Статьи

Акчурина Гульназ Рамиловна

Статьи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Р.Хафизова

Башкирский государственный педагогический  университет им. М. Акмуллы

Абсолютно каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтами, будь то ребенок или взрослый. По своей природе никто не может избежать их. Поэтому каждый должен понимать и немного представлять, что такое конфликт, как его разрешить и как вести себя при его возникновении. К несчастью, многие люди не умеют достойно выходить из него. Более того, человек, поссорившись, находится на эмоциях, и после ссоры начинает чувствовать себя неуютно, испытывает стресс, тем самым причиняя своему здоровью огромный урон.

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально - политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек - человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские конфликты в подсистемах: «ребенок - ребенок»; «ребенок - взрослый», вытекающие своеобразным следствием рассогласованности требовании в семье и в обществе.

Важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству. Именно в детстве начинается складываться готовность или неготовность разрешать любые конфликтные ситуации.

В дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

Конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) — «столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме» [3]. Конфликтность – это качество личности, выражающее её предрасположенность к конфликтам. Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

1) «Я всегда прав!» Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии с другими детьми они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.

2)  «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро, эмоционально и активно. Они демонстрируют своё превосходство, высокомерие, стремятся привлечь внимание к себе.

3) «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с сверстниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том случае, ели оно им выгодно.

4)  «Я за себя постою». Эти дети осторожные в контактах со сверстниками, боятся ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

5)  «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь отрицательных оценок [1, с.65].

Дошкольный возраст – это важный и особо ответственный период в воспитании. Этот период  является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Упущение в данном возрасте может отрицательно сказаться дальнейшем формировании личности ребенка. Это может обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.[2, с.135]

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

  1. Нифонтова О.В.  Учим детей разрешать конфликты [Текст] О.В. Нифонтова.-М.: Сфера, 2012.-128с.
  2. Клюева Н.В,Касаткина Ю.В. Учим  детей общению [Текст] Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина.-М.: Академия развития, 2002.-237с.
  3. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.



Предварительный просмотр:

П 86 Психология саморазвития человека [Текст]: материалы четвертой Всероссийской научной конференции. 3-5 июня 2014 года, г. Киров. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – 253 с.  

Хафизова Гульназ Рамиловна

Hafizova Gulnaz Ramilоvna

Фаттахова Гульнара Рифкатовна

Fattahova Gulnara Rifkatovna

Уфа, Россия, Башкирский государственный

педагогический университет им. М. Акмуллы

Ufa, Russia, Bashkir State Pedagogical University n. M. Akmulla

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL

IN OVERCOMING CONFLICT

В данной статье рассматриваются проблема развития взаимодействия и общения детей в дошкольном возрасте, возникновение конфликтов и пути их разрешения.

This article covers the problem of development of interaction and communication between children in preschool age, conflicts and the ways of their resolution.

Резкие изменения в социальной и экономической сферах жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

К проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский и др. По мнению Д. Б. Эльконина, детские конфликты возникают по поводу ресурсов, связанных с предметами или интересами, дисциплины (поведения), трудностей в общении, ценностей и потребностей.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия, помогают друг друга и исправляют ошибки.

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игра выступает ведущей деятельностью в развитии дошкольника. Она является средством освоения ребенком ряда практических навыков, формирования положительных черт характера. Значительный вклад в разработку теории игры внес Л. С. Выготский. Л. С. Выготский обращается к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. Основные положения этой гипотезы следующие:

1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Эти обобщенные аффекты могут ребенком не осознаваться. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми.

2. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в сознаваемой самим ребенком игровой обстановке.

3. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия.

4. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления.

5. Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера [1] .

По мнению А. И. Сорокиной, игра ребенка не является абстрактной: она связана с практической деятельностью и «воздействием на мир. В игре впервые формируются, и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры». Именно здесь ребенок выражает как свое негативное, так и позитивное отношение к жизни, игра исходит из непосредственных интересов и потребностей ребенка, включая конструктивные и деструктивные конфликты. Она порождается как из его стимулирующих развитие, так и дезорганизующих контактов с окружающими, опосредована нравственными, стабилизирующими и деструктивными взаимоотношениями, в который включен ребенок и которые мотивируются отношением к значимым для него целям. Игра строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми [2].

По мере взросления все важнее становятся конфликты и контакты со сверстниками. В каждой детсадовской группе разворачивается порой драматичный и сложный сценарий детских межличностных отношений. Дошкольники ссорятся, дружат, мирятся, ревнуют, обижаются, помогают друг другу. Эти отношения окрашены самыми разнообразными эмоциями и остро переживаются ребенком. Конфликтность и эмоциональная напряжённость отношений детей намного выше, чем у взрослых. Воспитатели и родители зачастую и не подозревают о богатейшей гамме отношений и чувств, которую переживают дети, и поэтому не придают значения детским обидам, ссорам, дружбе. Между тем именно опыт первых отношений является фундаментом, на котором выстраивается дальнейшее развитие личности малыша. Этот самый первый опыт определяет отношение к миру, к себе, к другим. К сожалению, далеко не всегда он имеет положительную окраску. У некоторых детей отрицательное отношение к окружающим закрепляется и формируется в дошкольном возрасте и может иметь в дальнейшем печальные последствия.

Если ребенка, не пожелавшего поделиться игрушкой со сверстниками предметом, представляющим для обоих интерес или отстраненного от игры и потому устроившего крик и потасовку, успокоят, а затем уведут от детей, комментируя это следующим образом: «Раз не умеешь вместе с ребятами, играй один», то вряд ли ребенок в следующий раз предпочтет тактику сопротивления и конфронтации. Но когда ребенок увидит, как его отец, выпятив грудь вперед и сквернословя, наступает на случайно задевшего его сумкой прохожего, он, пусть и бессознательно, придет к заключению, что конфронтация – наиболее продуктивный способ поведения, и именно так следует вести себя в аналогичных ситуациях. Взрослые своими оценками и суждениями формируют у детей готовность прибегать к той или иной тактике поведения в конфликте или избегать ее.

Примерами тому могут служить фразы: «Что ты жалуешься да нюни распускаешь? Постоять, что ли, за себя не можешь?», «Всегда можно по-хорошему договориться, а не толкаться. Надо вежливо сказать или попросить. Помнишь волшебное слово?», «Чтобы я больше такого не видела. Разбирайтесь сами, нечего мне ходить и жаловаться, а то нашлепаю и правым, и виноватым и по разным углам поставлю». В таких высказываниях происходит своеобразное программирование детей взрослыми. Через восприятие оценок взрослых складывается представление детей о нормах социального взаимодействия. Поэтому родителям, воспитателям важно быть особенно внимательными и осторожными в своих высказываниях. Взрослые должны уметь предвидеть возможные последствия необдуманных суждений в адрес детей и с детства закладывать в них стремление к партнерству, сотрудничеству и взаимопомощи.

Каждый конфликт имеет свою продолжительность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определенной логике, в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:

1.Завязка, или конфликтная ситуация (нарастание).

2.Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация).

3.Тот или иной исход, который ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание), последующее взаимодействие.

Следует отметить, что успешная блокировка конфликта возможна лишь на первой стадии его возникновения. Если конфликт разгорелся и подавить его сразу не удалось, то воспитателю следует разрешить конфликт, проведя его разбор (анализ) с выяснением обстоятельств и применением воспитательных действий после того, как произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

По поводу действий со стороны воспитателя, желающего конструктивно разрешать детские конфликты, необходимо отметить, что он должен содействовать тому, чтобы дети – участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, какими путями они хотят достичь желаемого и какие средства они собираются использовать или используют на самом деле. Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию. Конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами – «сигналами конфликта». Когда ребенок рвет свою связь с партнером по игре или общению, проявляет негативные эмоциональные реакции без открытого вступления с ним в конфликт, осуществляет действия, которые могут провоцировать возникновение конфликтной ситуации, тогда становится ясно, что необходимо принять меры по ее предупреждению. Насилие, проявление агрессии указывает на несомненное присутствие проблемы, равно как и ожесточенные споры, когда дети оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе конфликта ребенок может утратить обычные нормы поведения и пойти на крайности. Следует помнить, что конфликт всегда в качестве одной из составляющих имеет своей целью проверку партнера на сопротивляемость. Посещая детский сад в течение нескольких лет и общаясь в группе со сверстниками по нескольку лет, дети достаточно хорошо изучают друг друга и знают сильные и слабые стороны каждого.

Успешное разрешение конфликтов требует множества навыков, как от детей, так и от родителей и воспитателей. Дипломатичность, общительность, готовность к компромиссу и способность отстоять свое мнение  все это лежит в основе умения хорошо вести переговоры, бесстрашно смотреть на конфликт и достойно разрешать его. Если мы научим детей всем этим навыкам, то наставим их на путь мирных диалогов с другими детьми.

Примечания

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–77.
  2. Сорокина А. И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте / А. И. Сорокина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.