Дистанционное обучение глазами студентов: плюсы и минусы

Артемьева Светлана Геннадьевна

Дистанционное обучение становится сегодня обычным явлением при получении профессионального образования. Развитие цифровых информационных и коммуникационных технологий позволяет дистанционной форме проведения занятий конкурировать с традиционной моделью. В то же время дистанционная форма обучения неоднозначно оценивается как преподавателями так и студентами. В нашем докладе  дистанционное обучение рассматривается с точки студентов-медиков Акушерского колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_po_distantsionnomu_obucheniyu.docx704.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение глазами студентов: плюсы и минусы

Артемьева С.Г.

Дистанционное обучение становится сегодня обычным явлением при получении профессионального образования. Развитие цифровых информационных и коммуникационных технологий позволяет дистанционной форме проведения занятий конкурировать с традиционной моделью. В то же время дистанционная форма обучения неоднозначно оценивается как преподавателями так и студентами. В нашем докладе  дистанционное обучение рассматривается с точки студентов-медиков Акушерского колледжа. Мы опросили студентов 1 и 2 курсов о переходе на удаленный формат и различных аспектах дистанционного обучения.  Было опрошено 124 студента. Опрос проводился при помощи Google Forms .

В целом, студенты удовлетворены условиями дистанционного обучения и отлично или хорошо адаптировались к новым условиям (73,4 %).

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\61B8F14E.tmp

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\CDF6DC7A.tmp

Работа преподавательского состава в рамках дистанционного обучения оценивается студентами положительно (67%). Студенты отмечают, что большинство преподавателей всегда на связи (64,5%). В процессе обучения чаще всего преподаватели используют платформу zoom (56,5%), работают с презентациями (26,6 %), используя при этом для контакта с обучающимися  мессенджеры (43,5 %) и социальные сети (36,3%).

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\DFFCCA98.tmp

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\B009C466.tmp

Времени на выполнение дается достаточно (62,9%). Но на самостоятельную работу у студентов уходит, как правило, более 3 часов в день (50%).

Тем не менее, самым главными плюсами дистанционно обучения студенты назвали отсутствие необходимости выезжать в учебное заведение (65,1%) и возможность для обучающихся участвовать в организации своего учебного процесса: выбирать время и место для работы с учебным материалом, определять скорость изучения материала, соответствующую особенностям своего мышления  (22,2%).

Успеваемость большей части студентов осталась на том же уровне, на котором была на очном обучении (44,4%).

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\D970B564.tmp

Анализируя вопросы, вязанные с возникшими у студентов трудностями, можно сделать вывод, что основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются следующие.

  • Большой объем задаваемых материалов (42,7%).
  • У студента нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов, причём сравнивать «вживую»: при работе у доски, выступлениях на конференциях и т.д. (34,9%).
  • Сложность выполнения практических заданий без объяснения преподавателя. Не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. К тому же сказывается отсутствие такого эффективного мотиватора учебной деятельности как постоянный контроль со стороны преподавателя (19,4%).
  • Необходимость постоянно иметь доступ в Интернет (12,1%).
  • Плохая обратная связь (11,3%).
  • Не хватает живой коммуникации с педагогом и сверстниками,  (10,5%).

Примерно одинаковое количество студентов (7-8%) указывают на  увеличение нагрузки в связи с переходом на дистанционное обучение, недостаточное владение компьютерными технологиями, трудности настроиться на работу дома.

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\E362C6F0.tmp

C:\Users\света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\B04CFA7E.tmp

На вопрос «Хотели бы Вы в будущем использовать дистанционное обучение?» большинство студентов ответили: «Только для некоторых предметов» (40,3%).

Таким образом, можно сделать вывод, что, в большинстве своем, студенты адаптировались к дистанционному обучению, оценивают работу преподавательского состава колледжа положительно. Трудности дистанционного обучения студентов Акушерского колледжа – это проблема такого формата обучения , как такового: трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения; определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; актуализация и поддержание мотивации обучения; адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

В ходе вынужденного обучения на дистанте  студенты стали понимать, что никогда никто не заменит живого общения с учителем, потому что это не просто передача знаний, а передача ценности и смысла культуры. Происходит осознание и признание важности  учительского труда. Невозможно весь учебный процесс охватить цифровыми методами обучения. Именно живое общение с преподавателями  и сверстниками, зарождение через такое общение личностей  интереса к наукам является ключевой мотивацией в обучении.