрь

    «Здравствуй, детский сад!»

    Круглый стол

    Педагог-психолог,

    Старший воспитатель

    Октябрь

    «Золотая осень»

    Мастер–класс «Волшебные картины»

    Педагог-психолог,

    Ноябрь

    «Семейные ценности и

    традиции»

    Ознакомление в формате НПК семейных

    традиций в семье.

    Педагог-психолог,

    воспитатели групп

    Декабрь

    «Зимняя сказка»

    - Игры и конкурсы с детьми и родителями;

    - Изготовление новогодней поделки.

    Инструктор по ФК, педагог-психолог, воспитатели групп

    Январь

    «Будущие первоклассники» для

    подготовительных групп

    -Семинар-тренинг «Ваш ребенокпервоклассник»;

    -Тест «Готовы ли Вы отдать

    ребенка в школу» (А.Е.

    Хасановой);

    -нарисовать цветными

    карандашами портрет своего

    ребенка-первоклассника

    Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели подготовительных групп

    Февраль

    «Роль отца в семейном

    воспитании»

    - Игры и развлечения для детей и

    родителей «Папа-гордость моя!».

    - Выставка детских рисунков «Мой

    папа самый лучший»;

    Педагог-психолог,

    воспитатели групп

    Март

    «Весенняя капель»

    - Конкур «Мама и дочка»;

    - Мастер-класс

    «Цветы для дорогих и любимых»

    Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели групп

    Апрель

    «В здоровом теле-здоровый дух» итоговый.

    Спортивное соревнование «Быстрее, выше, сильнее»

    Инструктор по ФК, медицинская сестра, старший воспитатель

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора [Текст] / Е. П. Арнаутова. -М., 2004.
    2. Дошкольное учреждение и семья [Текст]: метод, руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
    3. Как провести родительское собрание в школе [Текст] / авт.-сост. О. С. Олендарь. — Донецк, 2005.
    4. Калейдоскоп родительских собраний: метод, разработки. Вып. 1-2 / под ред. Е. Степанова. — М., 2001.
    5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. — СПб., 2005.
    6. Медведева, М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: типичные проблемы / М. Ю. Медведева // Управление ДОУ. — 2002. — № 4.
    7. Монахова, А. Ю. Психолог и семья [Текст]: активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль, 2004.
    8. Монина, Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Т. Б. Монина, Е. Н. Лютаева. — СПб., 2005.
    9. Об опыте взаимодействия семьи и ДОУ Санкт-Петербурга [Текст] / сост. Н. П. Митрошина, Т. Е. Овечкина. — СПб., 2001.
    10. Общение педагога с родителями [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. — М., 2005.
    11. Овсепян, К. Р. Я иду в детский сад [Текст] / К. Р. Осепян. — М., 2003.
    12. Павлова, Л. Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Павлова // Управление ДОУ. -2003.-№4.
    13. Работа ДОУ с семьей [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. -М., 2005.
    14. Ребенок в детском саду [Текст]: журн. — 2005. — № 5.
    15. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир, -М., 1998.
    16. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, -М., 1997.
    17. Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. — М., 2004.
    18. Сонин, В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения [Текст] / В. А. Сонин. — М., 2001.
    19. Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачева. -М., 2000.
    20. Управление ДОУ [Текст]: журн. — 2003. — № 3; 2005. — № 8; 2006.-№4.
    21. Филиппова, Г: Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г, Филиппова. ~ М., 2002.
    22. Хозяева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозяева. — М., 2002.