"Начало педагогики"

Ухина Людмила Анатольевна

Определение педагогика и общие понятия по педагогике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nachalo_pedagogiki.ppt947 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение педагогики: Педагогика (от греческих слов « пайдос » - дитя и « аго » - вести, в дословном переводе « пайдагогос » означает « детоводитель ») -наука, которая изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов обучения и воспитания детей и взрослых в институтах их наиболее полного развития).

Слайд 2

Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Педагогика – это наука о воспитании человека. В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины – « андрогогика » (от греч. « андрос » - мужчина и « аго » - вести) и « антропогогика » (от греч. « антропос » - человек и « аго » - вести)

Слайд 3

Возникновение и развитие педагогики, ее представители. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае , Индии , Египте , Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии ; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения.

Слайд 4

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия: Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Сократ (469 – з99 гг. до н.э.) Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)

Слайд 5

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Тертулиан (160 – 222 гг.) Августин (354 -430 гг.) Аквинат (1225 – 1274 гг.)

Слайд 6

«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.) Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 гг.) Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.) Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему! Джон Локк (1632 – 1704 гг.) Д. Дидро (1713 – 1784 гг.) К. Гильвеций (1715 -1771 гг.) П. Гольбах (1723 – 1789 гг.) Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)

Слайд 7

Представители русской педагогической мысли: В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.) А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.) Н.А. Добролюбов (1836 -1861 гг.) Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.) К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.) - Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Слайд 8

В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.) Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)

Слайд 9

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.) П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.) А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.) Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.) А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.) В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)

Слайд 10

Система педагогических наук. Общая педагогика: - общие основы - дидактика (теория обучения) - теория воспитания - школоведение Возрастная педагогика: - дошкольная педагогика - школьная 3. Педагогика высшей: школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Слайд 11

Система педагогических наук. 4. Социальная педагогика: - семейная педагогика - перевоспитание правонарушителей - и др. 5. Сурдопедагогика – воспитание глухонемых и слепых. 6. Тифлопедагогика – воспитание слепых. 7. Олигофренопедагогика – Воспитание умственно отсталых.

Слайд 12

Педагогика развивается в тесной связи с другими науками: 1. Философские науки: - этика - эстетика - науковедение - … 2. Анатомия 3. Физиология 4. Психология 5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология…

Слайд 13

Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики. Педагогика также находится на стыке точных и технических наук – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.

Слайд 14

Педагогика Это наука, изучающая закономерности воспитания, обучения и образования детей и взрослых в интересах их всестороннего развития

Слайд 15

Основные категории педагогики: Воспитание Обучение Образование Формирование Развитие

Слайд 16

Категории педагогики Самосознание Образование Обучение Воспитание Знание Умения Навыки Отношения Мировоззрение Поведение Преподавание Учение

Слайд 17

– Обучение это специально организованный, целеполагаемый, управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Слайд 18

Знания - это отражения человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий. Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки – это компоненты практической деятельности проявляющееся при выполнении необходимых действий.

Слайд 19

Образование- это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. PS: Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний

Слайд 20

Воспитание это целенаправленный и организационный процесс формирования личности. 1)в широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества); 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются усилия.

Слайд 21

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических…

Слайд 22

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Социальное развитие находит выражение, в психологическом, духовном, интеллектуальном росте.

Слайд 23

Методы педагогики педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта. Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.

Слайд 24

Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов: констатирующий; созидательно-преобразующий; контрольный; естественный.

Слайд 25

Словарь: Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности.1)в широком смысле В – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества); 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений, навыков и т.д. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических, … Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.