Методические материалы для пианистов.

Фролова Анастасия Сергеевна

Материалы по методике для учащихся ВУЗов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_po_metodike_dlya_pianistov.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы по методике для пианистов

«Методика преподавания игры на инструменте (фортепиано)»

  1. Музыкальный слух, его разновидности, воспитание слуха исполнителя.
  2. Принципы школы Г. Г. Нейгауза и его книга «Об искусстве фортепианной игры».
  3. Критический анализ фортепианных школ для начинающих.
  4. Музыкально-ритмическое чувство, его взаимодействие с моторикой и эмоциональной сферой, способы развития.
  5. С. Савшинский. «Пианист и его работа», «Работа пианиста над музыкальным произведением», «Работа пианиста над техникой», «Режим и гигиена работы пианиста» (по выбору).
  6. Исполнительско-педагогический анализ фортепианных сборников и хрестоматий для начинающих.
  7. Музыкальная память, её структура, способы развития памяти.
  8.  К. Мартинсен  «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли», «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано».
  9. Исполнительско-педагогический анализ Нотной тетради Анны Магдалены Бах и Маленьких прелюдий И.С. Баха.
  10. Внутренний слух, его значение для музыканта-исполнителя, методы воспитания.
  11. Анализ одной из книг по методике на выбор (Н. Корыхаловой, Д. Баренбойма, С. Савшинского, Г. Когана и др.).
  12. Исполнительско-педагогический анализ инвенций и симфоний И.С. Баха.
  13. Работа над звуком в фортепианном исполнительстве.
  14.  А. Корто «О фортепианном искусстве».
  15. Исполнительско-педагогический анализ русской фортепианной миниатюры в репертуаре ДМШ.
  16. Вопросы педализации в различных музыкальных стилях.
  17. Выдающиеся петербургские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве

(Голубовская, Серебряков, Нильсен, Перельман, Хальфин).            

  1. Исполнительско-педагогический анализ сонатин Клементи, Бетховена,  легких сонат Гайдна и Моцарта.
  2. Особенности начального периода обучения.
  3. «Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX – XX веков: идеи, личности, школы» I и II тт. (статьи по выбору).
  4. Исполнительско-педагогический анализ произведений крупной формы в старших классах ДМШ.
  5. Исполнительский ритм, темп, агогика.
  6. Проблемы развития фортепианной техники (Савшинский, Бирмак, Гат, Шульпяков, Шмидт-Шкловская, Тимакин, Либерман, Мальцев и др.).
  7. Исполнительско-педагогический анализ «Детского альбома» Чайковского.
  8. Вопросы фортепианной аппликатуры. Развитие аппликатурной культуры исполнителя.
  9. Анализ одной из книг «Как исполнять Баха», «Как исполнять Гайдна» и др. из этой же серии – по выбору.
  10. Исполнительско-педагогический анализ «Альбома для юношества» Шумана.
  11. Проблемы артикуляции и книги И. Браудо «Артикуляция» и «Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе».
  12. Анализ одной из книг Н. Корыхаловой («Музыкально-исполнительская терминология», «За вторым роялем», «Увидеть в нотном тексте»).
  13. Исполнительско-педагогический анализ «Детской музыки» Прокофьева.
  14. Методика проведения урока (и его разновидностей: открытого урока, предэкзаменационной консультации и др.).
  15. Мильштейн  Я. «Советы Шопена пианистам».
  16. Исполнительско-педагогический анализ пьес для детей (Шостакович, Хачатурян, Майкапар, Слонимский).
  17. Работа над полифонией.
  18. Портрет крупного педагога фортепиано Санкт-Петербургской консерватории (от А. Рубинштейна, Лешетицкого, Есиповой до сегодняшнего дня).
  19. Исполнительско-педагогический анализ этюдов из репертуара ДМШ  (Черни-Гермер,  Лешгорн, Лемуан и др.).
  20. Проблемы интерпретации музыкального произведения.
  21. Портрет крупного педагога фортепиано Московской консерватории (Нейгауз, Игумнов, Гольденвейзер, Фейнберг и  др.) по выбору.
  22. Исполнительско-педагогический анализ пьес для детей современных композиторов.
  23. Публичное выступление и подготовка к нему.
  24.  Н. Голубовская. «Искусство педализации».
  25. Исполнительско-педагогический анализ произведений классического стиля (Гайдн, Моцарт, Бетховен – пьесы, медленные части сонат).
  26. Фразировка и динамика в произведениях разных стилей.
  27. Бадура-Скода Е.и П. «Интерпретация Моцарта».
  28. Исполнительско-педагогический анализ миниатюр романтического стиля (Григ, Шуман, Мендельсон, Шопен, Лист и др.).
  29. Методы развития навыка чтения с листа.
  30. Анализ одной из книг, посвященных выдающимся отечественным и зарубежным исполнителям ХХ века (А. Гольденвейзеру, М. Гринберг, Л. Оборину, М. Юдиной, Г. Гинзбургу, И. Игумнову, Я. Заку, В. Софроницкому, В. Нильсену, С. Рихтеру, А. Шнабелю, Г. Гульду, И. Падеревскому и др.) по выбору.
  31. Составление примерных программ из произведений разных жанров для начального, среднего и старшего классов музыкальной школы.

Примерный план исполнительского и педагогического анализа фортепианного произведения

  1. Стилевые характеристики произведения: общие (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, неоклассицизм и др.) и особенные (индивидуальный стиль композитора)
  2. Жанр: традиционное и новое в его трактовке
  3. Форма: ее особенности и воплощение исполнителем
  4. Фактура: гомофонный или полифонический склад, преобладание тематически насыщенного изложения или общих форм движения, объем, соотношение и регистровое положение фактурных пластов, плотность или прозрачность, степень пианистичности, соотношение партий правой и левой руки и т.д.
  5. Звучание инструмента в зависимости от стиля исполняемого произведения, пианистические приемы воплощения звуковых образов
  6. Динамика: террасообразная, контрастная, постепенная, динамический диапазон, интонационная микродинамика, динамика вертикали, формообразующая динамика
  7. Артикуляция: артикуляционные приемы (авторские, редакторские, собственные), их соответствие мотивному членению, реализация в пианистических движениях
  8. Педализация: роль педали в создании художественного образа произведения, использование системы педалей и применение различных приемов педализации, понимание авторской педальной идеи; условный характер педальных обозначений на определенных исторических этапах
  9. Исполнительский ритм, темп, агогика: темпо-ритмическая характеристика произведения, выбор темпа в пределах определенной зоны значений в связи с характером музыки, зоны строгого ритмического пульса и свободной в ритмическом отношении игры, стилевая обусловленность агогических отклонений
  10. Фразировка: декламационно-речевой или кантиленный характер, фразировочное членение, смысловые центры фраз (интонационные опоры) и их соотношение с ритмикой
  11. Аппликатура: анализ авторской аппликатуры как отражения художественного мышления композитора и манеры его игры, критическая оценка редакторской аппликатуры, принципы выбора собственных аппликатурных вариантов
  12. Характер исполнительских указаний в нотном тексте, авторские и редакторские указания, степень их подробности, умение разъяснить каждое из указаний
  13. Своеобразие и неповторимость конкретного произведения, его образный строй, оригинальность композиторских решений, возможности для создания самобытной, яркой интерпретации
  14. Педагогический аспект: роль, которую может сыграть анализируемое произведение в музыкантском и пианистическом развитии ученика, трудности и проблемы, с которыми ему придется столкнуться.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная  консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

Отчет о прохождении педагогической  практики

_____________________________________                           __________________

                    Направление подготовки (специальность)                                                                   курс, семестр                              

ФИО студента __________________________________________________________

Место прохождения практики:  Школа – студия при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Сроки прохождения практики с «     »               __  201 по «     »____         201     г.

Руководитель практики  ________________________________________________

Основные характеристики работы, выполненной за время прохождения практики на примере конкретного ученика:

1. Анкетные данные ученика

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Принципы подбора программы ученику и список выбранных произведений

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Этапы работы над программой

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Методы работы над произведениями

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Способы  преодоления трудностей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Способы контроля над самостоятельной работой ученика

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подготовка ученика к концертному выступлению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Собственный критический анализ выступления ученика на концерте

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Обзор обсуждения выступления  ученика комиссией

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Специфика индивидуального подхода

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Цели и задачи воспитания и обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Перспективы развития ученика

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв руководителя практики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент     _______________________________
                                                  Подпись                                        

Руководитель практики _________________________________________
                                                                       Подпись            

Список произведений по дисциплине

«Изучение педагогического репертуара»

III семестр

  1. Школы начального обучения игры на фортепиано – два сборника на выбор:

А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой

Л.Баренбойм, Ф.Брянская, Н.Перунова. Путь к музицированию

Л.Волчек. Азбука музыкальных фантазий

О.Геталова, И.Визная. В музыку с радостью

Е.Гнесина. Фортепианная азбука

В.Игнатьев, Л.Игнатьева. Я музыкантом стать хочу

А.Николаев. Игра на фортепиано

Н.Перунова. Музыкальная азбука

Т.Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс

Н.Соколова. Ребенок за роялем

М.Соколова, В.Натансон, Н.Копчевский. Современный пианист

М.Соколов. Маленький пианист                                                        

  1. Этюды – 8-9 этюдов на различные виды техники.

К. Черни. Избранные этюды под редакцией Г.Гермера (3 этюда)

Г. Беренс. Этюды соч.61; соч. 70 №33, 38, 43, 44, 50; соч.88 №1, 3, 4

А.Бертини. Этюды соч. 29, 32

Ф.Бургмюллер.Этюды соч.100 №2, 5; соч.105 №4; соч.109 №9, 15, 17

С. Геллер. Этюды соч.47

Ф.Калькбреннер. Этюды

А.Лемуан. Этюды соч.27 №1-17, №9-24

Ф.Лекуппе. Этюды соч.17 №18, 24; соч.24 №12

А.Лешгорн. Этюды соч. 65, 136

К.Черни. Этюды для начинающих (составитель Н.Терентьева)

Л.Шитте. Этюды соч. 68

                 25 этюдов соч.108

                 25 легких этюдов соч.160

3.          Полифония –  по 2 произведения из каждого сборника.

                       И.С.Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

                   И.С.Бах. Маленькие прелюдии и фуги

                       И.С.Бах. 15 двухголосных инвенций

                       И.С.Бах. 15 трёхголосных симфоний

  1. Сонатины, сонаты и вариации – по одной из каждой группы

               (всего 4 произведения).

Группа 1:

                      К.Ф.Э.Бах. Сонаты

                        Д.Скарлатти. Сонаты

                        Д.Чимароза.  Сонаты c-moll, B-dur, d-moll, g-moll

                        М.Клементи. Сонатины ор.37 №1,2; ор.38 №2,3; ор.36

                        А.Диабелли. Сонатины

                        Ф.Кулау. Сонатины ор. 55, 88, вариации G-dur op.42

                        Й.Геништа. Соната f-moll

                        А.Гедике. Сонатины ор.36

            Группа 2:                        

                        В.А.Моцарт. Вариации

                                               6 сонатин

                        Л.ван Бетховен. Сонатины

Легкие сонаты (ор.49), сонаты без опуса f-dur, C-dur,

Es-dur, f-moll, D-dur                            

            Группа 3:

                        Д.Бортнянский. Сонаты

                        А.Ляпунов. Сонатины ор.65

                        А.Гречанинов. Сонатины ор.110

                        А.Глазунов. Сонатина a-moll, лёгкая соната G-dur

                        Н.Мясковский. Сонаты ор.82, 83        

            Группа 4:

                        С.Прокофьев. Пасторальная сонатина

                        А.Хачатурян. Сонатина C-dur

                        С.Слонимский. Весенняя сонатина

  1. Сборники пьес целиком – два обязательных и по одному из групп 1-6

               (всего 8 сборников).

  Два обязательных сборника:

                   Чайковский. Детский альбом

                         Шуман. Альбом для юношества

Группа 1:

   А.Бородин. Маленькая сюита

             А.Аренский. Пьесы ор.53  

             А.Гречанинов. Бусинки

                                       Детский альбом  

             Д.Майкапар. Бирюльки

             А.Гедике. Шестьдесят легких пьес для фортепиано

             А. Хачатурян. Детский альбом

        Группа 2:

                       Л. Ван Бетховен. Шесть Экосезов

                       Э.Григ. Лирические пьесы т.1, 2

                                    Поэтические картинки

                       Ф. Мендельсон. Песни без слов

Группа 3:

                             И.Альбенис.  Избранные пьесы

             К.Дебюсси. Детский уголок

                       М.Чюрленис. Прелюдии

                    Б.Барток.  Музыка – детям

             Микрокосмос, тетр. I – IV

                       Ф.Пуленк. Сельские сцены

                       Дж.Фильд. Ноктюрны                  

Груп                Группа 4:

                                                         С.Прокофьев. Детская музыка

                                                Сказки старой бабушки

              Д.Шостакович. Детская тетрадь

                                        Прелюдии ор.34

                                                  Танцы кукол

                                                  Три фантастических танца

        Группа 5:

                        С.Баневич. Сказка о глупом мышонке

              Г. Белов. Фортепианные пьесы для детей

                   В.Гаврилин. Альбом пьес для детей

              А.Казелла. Одиннадцать детских пьес для фортепиано

              Г.Окунев. Радуга

                    Г.Свиридов. Альбом пьес для детей

               А.Смелков. Альбом пьес для юношества

                    Ю.Фалик. Детский альбом

                    В.Цытович. Детский альбом

                        А.Эшпай. Детский альбом

        Группа 6:

Детские пьесы современных французских композиторов

(ред.-сост. Л.Рощина)

                    Звуки мира: Вып.1-15 (сост.А.Бакулов)

              Произведения французских композиторов 20 века для детей

(сост. А.Балитч)

                     Пьесы японских композиторов (ред.-сост. Г.Митчелл)

Современная фортепианная музыка для детей 1-7 классов ДМШ

(под редакцией Н.Копчевского)

6.          Пьесы разных стилей – три  пьесы по выбору:                                  

               Г.Ф. Гендель. Чакона

                                                  Каприччио g-moll

                                                  Фугетта F-dur

                       М.Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…»

                                            Тарантелла

                                            Ноктюрн «Разлука»

                         Р.Глиер. Рондо ор.43 №6

                         А.Лядов. Вальс ор.9, Вальс ор.26, Прелюдия ор.57

                         В.Калинников. Элегия

                         И.Беркович. Вариации на тему русской народной песни

IV семестр

1.        Этюды – всего 7 произведений.          

             К.Черни. Школа беглости ор.299

                       К.Черни.  Искусство пальцевой техники ор.740

             М.Клементи-Таузиг. Путь к Парнасу

                       И.Крамер-Бюлов. Избранные этюды

             Ф.Лист. Юношеские этюды

                       М.Мошковский. 15 виртуозных этюдов

             Кобылянский. Шесть октавных этюдов

2.          Полифония – по 2 прелюдии из каждого тома.                              

                       И.С.Бах. Хорошо темперированный клавир  I, II тт.

3.         Классическая соната – по две сонаты каждого композитора         (всего 6 произведений).

Й.Гайдн. Сонаты для фортепиано Нов. XVI/13 E-dur, XVI/20 c-moll,

XVI/23 F-dur, XVI/29 F-dur, XVI/32 h-moll, XVI/ 35 C-dur,

XVI/37 D-dur,  XVI/44 g-moll, XVI/46 As-Dur, XVI/50 C-dur,

XVI/51 D-dur, XVI/52 Es-dur

В.Моцарт. Сонаты для фортепиано (К.283, 284, 309, 310, 311, 331, 332,

333, 457, 545, 570, 576).

                       Л.ван Бетховен. Сонаты № 1, 5, 6, 9, 10, 16, 19, 20.

4.          Произведения композиторов XIX-XX  века – по одному произведению

     из каждой группы (всего 12 пьес).

        Группа 1:

                  Л.ван Бетховен. Багатели

                      Ф.Шуберт. Лендлеры

                                          Вальсы

                                          Экспромты

                                          Музыкальные моменты

                      Ф. Лист. Годы странствий

                                     Ноктюрны

                                     Сонеты Петрарки

                                     Утешения                                                        

                       Р.Шуман. Лесные сцены

                                         Восемь фантастических пьес

                                         Листки из альбома

                                         Арабеска

                       И.Брамс. Интермеццо

                       Ф.Мендельсон. Рондо-каприччиозо

                                       

        Группа 2:                                

                       Ф.Шуберт.  Экспромты

                       Р.Шуман. Венский карнавал

        Новеллетты

        Группа 3:          

                      Ф.Шопен. Вальсы

       Мазурки

       Ноктюрны

       Полонезы

                                       Прелюдии

       Экспромты

        Группа 4:

                       Ф.Шопен. Баллады

                                          Скерцо

                       Э.Григ. Соната.

                       Ф.Мендельсон. Серьезные вариации

                   К.Вебер. Приглашение к танцу

        Группа 5:

                       И.Брамс. Баллады ор.10,

                                        Две рапсодии ор.79  

        Группа 6:

                       К.Дебюсси. Арабески

                                            Прелюдии                                                              

         Группа 7:                        

                       С.Рахманинов. 24 прелюдии

                                                  Пьесы ор.3

                                                  Транскрипции                      

        Группа 8:

А.Скрябин. Прелюдии ор 2, 11, 13, 15, 16, 17, 22, 27, 31, 33, 35, 37, 39,

48, 67, 74

Мазурки ор.3, 25, 40

        Группа 9:                                                            

                    А.Рубинштейн. Пьесы                                    

                       А.Лядов. Прелюдии

                       А.Аренский. Пьесы

                       Н.Метнер. Сказки

        Группа 10:

                       П. Чайковский. Времена года

        Группа 11:

                       С. Прокофьев. Мимолетности

                                                10 пьес из балета «Ромео и Джульетта»

                                                10 пьес из балета «Золушка»

        Группа 12:

                        Д.Шостакович. Прелюдии ор.34

                        С.Слонимский. От 5 до 50-ти. Сборник пьес, тетр.1-3                              

Список произведений по «Педагогической практике»

V-VI семестры

1.        Концертные этюды – по одному этюду каждого композитора

                                                          (всего 6 произведений).

                       Ф.Шопен. Этюды

                       Ф.Лист. Этюды

                       К.Дебюсси. Этюды

                       А.Аренский. Этюды

                       А.Скрябин. Этюды

                       С.Рахманинов. Этюды-Картины

2.             Полифония XVIII века – по одному произведению из каждой группы

                                                              (всего 2 произведения).

        Группа 1:

                            И.С.Бах. Французские сюиты

                                       Английские сюиты

                                       Партиты

                                       Токкаты

                       Г.Ф.Гендель. Сюиты

Группа 2:

             И.С.Бах. Итальянский концерт

                                      Концерты для фортепиано с оркестром d-moll, f-moll

3.    Полифонические циклы XX века – по одной прелюдии и фуге из каждого цикла.

                       Д.Шостакович. 24 прелюдии и фуги

                       Р.Щедрин. 24 прелюдии и фуги

                       С.Слонимский. 24 прелюдии и фуги

                                              VII-VIII семестры

1.         Классическая соната – два произведения на выбор:                              

Л. ван Бетховен. Сонаты для фортепиано № 2 – 4, 7, 8, 11 – 15,

№17, 18, 21 – 32

2.         Произведения композиторов XIX-XX  века – по одному произведению из

каждой группы (всего 6 произведений).

Группа 1:

                       Ф.Шуберт. Сонаты

                       Р.Шуман. Сонаты          

        Группа 2:

                       Ф.Лист. Венгерские рапсодии

                       Ц.Франк. Прелюдия, хорал и фуга

        Группа 3:

                       К.Дебюсси. Бергамасская сюита

            Эстампы

            Образы

            Остров радости

                       М.Равель. Игра воды

          Сонатина                        

        Группа 4:

                       А.Скрябин. Две поэмы ор.32, 63, 69, 71

                                           Поэма ор. 72

                       С.Рахманинов. Музыкальные моменты

                                                 Вариации на тему Корелли

        Группа 5:                                                                                        

                       С. Прокофьев.  Сарказмы                                                                

                                                 «Наваждение»

                                                  Токката

                                                  Сонаты  №1, 2, 3, 5

                        Группа 6:          

                       А.Шёнберг.  Избранные пьесы

                       Б.Барток. Избранные пьесы

                       П.Хиндемит.  Избранные пьесы

                         О.Мессиан. 20 взглядов на младенца Иисуса

                                        Прелюдии

  1. Концерты для фортепиано с оркестром – по одному концерту из каждой

группы (всего 3 произведения).

        Группа 1:

                       Й. Гайдн. Концерты

                       В.А.Моцарт. Концерты

                   Л.ван Бетховен. Концерты № 1, 2, 3

        Группа 2:                            

                       Ф.Мендельсон. Концерты

                       Р.Шуман. Концерт

                       Ф. Лист. Концерт A-dur

                       Э. Григ. Концерт

                       Ц.Франк. Симфонические вариации                                

        Группа 3:                          

А.Аренский. Фантазия на тему Рябинина

С.Рахманинов. Концерт № 1 (первая редакция), № 2