Теории и технологии экологического образования детей дошкольного возраста

Ухина Людмила Анатольевна

Методы экологического образования, проявление традиционных подходов, содержание 

экологического образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и технологии экологического образования детей дошкольного возраста

Слайд 2

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Основа воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы - его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением . Возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Слайд 3

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Слайд 4

Методы экологического образования детей дошкольного возраста В экологическом воспитании детей рекомендовано использовать наглядные, словесные, практические методы.

Слайд 5

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов с использованием технических средств обучения, в том числе.

Слайд 6

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Практические методы: игра, элементарные опыты моделирование.

Слайд 7

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Словесные методы: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Слайд 8

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются : возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок.

Слайд 9

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.

Слайд 10

Деятельность наблюдения начинается с постановки (или принятия ребенком) цели и задач . На первых этапах становления данной деятельности цели и задачи ставит сам воспитатель. Постепенно дети включаются в процесс, и в старшем дошкольном возрасте способны самостоятельно формулировать цели и задачи предстоящей деятельности наблюдения.

Слайд 11

Методы экологического образования детей дошкольного возраста Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению. 1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

Слайд 12

Методы экологического образования детей дошкольного возраста 2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.

Слайд 13

Методы экологического образования детей дошкольного возраста 3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают. 4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

Слайд 14

Методы экологического образования детей дошкольного возраста 5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

Слайд 15

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский, антропоцентрический подход к постановке и решению проблем, в том числе и в образовании. Главная особенность такого подхода — человек — «мера всех вещей», «властелин и хозяин» природы, способный изменять ее для своих потребностей.

Слайд 16

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму В экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов.

Слайд 17

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму

Слайд 18

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Например, выбор объектов для наблюдений зачастую основывался на традиционных взглядах «человек — мера всех вещей». Потребительский подход в данном случае проявляется особо парадоксально: живые организмы уничтожаются или повреждаются для решения задач экологического воспитания.

Слайд 19

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Раньше авторы рекомендовали срезать для наблюдений ветки различных деревьев. Конспект занятий «Сравнение веток деревьев и кустарников», для воспитания «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса»: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20—25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длиной 50—60 см в вазах.

Слайд 20

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Потребительский подход отражается и в подборе к этому занятию пословиц якобы природоохранного содержания: «Возле леса жить — голодному не быть», «Что в лесу родится — во дворе годится».

Слайд 21

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму НЕЛЬЗЯ предлагать при знакомстве дошкольников с «дикорастущими цветами» (подснежниками, колокольчиками, ландышем, ромашкой и т.д.) собрать букеты живых цветов, что «будет хорошим дополнением к празднику».

Слайд 22

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Применяемый ранее с точки зрения познавательной деятельности подход, направленный на создание и использование коллекций бабочек, жуков, чучел зверей, птиц, чтобы дать ребенку более реальное представление о животных, чем знакомство по картинкам, признан неверным для экологического воспитания.

Слайд 23

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Такой подход должен быть исключен из практики детских садов и заменен (по возможности) на наблюдения в живой природе, просмотр слайдов, видеофильмов, фотографий.

Слайд 24

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Экологическое воспитание предполагает прежде всего формирование эмоционального, бережного отношения ребенка к объектам живой природы, способности видеть их красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.

Слайд 25

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы (природа — среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем — объект человеческого потребления).

Слайд 26

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы (природа — среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем — объект человеческого потребления).

Слайд 27

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны ее беречь Природа — “дом” для живых существ, в том числе и человека, самоценность природы Дерево дает нам древесину Чем ценна ель? Сосна имеет большое народно-хозяйственное значение Дерево — “дом” для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое, познавательное значение, роль в жизни человека

Слайд 28

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые Роль грибов в круговороте веществ (на ближайших примерах — в саду, парке, в лесу) и в жизни других организмов — связи с деревьями, животными Помогать природе, улучшая ее, приумножать богатства Учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами

Слайд 29

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Сурки не наносят большого вреда растениям Сурки питаются растениями Вредные и полезные организмы, опасные и съедобные, красивые и некрасивые Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках, самоценность.

Слайд 30

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Акцент на выращивании культурных растений Акцент на общении с объектами естественной природы Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам

Слайд 31

Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Акцент на выращивании культурных растений Акцент на общении с объектами естественной природы Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам

Слайд 32

Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Стереотип «человек — царь, хозяин природы»

Слайд 33

Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Стереотип «вредные и полезные животные, растения». Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем — о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно.

Слайд 34

Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Многие родители употребляют выражения: «Эта змея ядовита, ее нужно убивать», «Тигр — зверь страшный, кровожадный».

Слайд 35

Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Педагогически правильно было бы объяснить, что оба животных находятся на грани вымирания, и какую роль играют в природе.

Слайд 36

Содержание экологического образования дошкольников Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.